Рио-де-Жанейро. Несбывшаяся мечта Турции

Черный Маг
        В ноябре 1910 года весь мир облетела новость. В далекой Бразилии восстали военные моряки. Команды двух новейших дредноутов «Сан-Паулу» и «Минас-Жерайс», отказались подчиняться приказам и навели орудия на Рио-де-Жанейро.
        Всего пять лет назад мир следил за восстанием на броненосце «Потемкин». Моряки плавающей крепости расправились с офицерами и подняли красный флаг.
        Броненосец пришел в Одессу, и его с ликованием встретил простой люд.
        Тогда, на одесском рейде, учитывая народные симпатии, моряки сделали несколько выстрелов "по штабу неприятеля". Но то были орудия  малого калибра.
        В Рио-де-Жанейро народ восставших не поддержал и моряки были настроены решительно.
        Пара залпов - и красивейший город Атлантики мог превратиться в груду развалин.
        Почему восстали моряки?
        В бразильском флоте у матроса было униженное, во многм рабское положение. Телесные наказания были нормой.
        На достройке этих кораблей в Англии и в последующем обучении бразильские моряки наблюдали совсем другие отношения командиров и подчиненных.
        Потому, вернувшись домой, они не пожелали служить по - старому.
        Командиры только этот факт игнорировали, но не учли, что новые дредноуты смогут без труда потопить весь остальной бразильский военный флот.
        К счастью, президент Бразилии, господин де Фонсека, был бывший военный и лучше других понимал обстановку.
        Были немедленно начаты переговоры.

        Требования моряков выполнили, а главным бунтовщикам пообещали свободу и амнистию.

        До сих пор трудно объяснить, зачем понадобились Бразилии такие опасные и дорогие игрушки - современные ударные корабли. Никто не собирался нападать на Бразилию.
        Объясняют, так, что в казне было слишком много денег от экспорта кофе.
        Да и мода была на дредноуты.
        Почему бы богатой Бразилии не построить себе дредноут? Или два?
        Соседняя Аргентина представляла угрозу и тоже, как будто, заказала дредноуты.
        Бразилия заказала целых три дредноута.
        Третий корабль тоже строился в Англии. Он носил имя столицы «Рио-де-Жанейро» и был самым мощным.
        Закупки военной техники - дело тонкое. И очень выгодное для господ генералов и адмиралов.
        Даже после бунта на рейде Рио, супер-дредноут для республики Бразилии продолжали строить.

