Я ходила по земле 2

Татьяна Юношева
Роман сидел на пеньке и, покусывая губу, размышлял, можно ли назвать предательством его отношение к Ларисе? После долгой разлуки жених обязан мчаться к любимой на всех парусах, мечтая заключить ее в объятия. Он же, приехав домой вчера, решил, что двухнедельное отсутствие по делам основательно утомили его, нужно отдохнуть, а с утра отправиться в соседнюю усадьбу полным сил и желания увидеть Ларису. Еще год назад такой пустяк его не остановил бы, в любую погоду и время суток Роман спешил прижать любимую к груди или оставить знак своего ночного присутствия под ее окнами – букет или хотя бы цветочек. Усадьбы стояли по соседству, их разделяла условная граница – небольшой лесок, через него тропинка вела к озеру на опушке, а там было рукой подать по заветного крыльца. Верхом этот путь можно  проделать в считанные минуты, но Роман, вдоволь насидевшись в седле, выбрал пешую прогулку. Захотелось подышать родным воздухом и осмотреться. Такое желание возникло утром, лес манил густым шумом, душа откликалась на зов с не понятным Роману чувством.
Красота леса удивила его. Соскучился? Давно не бродил среди деревьев? Тянет углубиться в чащу, где прелые листья и старые дубы с высохшим мхом манят в сказку, помогая отдохнуть от будней. Роман поэтому и присел на пенек, поймав себя на мысли, что впервые за долгое время  представил прогулку в одиночестве, а не с Ларисой. Неужели для него Лариса –  будни? Нет, она – его судьба, это решено давно, а он захандрил от мысли, что больше не ждать ему  первых робких переглядываний, прикосновений, словно невзначай, первого свидания – молодая кровь давала о себе знать. Не нагулялся, рано окунулся в хозяйство, повел дела вместе с отцом Ларисы, зная, что все равно земли объединятся, а с совместным  капиталом можно развернуться во всю мощь. Вот и сейчас ездил по общим делам и, хочется или нет, нужно идти с отчетом, значит, задуманная прогулка откладывается. Ничего, позже он позовет с собой Ларису и возле нее отдохнет душой, которая как-то неуютно чувствует себя на привычном месте.
Писк, послышавшийся рядом, заставил Романа встать и заглянуть за кусты. На полянке он увидел зайца, тщетно пытавшегося выпутаться из силков. Похоже,  заяц находился в них давненько, утратил силы, рвавшись к свободе, только время от времени пищал, делая очередную попытку освободиться.
- О, какой подарок!- обрадовался Роман, схватив зайца за уши и раскручивая проволоку.
Поднял зайца, встряхнул, проверяя на вес.
- Красавец! Пойдем к Ларисе. Любит она вас, проворных.
У Романа отлегло от сердца, словно за зайцем  легче было спрятаться от ненужных мыслей и загладить невольную вину перед суженой.
Роман вышел из лес, у озера увидел девушку. Она стояла на берегу и смотрела на воду. Сначала Роману показалось, что это Лариса: ее зеленоватое платье и шляпку в тон он знал хорошо. Вперед двинулся осторожней, надеясь подойти незамеченным и поздороваться нежным поцелуем. Но под ногами хрустнула ветка, стоящая девушка обернулась:
- Хорошо, что ты вернулась, я не все …
Это была не Лариса, совсем незнакомая молоденькая особа, которая растерянно огляделась по сторонам и, приподнявшись на носочках, пыталась заглянуть за спину Романа. Он тоже повертел головой
- Кого-то потеряли?
- Девушка тут была, добрая, приветливая, мы очень хорошо поговорили. Только что ушла, думала, вернулась.
Роман засмеялся.
-  Я не очень-то похож на девушку. И вы показались мне другим человеком. Мы друг друга перепутали, значит, будем богатыми.
- Ой, а кто это у вас в руках?
- Смотрите, какой экземпляр.- Роман подошел ближе и приподнял зайца.- Хорош?
- Замечательный! Он поранен? Почему вы его так несете? Дрожит, бедненький.
- Я тоже удивился его размерам. И обрадовался: сразу можно и суп приготовить, и жаркое.
- Что?- девушка непонимающе смотрела на Романа, потом резко выпрямилась.- А, ну-ка, отпустите его немедленно.- грозный голосок тонко зазвенел в утренней тишине.
- Почему это?
- Потому что, если вы совершите злодеяние, вас замучит совесть.
Роман хмыкнул, пряча в глазах улыбку.
- Совесть, говорите? Простите, это как?
Девушка смотрела с укоризной.
- Это – когда вы смотрите на глубокое чистое небо и понимаете, что зайцу его больше не увидеть, а когда восторгаетесь первым весенним цветком, у вас болит сердце, что лишили этого живую душу. Еще нужны примеры?
- Достаточно, ваша речь была убедительной, особенно в части про зайца, смотревшего на небо.
- ОтпУстите?
- И не подумаю.
Девушка попыталась ухватить Романа за руку, а он со смехом отвел ее в сторону и помахал зайцем в воздухе.
Незнакомка расправила плечи.
- Я понимаю, вы меня дразните, но я вам не поддамся. Я просто не стану с вами разговаривать.
