Дерево рода. Иная ветвь. Лайлы. 2. Берест

Вера Нлс
                2. Берест.          

                Кондрат,сын Остапа , имел троих сыновей - Федора, Василия и Якова. Первым женился Фёдор. Жену его звали Мария.Родились у них две дочки - Ганна и Мария.
                Сначала Фёдор жил в одной хате со всей семьей, а потом отошел жить  в хатыну, которую пристроили к  Кондратовой хате. Хатына   - это пристроенная  к хате ещё одна комната, но поменьше, или такая же, но не больше. По обыкновению сюда отходил старший сын, а когда женился  следующий, то старшему строили новую хату, а  младший  занимал хатыну, и так далее, до тех пор, пока с отцом оставался самый младший сын. Этот сын должен был  докормить родителей в старости и наследовал отцовское имущество.             
               Самого младшего сына родители всегда баловали, даже заискивали перед ним, чтобы помнил добро да ласку и не обижал их в старости. Этот сын и работал на семью меньше всех. Как только  старшие сыновья подрастут,  а уже зимой заготавливают древесину для строительства.  Эту древесину складывают в длинный тростниковый шалаш для просушки. Там она должна пролежать не один год.  Сохи*, стропила, сволокы* * - это целые брёвна, а на окни и двери ещё и  доски пилят. По реках были водяные лесопильни, где вода крутила колёса и производился распил. Только лесопильни эти были далеко , поэтому пилили дома, в яме.
               Выкапывается  глубокая узкая  яма, на эту яму  клали бревно на специальных держателях, один пильщик становился  сверху , а другой  внутри  ямы и длиннющей двуручной пилой 
 продольно распиливали  бревна на доски. Один пильщик тянул пилу вверх, а другой вниз.  Когда распилят по длине ямы,  бревно подвигают. Долго и тяжело. Те же  хуторяне,  которые жили в голой степи и не имели строительного дерева, вынуждены были покупать  его для хат на лесопильнях.
              Через некотрое время после Фёдора женился  Василий. Взял себе жену Наталью из Рокиты из рода Полтавцив. Кондрат решил построить Фёдору хату по ту сторону своего яра, а Василия с Натальей отправить в хатыну, пока подрастёт наименьший сын  Яшка. Вот как-то зимой  все братья да ещё и помощники из родни и соседей пришли к Кондрату в яр на заготовку древесины.
               Работалось дружно и уж работа приближалась к концу.  Осталось  спилить два-три дерева на сволокы. Всё как всегда. Кто-то из  детей  - подросток, залазит на дерево и привязывает длинную крепкую верёвку. Мужчины внизу надпиливают и надрубают с двух сторон дерево, а когда оно начинает  трещать и шататься  - бросаются все  вместе и тянут за верёвку,  что-бы не  упало  в яр , а на склон, потому что из яра вытягивать тяжело. Когда дерево упадет, его  обпиливают и обрубывают. Подростки вытаскивают из яра ветки поменьше и хворост на топливо, а мужчины вытаскивают стволы и закатывают в шалаш ,или  так складывают  и накрывают тростником.
               Так как в степи не было дерева, то каждая ветка просматривалась , перебиралась и сортировалась не раз. Ветки потолще  шли на разное строительство:  на  перекрытия, колья, перекладины, а ветки потоньше на держаки для  грабель, кос,  тяпок, лопат и другого,  ещё поменьше на палки,  бичи,плётки, а хворост на топливо.         Всё как всегда, да видно что-то не так  подпилилось или подрубилось  в этот раз, потому что дерево когда стало наклоняться  пошло в раскрутку.  Возможно это случилось ещё и из-за того, что это дерево было  берестом, а у береста очень узловатая  древесина.  Она  и на доски не идёт из-за этого, а как бревно - соха или сволок, хороша. Когда дерево  крутанёт, то в какую сторону оно упадёт -     неизвестно.  Все бросили верёвку и кинулись в рассыпную.
               Дерево сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее крутилось и падало. Падало прямо на Фёдора. « Убегай , Фёдор, убегай!» - кричали ему. Фёдор бежал не оглядываясь  по дуге, а дерево гналось за ним. Люди, видевшее всё собственными глазами, так и рассказывали потом:   «Дерево  погналось за Фёдором!» Оцепенев, все с ужасом смотрели на это ,как-бы замедленное, движение:  « Догонит ли?»
               Гууххх! Рухнуло дерево, затрещали ветки, подскочил и взбрыкнул ствол на распиле. Тишина. Фёдор умер на месте. Дерево упало стволом прямо на него, хотя и не самой толстой частью. Вдавило в снег. Само тело было целым-целёхонько, но видно внутри всё отбито.Он упал лицом вниз и вмятина от  лица на снегу была полна крови. Белый глубокий яр, порисованый  серыми стволами деревьев, вытоптаный снег, силуэт человека на нём и на месте головы - яркое, красное,  круглое пятно- ямка на белом снежном фоне…      
               Хату Фёдору всё таки построили. Вернее не Фёдору, а его вдове с двумя детьми - дочками Ганной и Марией.  Скот продала вдова, потому-что ухаживать за скотом - мужская работа. Топливо, правда братья Фёдора - девери Василий и Яков помогали  заготовить, масла постного забить или муки на мельнице смолоть ,тоже. Однако не из своего и не  даром.  И  на  жатве, и на конопле, и сено грести - везде работала вдова. Приймак не случился - к Лайлам никто в работники идти не захотел. Так и умерла вдова рано - лишь  девочки подросли.
               Василий с Натальей перешли в хатыну и там жили аж покуда не женился самый  младший брат Яшка.
                *Соха - угловая  стойка.
                **Сволок - потолочная балка.

Продолжение следует.
На украинском языке рассказ помещен на  сайте  Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2012/02/02/8364