19. Часовщик

Ртищева Людмила
В моих старых настенных часах лопнула пружина. Неприятность чуть было не превратилась в неразрешимую проблему, когда, зайдя на следующий день в ближайшую мастерскую, я узнала, что «данная модель давно снята с производства и деталей для неё нет». Но мне посоветовали обратиться к частнику, у которого эта пружина вполне могла быть, потому что часовые мастера иногда приобретают не подлежащие восстановлению часы специально на запасные части.
Мне даже подсказали имя такого человека – Иван Карлович Гюйгенс. Говорили, что лет ему, наверное, не меньше девяноста, и всю свою жизнь он чинит часы. Часовщиками были и отец его, и дед, и, вероятно, прапрадеды, вплоть до семнадцатого века, так как, судя по фамилии, великий голландец, изобретатель часов, Христиан Гюйгенс вполне мог быть его предком. Как и когда семья Ивана Карловича попала в Россию, а тем более в Симбирск, никто не знал. Я, конечно же, была заинтригована. К тому же у меня появилась надежда починить часы. Поэтому я отправилась к старому мастеру, не откладывая.

…Его мастерская располагалась в обычной двухкомнатной квартире на первом этаже восьмиэтажной жилой «башни». В ней же в совершенном одиночестве он и жил.
Вход оказался не из подъезда, а прямо с улицы. Миновав небольшой квадратный тамбур, я очутилась в довольно просторной комнате, заполненной часами. Они были повсюду: висели на стенах, стояли на подоконнике и даже на полу. Некоторые лежали на трехъярусном металлическом стеллаже, кроме которого, да ещё старого венского стула и небольшого стола, напоминающего конторку, другой мебели в мастерской не было.
Но даже если бы она и была, то, наверное, я её не заметила бы, потому что всё моё внимание сразу поглотили часы. Никогда не видела такого их количества и разнообразия. Здесь, казалось, были все виды часов – от примитивных ходиков в форме кошачьей мордочки с бегающими глазами, висевших прежде в какой-нибудь деревенской избе до почти двухметровых напольных, должно быть, когда-то украшавших залу в дворянском особняке.
Увлечённая рассматриванием часов, я и не заметила, что меня также рассматривают – в дверях соседней комнаты стоял высокий худой старик с пышной седой шевелюрой. Когда наши взгляды встретились, он учтиво поклонился:
– Иван Карлович Гюйгенс.
– Елана Игоревна Неклюдова, – автоматически в том же тоне ответила я, и мы оба рассмеялись.
– Интересуетесь часами?
– Очень!
– Да, у меня есть любопытные экземпляры! Но самая большая редкость не здесь. Хотите, покажу?
– Конечно!
Сходив в соседнюю комнату, он принёс небольшой футляр, обтянутый чёрной кожей. Внутри его, на тёмно-синем бархате, лежали круглые карманные часы.
– Настоящий «Брегет», – похвастался старик. – Двести с лишним лет, а всё ещё ходят. Да так точно, что я по ним все часы сверяю. – И он захлопнул футляр, не дав мне даже дотронуться до реликвии.
Унеся «Брегет», Иван Карлович, наконец, задал самый естественный для часовщика вопрос: «Что же случилось с вашими часами?»
Я в двух словах объяснила суть проблемы и с радостью услышала, что нужная пружина у него есть, и можно приносить часы. А когда я уже, было, собралась уходить, он неожиданно спросил:
– Вы знаете, что такое время?
– Ну, точного определения, боюсь, дать не смогу… кажется, это одна из форм существования материи…
– Вот именно! – почему-то обрадовался часовщик. И, не сказав больше ни слова, удалился в соседнюю комнату.
Постояв ещё немного, но так и не дождавшись продолжения разговора, я вышла из мастерской.
«Странный старик…» – думала я.
Но его вопрос так и засел у меня в голове. По дороге домой я зашла в библиотеку и взяла монографию о происхождении и сущности времени. Перед сном, раскрыв довольно увесистый том и пропустив все научные обоснования данный темы, я нашла главу, посвящённую загадкам и парадоксам времени. И с удивлением узнала историю, которая произошла в начале мая тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.
В тот день супруги Видаль из аргентинского города Часкомус отправились на своём автомобиле в город Майцу, находящийся всего в ста пятидесяти милях. Их друзья, которые поехали туда же, но на другой машине, добрались до места раньше и, не  дождавшись супругов, поехали им навстречу. Однако на дороге они никого не обнаружили.
Через некоторое время господин Видаль позвонил сам из… консульства Аргентины в Мехико. Он сообщил, что в пути они попали в плотный туман и больше ничего не помнят. Очнулись только часа через два и… за четыре тысячи миль от своего города.
Главным «героем» в данной истории оказался именно необычный туман, который имеет своё научное название – «облако времени». По сути, это аномальная зона, внутри которой время течёт совсем по-другому.
Эта информация настолько меня захватила, что мне не терпелось ею поделиться, – и назавтра, взяв часы, я отправилась в мастерскую.

