Хоровая сюита Воемена года. Вступление

Павлова Вера Калиновна
               
                ВРЕМЕНА ГОДА . ВСТУПЛЕНИЕ

Муз. Евгения Гудкова (р.1939 – 2008)         
Стихи  Людмилы Татьяничевой (р.1915 -1980)

     Знакомство со стихами Людмилы Татьяничевой у меня состоялось в 1966 году в пору репетиционной работы в Магнитогорской хоровой капелле над хоровой сюитой «Времена года», написанной на  стихи поэтессы, уральским композитором Евгением Гудковым.               
     Стихи привлекли непосредственностью и простотой выражения  образов, мудростью, яркой  и тонкой красочностью природных акварелей, где ритм стиха является основой в построении образа сезонного временистояния или общей философской характеристики смены времён года.
 
     Композитор чутко следует  за настроением стиха: вначале, в соответствии с содержанием, - «Всему на свете свой черёд…», мелодия приобретает  торжественно – провозгласительный характер: взметнувшаяся через октаву мелодия у теноров, затем её терцовое нисходящее даижение в пунктирном ритме** и остановка на несовершенной тонике светлого Соль-мажора, затем  Си-мажора с дополняющими гармонию басовыми голосами подчёркивают общий оптимистический колорит заставки.

     И лишь в последней строфе «Четыре времени в году» настроение, благодаря светлой окраске вступающих женских голосов, немного смягчается, подготавливая новую миниатюру - наступление следующего времени года.

Всему на свете свой черёд,
Всему свой мудрый срок.
И не спеши ты наперёд
Давать себе зарок:
Что, мол, сочтёшь ты за беду
Дожить до седины, до седины…

Четыре времени в году,
И все в правах равны.
На зимний полдень погляди:
Простор  -  голубизна!
У лета осень впереди,
 А у зимы  - весна!

            Насколько стихи Л. Татьяничевой очаровательны и легки для восприятия,  настолько красив и сложен гармонический язык и трудна интонация в партитуре хоровой сюиты. Поэтому Времена года исполняются очень редко и под силу только коллективу, нахолящемуся на высоком исполнительском уровне.                Весь цикл исполняется a capella (без сопровождения) и без перерыва. Тон следующего номера сюиты певцы капеллы принимают либо от отзвучавшего последнего аккорда предыдущей хоровой пьесы, что является признаком высокой квалификации коллектива, либо задаётся дирижёром сразу после исполнения очередного номера.            
             Итак...:
 ВРЕМЕНА ГОДА.ОСЕНЬ: http://www.proza.ru/2011/11/06/434