        В те годы поступление на флот дредноута, (он же линкор), означало скачок в боеспособности флота.
        Прочие корабли не шли в сравнение. Высокая скорость хода, лучшая броневая защита, повышенная живучесть и многие другие качества. Но это главное.
        Дальность стрельбы орудий главного калибра и их огромная разрушительная сила давали возможность уничтожать корабли противника на большом расстоянии, не подпуская близко. Броненосцы, выпущенные ранее, становились жертвами.
        Со спуском на воду очередного дредноута менялось соотношение сил на морях и океанах. Военные атташе (агенты) разных стран пристально следили за строительством "Рио-де-Жанейро". Старались больше узнать об инженерных новинках этого корабля и его нового собственника. Особым секретом не было, что Бразилия покупать корабль не станет, а фирма Армстронг строит корабль в инициативном порядке.
        Но фирма - изготовитель секретами не делилась. И о будущем покупателе тоже ничего не сообщали. Сообщали, что корабль строят для Бразилии.
        Сведения о технических новинках были приблизительны. Военно-морские журналы публиковали второстепенные детали конструкции. Была информация, что к кораблю приценивались как будто Россия и как будто Япония. Но вопрос о настоящем покупателе волновал правительства многих разных стран.
        Между тем основной покупатель был. Эту страну хорошо знали на верфях Англии.
        Османская Турция.
        Она не раз вела переговоры о постройке или закупке новых боевых кораблей. И не раз размещала заказы.
        У Турции были два основных отличия от республики Бразилия.
        Во-первых, в отличие от вальяжной Бразилии туркам очень нужны были современные боевые корабли, потому что они постоянно с кем-то воевали и собирались воевать.
        И во-вторых, у Турции, как правило, не было денег. Это был проблемный заказчик с гигантским  государственным долгом. Османская империя постепенно становилась банкротом или таковым уже стала.
        Бывало так, что по причине задержки поступлений оплаты на турецких объектах работы приостанавливались, или прекращались вообще.
        Однако желание турецкой стороны приобрести корабль было огромным. В 1913 году Турция одержала долгожданную победу во Второй Балканской войне. Хотя этот факт не изменил финансового положения страны, её народ поверил в лучшее, и руководством Турции было принято решение приобрести линкор «Рио-де-Жанейро».
        Удивительно другое. В тот же период для нищей Турции достраивался ещё один дредноут под названием «Решадие». И тоже на английских верфях. Но как и кем финансировался «Решадие» история умалчивает.
        Оба корабля должны были вступить в строй в следующем 1914 году.
Европа готовилась к  большой войне. И Турция собиралась в ней участвовать. Одержать победу, и  разом решить все накопившиеся проблемы.
        Воевать будут конечно - же с Россией. Турки всегда хмуро посматривали на Север. В русско-турецкой войне 1877-78 года Турция потеряла большие территории и более тридцати лет выплачивала контрибуцию России. Теперь надо вернуть Ардаган, Карс и Батум.
        Россия тоже будет воевать с Турцией. Исполнить, наконец, свою вековую мечту. А мечта России со времен вещего Олега - захватить Царьград и овладеть Проливами. И ни у кого не спрашивать, какие суда Турция будет пропускать в Черное море и обратно, а какие нет.
        Это важно для российской безопасности и наполняемости государственной казны. Через Проливы идет 90 процентов экспорта российского хлеба. Нефть, уголь и марганец.
        В предыдущих войнах Россия пробивалась к Проливам сухим путем. А теперь нельзя. На Балканах образовались независимые государства, которые не пропустят русские войска. Народы этих стран совсем недавно были под властью Турции. Их освободили ценой больших жертв, а теперь сами освободители имеют проблему в лице новых независимых стран.
        Остается единственный вариант: десантная операция в устье Босфора. Другого варианта нет.
        Но об этом хорошо знают и в Турции. Вот почему Турции нужны современные боевые корабли. Имей Турция дредноуты - русских десантов можно не бояться. Более того, можно загнать весь Черноморский флот в гавани.
        И Черное море станет турецким. Как было когда-то.
        Потому что Черноморский флот состоит из кораблей разных лет постройки, в большинстве старых.
        А устаревшим броненосцам воевать с дредноутом  – верная смерть. И это хорошо понимают русские адмиралы.
        Русские линкоры тоже есть. Россия наладила их производство на Балтийском и Адмиралтейском заводах. Но балтийские линкоры помочь не смогут.
        Турция ни за что не пропустит их в Черное море в ущерб себе.
        Вопрос обладания Проливами стоит на повестке дня. Поэтому на верфи в Николаеве заложены сразу три таких корабля.
        Первый из русских черноморских дредноутов  под названием «Императрица Мария» будет готов в конце 1915 года.
        До начала войны остается совсем немного и Османской Турции надо срочно приобретать современные боевые корабли.
        Германия слишком сильна и война долго не продлится. Германия готовит блицкриг. Об этом знают в турецком генеральном штабе. Война закончится так быстро, что русские линкоры не понадобятся.
        Получилось так, что в начале августа 1913 года Бразилия уведомляет о желании продать Турции недостроенный линкор.
        Это был ожидаемый всеми шаг.
        Договор о передаче права собственности заключен в октябре 1913 года. Но как быть с финансированием покупки и оплаты завершения строительства, если у государства нет денег?
        Когда возможность закупки новейшего боевого корабля со всеми проблемами вышла на страницы турецких газет, она стала горячо обсуждаться в разных слоях общества.
        Эта новость совпала с подписанием победного мира по результатам Второй Балканской войны и волной патриотического подъема.
        В стране был создан специальный комитет по сбору пожертвований на флот и началу компании по сбору средств в фонд строительства новых боевых кораблей.
        Русский военный агент (атташе) в Константинополе сообщал в Петербург в Морской главный штаб 3 января 1914 года:
        "Покупка "Рио-де- Жанейро" вызвала во всей стране громадный энтузиазм и полное одобрение такого решения правительства. Комитет по сбору пожертвований на флот вновь принялся усиленно за пропаганду в пользу флота и эта работа комитета идет весьма успешно, т. к. сбор денег происходит и во всех провинциях; здесь же в столице, в Стамбуле и Галате, я лично наблюдал как в кафе и иных публичных местах даже совсем бедный люд и тот кладет в кружки свою лепту.
        В моих рапортах я не раз имел случай докладывать, основываясь на знании местных условий, что расстроенные турецкие финансы не являются доводом для прекращения турецких вооружений и как бы еще раз в подтверждение этого 31 декабря старого стиля правительство неожиданным указом объявило... что зачисляет декабрьское жалование всех лиц, находящихся на государственной службе, как пожертвование на флот. Эта произвольная мера, совершенно невероятная для какого бы то ни было иного государства, не вызвала здесь в массе ни удивления, ни негодования, и была принята с чисто восточным равнодушием, и дала правительству 800000 лир. Таким образом, если с тем же успехом применить ее еще один раз, то уплата за "Рио-де- Жанейро" будет закончена".
        В подтверждение этому российский вице- консул в ближневосточном порту Яффа доносил 24 января в МИД, что местные власти по распоряжению из Стамбула приняли целый ряд решительных мер для получения средств на новый линкор: ввели дополнительные сборы, вычеты, и налоги.
        «Рио-де-Жанейро» строился в прямом смысле на народные деньги.