…Старик встретил меня, как хорошую знакомую, но о времени больше разговор не заводил. Он осмотрел часы и сказал, что уже на следующий день их можно будет забрать. Я постояла ещё немного у его конторки и направилась к двери.
– А что вы думаете о бестелесном путешествии во времени и пространстве? – услышала я за спиной его голос.
– Вы имеете в виду путешествие души без тела?
– Если вас смущает слово «душа», то называйте это «энергетической сущностью» или «экзосоматической системой». Но вы ведь не будете отрицать, что нечто такое в нас есть?
– Вообще-то… – но тут я увидела, что отвечать некому – часовщик исчез.
Дома я снова взялась за монографию. И буквально в следующей главе прочитала, что уже более ста лет проводятся опыты, подтверждающие существование души (или как её ещё назвать!). Под гипнозом из тела выделяется его чувствительность. Получается, что органы чувств остаются на месте, а обоняние, осязание, вкус, зрение, слух, а также (что уж совсем невероятно!) и разум существуют сами по себе. Они могут образовывать человекоподобную сущность и в качестве нашего двойника путешествовать без участия тела. Конечно, я утрирую. Но полученная информация произвела на меня сильное впечатление.
Хотя всё же больше я думала о старике, вернее, о его вопросах. Подбрасывая эти задачки, он явно вёл меня к какой-то своей цели. И мне не терпелось эту цель увидеть. Я едва дождалась назначенного времени, чтобы забрать часы.

…На сей раз часовщик сидел за своей конторкой и, глядя сквозь пристроенную к глазу напоминающую монокль лупу, разбирал какой-то мелкий механизм. Он так был погружён в работу, что на стук двери даже не поднял головы, лишь знаком руки попросил меня подождать. Сесть было не на что, поэтому я принялась ходить вдоль стен, рассматривая всё, что попадалось мне на глаза.
Внезапно обернувшись, я увидела прямо у себя за спиной старика, держащего в руках мои часы.
– Всё в порядке, – сказал он. – Я заменил пружину, почистил весь механизм. Думаю, он прослужит ещё не один десяток лет. 
Он упаковал часы и протянул их мне.
– Спасибо! – я взяла пакет и направилась к выходу.
«Значит, разгадок не будет…» – с обидой подумала я.
– Погодите! – остановил меня старик. – Мы же с вами не договорили! Вы слышали о парадоксах времени?
– Кое-что! – И я рассказала историю с автомобилем, оказавшимся вместо Аргентины в Мексике.
– Вы считаете, всё это было на самом деле?
– Не думаю! Вероятно, супруги Видаль улетели в Мехико на самолёте и таким образом всех разыграли…
– Скорее, это была ракета, – пошутил часовщик. – Посмотрим, что вы скажете об истории, произошедшей с круизным судном «Морская звезда»… 16 октября 1992 года оно с десятью туристами и тридцатью членами экипажа на борту отправилось из Бомбея в Малайзию. Внезапно начался сильный шторм. С корабля был послан сигнал SOS, и пять катеров береговой охраны отправились ему на помощь.
– Корабль, конечно же, не нашли…
– Как вы догадались? Он возник на глазах у изумленных рыбаков на том же месте и в тот же самый час, но… ровно три года спустя – 16 октября 1995 года. Причём на судне рассказ о его трёхлетнем исчезновении был воспринят как розыгрыш. По словам туристов и команды, буря началась всего два часа назад, а потом внезапно прекратилась… Как видите, у этой истории довольно много свидетелей.
– Ну, допустим…
– А что вы решили насчёт путешествия вне физического тела? – перебил меня Иван Карлович.
– Я думаю, что в принципе оно возможно. Но только на ближние расстояния – метра на два-три…               
– Жаль! Очень жаль, что вы оказались скептиком… Но если бы вы верили в существование души, то поняли бы, что путешествие во времени возможно. Для этого нужно всего одно условие: научить душу покидать тело. И тогда…
«Что тогда?» – хотела спросить я, но старика рядом уже не было…

