Редакторская правка текста -3

Наталия Уралова
 РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
(Редакторская правка текста)

На сон грядущий мы  рассказываем своим детям сказки. Бывает так, что придумываем эти истории сами. Потом приходит желание их записать, чтобы передать внукам и правнукам. Письменная речь предъявляет к нам значительно больше требований, чем устная, поэтому, записывая сказки, надо обрабатывать их очень тщательно.  В произведении для детей важно не только содержание, но и то, как вы его оформляете. Как правило,  сказки читают  для развития речи. Так давайте  помнить о критериях  правильной речи: точности и ясности, лаконичности и выразительности.
Предлагаю вместе разобрать сказку Галины Лыжиной

О том, как мишутка со слоником подружились

ПЕРВЫЙ ФРАГМЕНТ
У девочки Насти было много игрушек. Даже слишком много. Ну прямо,  как в магазине игрушек (... "много ИГРУШЕК".., через несколько слов: "как в магазине ИГРУШЕК"; в таком случае надо хотя бы форму слова изменить или подобрать другое название для магазина: ... в Детском мире... совсем по-иному заиграет абзац; и глагол "было" можно опустить… ).
Они занимали целых три полки в шкафу. Там сидели: десять медведей, пять зайцев, восемь собачек, черепашка и три кошечки.
Все они очень походили на живых  зверят. Медведи были (???) шоколадно-коричневые или белые, собачки и кошки – черненькие, серые и белые с пятнышками, черепаха – зеленая,   в клетку, зайчики – белые и пушистые с круглыми хвостиками.
Их было (???) так много, что им тесно было (???) сидеть. ( "И ИХ было так много, что ИМ тесно было сидеть" - вот здесь уже можно вернуться к слову ИГРУШКИ, а то сходятся два местоимения в одном предложении)
 Некоторым приходилось потесниться очень сильно. Так как их сжимали другие игрушки-зверушки, они все сидели не дыша. 
(В этом месте  однозначно НАДО ПРАВИТЬ, и я сделала это сразу:
Игрушек накопилось так много, что им тесно стало в шкафу. Некоторым приходилось очень туго, потому что их сжимали другие игрушки-зверушки -  все сидели не дыша.
ЗДЕСЬ МЫ ИЗБАВИЛИСЬ ОТ  МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ ГЛАГОЛА "быть", что, к сожалению,  НЕ УКРАШАЕТ НАШУ РЕЧЬ)

ВТОРОЙ ФРАГМЕН
И только две из них были на особом положении. Две(???) маленькие разноцветные, смешно одетые  игрушки: мишка Пандик голубого цвета с черными пятнами около глаз и сиреневый слоник Сан с кудрявой челкой и длинным носом, который называется хобот. Эти две игрушки сидели(???)отдельно ото всех. Мишутка Пандик сидел(???) на полу, на коврике около шкафа, с которого на него смотрел, высоко подняв нос-хоботок, слоник Сан. Настя их любила больше всех игрушек(???) и потому играла(???) ими чаще, чем другими. Поэтому, наверно(е), они были немного испачканные(лучше использовать пароним "запачканные"), но очень веселые.
(Ошибка – речевая избыточность. На мой взгляд, надо бы  отредактировать этот абзац лучше)
 