        Получив подтверждение, что оплата произойдет вовремя и полностью, английская судоверфь успешно проводила работы по окончанию строительства  «Рио-де-Жанейро». Он был переименован в «Султан Осман I».
        Возобновились работы и на втором, ранее законсервированном броненосце «Решадие».

        Известно, что команды «Сан-Паулу» и «Минас-Жерайс» провели много месяцев в Англии, обучаясь владению новой техникой. Поэтому специалисты сомневались, смогут ли моряки Турции быстро овладеть столь сложным оборудованием.
        Однако Турция действовала решительно. В марте 1914 года в Англию отправляется транспорт с будущим личным составом, имея на борту 300 человек. Офицеры прибыли ранее и находились в Англии с января.
        Турецким морякам предоставили возможность уже в апреле принять участие в испытаниях линкора.
        Инженерно-технический состав экипажа «Рио», артиллеристы и штурманы набирались из преподавателей высших учебных заведений. Они добирались до туманного Альбиона небольшими группами и разными путями.
        Затем с турецких военных кораблей стали снимать лучших специалистов имеющих опыт, в том числе и боевой. Снимали десятками и сотнями.
        В июле в Англию снова уходит транспорт, имея на борту 400 турецких моряков.
Вопрос ускоренной подготовки экипажа находил решение.

        Гонка Турции за линкор приобретала для Петербурга зловещий характер. Россия проявляла беспокойство и это слабо сказано.
        Кстати. Перед тем как продать Бразилии линкоры «Сан-Паулу» и «Минас-Жерайс», в английском парламенте шли длительные обсуждения, а не попадут ли они, чисто теоретически, в руки противников Англии? И сомнения законодателей были рассеяны не сразу.
        Но почему-то перед самым началом мировой войны Англия продолжает строить линкор государству, которое уже обозначилось как враг. Английская верфь преспокойно продолжает работать на Турцию.

        Настроения в Петербурге были близки к панике. Николай Второй санкционировал меры по закупке дредноутов в США, сразу четырех, уже построенных для Чили и Аргентины, чтобы скомпенсировать приход в Черное море линкора «Рио-де-Жанейро».
        Но это были бы напрасные затраты. Даже в случае успешной закупки Турция ни за что бы не позволила им пройти в Черное море.
        Было плохо другое. Необъяснимость поведения главного союзника и его нежелание что – то изменить.