…После моего посещения часовой мастерской прошло, наверное, недели две, но не было и дня, чтобы я не вспомнила наш с Иваном Карловичем последний разговор. Теперь мне было известно не только о парадоксах времени, но и о том, что именно с ними связаны такие феномены, как полтергейст, левитация, телепортация, исчезновение предметов и людей.
Я даже создала нечто вроде своей теории. Допустив, что душа действительно существует, предположила, что тогда она должна быть значительно мобильнее тела. И если для человека попадание в «облако времени» всегда случайность, то для его «экзосоматической системы» вполне реальна возможность отправиться на его поиски. Значит, найдя аномальную зону, душа сможет путешествовать во времени. Хотя зачем душе это «облако» – она и есть аномальная зона…
Сделав эти открытия, я непременно хотела поделиться ими с Иваном Карловичем. Возможно, он и сам пришёл к ним ещё раньше, чем я. Тогда мы вдвоём гораздо быстрее найдём способ, как заставить душу покидать тело и возвращаться в него по нашему желанию. Тем более в литературе уже описаны такие случаи.
И я отправилась в мастерскую.

…К моему разочарованию, на её двери висела табличка «ЗАКРЫТО», и больше никаких объяснений. Подергав ручку, я посмотрела по сторонам, не идёт ли кто из соседей, – они-то наверняка знают, что случилось с часовщиком. И тут увидела… самого старика, который стоял поодаль, в тени дома, и смотрел на меня. Выглядел он немного странно, но я не успела понять почему.
– Иван Карлович, – кинулась я к нему.
Но оказалось, что на том месте, где он только что стоял, никого нет. Лишь небольшой выступ в стене, который я, должно быть, и приняла за человеческую фигуру.
Но мой возглас всё же имел результат: подходившая к дому старушка, видимо, приняла его за вопрос о часовщике и, остановившись, обстоятельно объяснила, что произошло. По её словам, несколько дней назад один из клиентов, пришедший за своими часами, обнаружил Ивана Карловича лежащим без сознания, прямо на полу посредине мастерской. Вызванная им скорая помощь увезла часовщика в Александровскую больницу. Там он сейчас и находится.
– Если вы за часами, – добавила старушка, то обратитесь во вторую квартиру – все выполненные заказы там.
– Нет, нет, свои часы я уже забрала, – сказала я. И, поблагодарив за информацию, поспешила в больницу.
В отделении реанимации, узнав, что я не родственница Ивана Карловича, со мной сначала даже не хотели разговаривать. Но я всё же настояла, и в приёмный покой вышел хмурый врач. Он сказал, что «пациент находится в коме, хотя причины этого не ясны, так как, учитывая его возраст, он практически здоров».
– Его состояние очень напоминает летаргический сон, – пробормотал врач напоследок и, не прощаясь, вышел.
Больше мне ничего узнать не удалось. И корить себя за то, что не пришла раньше, было бесполезно – оставалось лишь ждать, когда Иван Карлович очнётся.
И я ждала. Теперь я уже точно знала, что тогда, у стены дома, я видела именно его, точнее, его энергетическую сущность и надеялась, что он снова как-то себя проявит. Я прочитала массу литературы, ища ответ на вопрос, возможна ли вообще какая-то связь в подобном случае. И тогда возникла мысль о… телефоне. Изредка я набирала номер часовой мастерской.
Однажды даже показалось, что мне ответили – длинные гудки вдруг прервались, словно на другом конце подняли трубку. Там определенно кто-то был. Но он не проявлял себя никакими членораздельными звуками, и я решила, что это просто неполадки на линии.
Был и ещё один странный телефонный звонок, но теперь мне. Сняв трубку, я ничего не услышала, но почувствовала, что кто-то хочет со мной связаться…

…Следующим утром позвонили уже в дверь моей квартиры. Мальчишка лет двенадцати протянул мне сложенный вчетверо тетрадный листок с написанным в уголке моим адресом:
– Это от Ивана Карловича…
– Он пришёл в себя! – обрадовалась я
– Нет, он умер… – и посыльный побежал по лестнице вниз.
Я тут же в дверях развернула записку. В ней было всего две строчки:
«Я научил душу покидать тело!
Надеюсь, она захочет в него вернуться…».

…Я не могла поверить, что Ивана Карловича больше нет. Ощущение непоправимости этого вызывало почти физическую боль. Переживая неожиданный уход старика, я почти забыла, что сам он в смерть не верил.
Ещё и ещё раз вспоминая наши короткие разговоры, я пыталась найти хоть какую-то зацепку, малейший намёк на возможность встречи и на долгожданный ответ на мучивший меня вопрос: неужели удалось?! Но, дочитав монографию о природе времени, была вынуждена согласиться с его однонаправленностью. Путешествия в будущее могут быть только безвозвратными.
Я могла бы надеяться, что доживу до того времени, где находится сейчас Иван Карлович… Но, к сожалению, его физическое тело осталось в настоящем.  А где его душа – кто знает!


    Рассказ опубликован в книге "Один из вариантов жизни" (Ульяновск, 2005 год)