ТРЕТИЙ ФРАГМЕНТ
Девочка Настя была (почему БЫЛА? её уже нет? Возможно, она уже выросла. Но в рассказе она по-прежнему  остается маленькой девочкой) очень хорошенькой. У нее были (опять были?) круглые розовые щечки,  высокий лоб, карие умные глазки и шелковые черные кудряшки... Она жила на белом свете уже целых два года и потому была(и в третий раз БЫЛа?)  вполне самостоятельным человеком.
 Она часто залезала (???) в свой домик, который купил ей папа (наверное, папа у Насти миллиардер ?)) - купил дочке домик!). Там она разговаривала по телефону с мамой и папой, которые были (???)днем на работе (может, проще: работали?), и с бабушкой, у которой работа была (???) на кухне. Там  же часто сидели с ней  вместе и учились уму-разуму мишка Пандик и слоник Сан.(СОВСЕМ МУТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: КТО С КЕМ СИДЕЛ? БАБУШКА, ВРОДЕ, НА КУХНЕ РАБОТАЛА, А НЕ СИДЕЛА? Да и СИДЯТ КАК-ТО БОЛЬШЕ НА НАРАХ?)))
Сейчас было (???) раннее утро,  и Настя еще крепко спала. Пандику, который спать не умел, вдруг стало скучно. Он поднял глаза вверх и увидел слоника, который тоже не спал. И почему-то  вдруг мишке захотелось смеяться, как будто его кто-то пощекотал.
- Какой ты смешной, - сказал он слоненку, - одно ухо у тебя желтое, другое – зеленое. И лапы тоже разного цвета. Ты что, в краску вступил, или, может, рисовал лапами и ушами? Ха-ха-ха! Р-р-р и ха-ха!
Слоненок сначала не хотел обижаться на медвежонка. (ЗДЕСЬ НУЖНА ЗАПЯТАЯ и далее с маленькой буквы) Но  он  сам не понял, почему вдруг сказал обидчиво (тогда уж ОБИЖЕННО! – путаница с паронимами - частое явление в творчестве неопытных писателей):
- А ты, а ты… смешно одет! Ты одет в бантик с бусинками и розочками и в бомбошки, и больше ничего у тебя(НА ТЕБЕ,возможно?)нет. Ха-ха-ха! Вот смех-то!
Мишка перевел дух, немного подумал и снова нашел что-то смешное:
- А у тебя, слоник Сан, очень смешные оранжевые трусики и голубая кофточка с красными пуговками. Ха-ха-ха!
- А у тебя-то и таких нет. Ты голенький. Ха-ха-ха!
Он поднял кверху лапы и нос и даже немного потрубил в него,  как в трубу:
- Бу-бу-бу! Ха-ха…
Он так разошелся, что даже покачнулся и – бух! – свалился с полки. Упал он прямо на мишку Пандика и потому ушибся не сильно. Смех куда-то улетучился и у слоника, и у мишки (И куда же он улетучился?:)).
Оба сидели и потирали места, которыми стукнулись друг о друга.
Слоненок взглянул на своего спасителя (почему "спасителя"?) и сказал:
-Как хорошо, что ты такой мягкий, мишутка, и ушки у тебя мягкие, и лапки, и даже бомбошки. Я бы мог сильно разбиться , если бы не ты.
- О! Слоник, как хорошо, что ты не настоящий слон, а игрушечный… и тоже очень, очень . мягкий и кудрявый. И даже хорошо, что ты такой разноцветный и веселый.
- Ты (ЛИШНЕЕ МЕСТОИМЕНИЕ) прости меня, Пандик! Ты, оказывается, в шубке пушистой, а совсем не голый. Это я не разглядел сверху. И прости за то, что я свалился на тебя. Ушиб, да?
- Нет, нет, что ты! Уже все прошло, - сказал мишка, потирая правый бок. Он все-таки немного ушибся (мишка не сам ушибся: на него свалился слоненок, возвратная частица "ся" предполагает действие, направленное на себя: умылСЯ, оделСЯ,прибралСЯ ). – До завтра все заживет!
- Знаешь, это я слишком высоко нос, то есть хобот свой задрал, вот и свалился. Говорят, и у людей так бывает тоже.
- А давай дружить будем! - предложил  медвежонок Пандик
- Давай! Дружить – весело жить!- обрадовался  слоник Сан. (ДИАЛОГ НАПИСАН ДОВОЛЬНО ЖИВО. ЕСТЬ НЕДОРАБОТКИ, НО ПЕРЕДАЧА РАЗНОВОРНОЙ РЕЧИ предполагает некоторую свободу, поэтому я не придиралась.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ФРАГМЕНТ
Девочка Настя утром ОЧЕНЬ(???) удивилась, когда нашла слоника внизу около мишутки. Они сидели очень (???) близко друг к другу и будто о чем-то разговаривали. А днем, когда Настя вела  одного из них в свой домик, другой не отставал  от него ни на шаг (не представляю: склеились они что ли?).
И Настя, и мама, и бабушка поняли, что они очень(???)дружны(КТО ДРУЖЕН? НАСТЯ, МАМА И БАБУШКА? здесь не возбраняется слово "игрушки" или "зверушки", или другое) . И стали теперь всегда ("теперь всегда" - неудачное сочетание слов: или теперь, или всегда) садить их рядом (а куда, каким рядом? )– мишку Пандика и слоненка Сан.

Выводы:  сказочница злоупотребляет некоторыми словами, например, глаголом-связкой «быть», существительным «игрушки», наречием «очень», допускает неоправданные повторы и другие ошибки.
Не надо думать, что последние бывают только орфографическими и пунктуационными. Грамматические и речевые тоже существуют,  и снижают качество нашей письменной речи.  Нельзя полагать,  что сказка, предназначенная для ваших детей, может быть написана плохим языком.   Культуру речи пока никто не отменял.
26.01.12