        Дальше было вот что. Дредноут «Рио-де-Жанейро» был предъявлен к испытаниям 22 июля 1914г. нового стиля.
        Но через неделю, 28 и 31 июля, на строившиеся в Англии турецкие корабли был наложен секвестр.
        Первого августа Германия объявляет войну России.
        Третьего августа Германия объявляет войну Франции.
        В Европе началась война, Турция нейтральна.
        7 августа в ответ на ноту правительства Турции, корабль включают в состав флота её Величества снова поменяв название. Теперь он «Эйджинкорт».
        Возмущению граждан Турции не было предела, ведь они оплатили корабль из собственных зарплат. Всенародно собранные деньги оказались конфискованы Антантой.

        Похоже, так и осталась несбывшейся всенародная мечта о Рио-де-Жанейро.
        Никак нет. Большие желания имеют свойство сбываться. И если идея овладела массами, она продолжает жить.
        С началом войны эскадра королевского флота Великобритании начала охоту за германскими судами, которые не успели покинуть Средиземное море.
        Два немецких судна: линкор «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» довольно успешно уходили от преследовавших их англичан. Пока те не загнали их в северо-восточный угол Эгейского моря. Под самые Дарданеллы.
        Немцы попросили убежища у нейтральной Турции. И Турция конечно же убежище предоставила. У руля Турции был всесильный германофил Энвер – паша.

        11 августа оба корабля оказались в Мраморном море на рейде Стамбула.
        А 16 августа Турция купила их у Германии, не заплатив при этом ни одной лиры.
Известно, что Британия отнеслась к сделке вполне положительно. Ведь Британия виновата за конфискацию "Рио".
        Корабли поднимают турецкий флаг, а немецких моряков зачисляют на военную службу государства Турции, надев им на головы красные турецкие фески.
        Далее. Ожидают, что корабли направятся в Черное море. Но Россия не может заминировать вход в Босфор, потому что во-первых, Турция – государство невоюющее, и во-вторых, этого не желает Антанта. Это помешает её комбинациям на Ближнем Востоке.
        Россия, как всегда, плелась в хвосте событий.
        А вариант минирования был наготове, он уже применялся во время последней русско-турецкой войны. 
        27 сентября Турция закрыла проливы для торговых судов всех стран, лишив Россию 75-90 процентов внешнего товарооборота и основного источника русской казны.
        В сентябре эти, якобы турецкие, корабли прошли через Босфор в Черное море.
        29 октября Гебен обстрелял Севастополь.
        1 ноября Россия объявляет войну Турции.
        Случилось то, чего так опасался главный морской штаб. Целый год линкор «Гебен» хозяйничал на Черном море.
        Десантная операция в Проливах не состоялась.

        Между тем в событиях нет ничего удивительного.
        Ввод в Черное море германского линкора «Гебен» отвечал интересам не только Турции и Германии, но также Англии и Франции.
        Англия открыто препятствовала стремлению России обладать Проливами. Более того, Англия стремилась установить над Проливами свой контроль. В 1915 году была начата грандиозная операция по высадке английского десанта в Дарданеллах, в которой с обеих сторон погибло полмиллиона человек и которая закончилась бесславно для англичан.
        А Франции было полезно то, что Россия оставит идею борьбы за Проливы и сосредоточит свое внимание на Северо - Западе, ослабив натиск германских корпусов на Париж.
        Так и произошло.
        Вряд ли существовал тайный сговор между врагами и союзниками против России.
Но кто-то знал и не препятствовал. И всё получилось, как получилось.
        Вот только Россия осталась в неведении. Иначе трудно объяснить тот исторический факт, что Черноморский флот вступил в Первую Мировую войну не имея плана боевых действий.
        И совершенно непонятно, почему всю Первую мировую войну Россия воевала где угодно, но не на Босфоре и Дарданеллах. Хотя участие России в мировой войне  правительство и патриоты объясняли именно борьбой за Босфор и Дарданеллы.