- Ой, какая страшная потеря,- смеясь, Роман схватился за сердце.- Простите, а вы кто такая? Откуда взялись здесь?
Девушка повернулась к нему спиной.
Роман пожал плечами.
- Ну, как знаете. Приятного отдыха.- он шаркнул ногой и пошел своей дорогой.
Через время оглянулся: недавняя собеседница стояла в той же позе, только ниже опустила голову.
Зайдя за пригорок, Роман замедлил ход, высмотрел место повыше и сел, расставив ноги и примостив между ними зайца.
- Тяжелый ты, лесной красавец. И счастливый. Вон какая фея защищала тебя, да еще нарядилась в платье Ларисы, чтобы я быстрее сдался. Повезло тебе, дружок. Беги к себе.
Он разжал руку и подтолкнул зайца, но тот пошатнулся, чуть не ткнулся мордой в траву.
- Неужели ноги отказали от страха? - Роман закусил губу, чувствуя, как внутри что-то заныло.- Давай, давай.- он еще раз тихонько дотронулся до серой шубки, заяц, сначала неловко, потом все быстрей, затрусил к ближайшим кустам и, пошатываясь, скрылся в зарослях.
- Ух,- выдохнул Роман и посмотрел на небо.- Да-а, совесть…. Права, малявка - фея в платье любимой.
Он вытянулся во весь рост, подставив лицо пригревающему солнцу. Интересный сегодня день, таких почти не бывает в его жизни. Расслабился после многодневных трудов, а дел полным-полно. Так хотел порадовать Ларису, а, надо же, послушался, отпустил живую душу, как выразилась девчонка. Ничего, настоящий подарок лежит в сумке, высмотрел в поездке красивую вещицу, привез любимой.
Роман вскочил на ноги и пошел в усадьбу.
Лариса встретила его у дверей, увидев из окна.
- Здравствуй, дорогой. Прости, обнять не могу, пропахла кухней. Что так удивленно поднял брови? Хозяйка я или нет? Шучу, гости у нас, я и хлопочу. Иди в гостиную, я мигом переоденусь.
- Отец дома?- Роман, не смотря на протесты, прижал Ларису и  потерся щекой о ее нос.
- Уехал. Я все расскажу, позволь только сменить платье, чувствую себя неловко.
- Я пока отнесу документы в кабинет и тоже отряхнусь. Шел через лес пешком, устал в седле, немного повалялся на траве.
В гостиной Роман еще раз обнял Ларису.
- Соскучился, все время думал о тебе. Ой, я же приготовил  подарок, оставил в кабинете в сумке с бумагами. Сейчас принесу.
- Потом, давай посидим, а то непременно кто-то позовет.
- Я даже принял за тебя незнакомую девушку, так мечтал увидеть. Она была в твоем платье.
- Это Лиза, кузина. Приехала с тетей Полей, старшей папиной сестрой, ты знаешь по рассказам. У нее с собой было только дорожное платье, не могла же позволить ей разгуливать в нем по усадьбе? Неожиданный и приятный визит, хорошие новости, я ждала тебя с нетерпением.
- Выкладывай, люблю слушать о хорошем.
- Тетя приехала внезапно, у нас не была сто лет. Собрала нас, пожаловалась на возраст и болезни и сообщила: в случае чего все свое состояние оставляет мне. А оно у нее не маленькое!
- Вот это новость! Другие родные согласятся? Могут оспорить.
- Тетя одинока, живет с Лизой, которую еще малышкой забрала к себе, когда кузина осталась без родителей. Сейчас везет ее в монастырь.
Роман замер, вспомнив живое личико девушки у озера, глаза, метающие молнии, звеневший от негодования голосок.
- А почему в монастырь? Зачем?
- Это тетина прихоть. Когда-то ей предсказали, что Лиза не выйдет замуж, тетя забеспокоилась, что ее состояние, которым гордится, может раздробиться, если часть оставить Лизе. Та, в свою очередь, будет завещать его кому-то из крестников или отдаст на благотворительность, тете же хочется все оставить в крепких руках. Этим она объяснила свое решение.
Роман поднялся, прошелся по комнате.
- Какая глупость – верить предсказаниям и губить жизнь человека! Ты-то - современная девушка, должна понимать, что это не верный шаг, поговорить с тетей, попросить об этом отца. Я удивлен всем этим.
- Я тоже возмущалась, но меня успокоила Лиза. Она не против монастыря, едет туда со спокойной душой, желает этого.
- Почему она желает этого? Для нее запросто найдется мужчина, девушка красивая, не глупая, я немного пообщался с ней. Нужно как-то отговорить ее.
- Ромочка, не горячись. Я уже пережила это, негодовала, убеждала, но решено, что все останется, как хочет тетя Поля. Что у нас за разговор? Ты подталкиваешь меня отказаться от наследства? В таком случае, я героиня не твоего романа.
Роман поднял ее с дивана, обнял, Лариса спрятала лицо на его груди, не видела, как он хмурится, уставившись в стену напротив.
- Пойду, проверю, что с обедом, не все указания раздала. Поскучай без меня.
- Ты не сказала, где отец.
- Повез тетю смотреть наши места. Это и ее родина, она выросла здесь. Послезавтра они уже уедут, потом тетя вернется, чтобы уладить дело с завещанием. Возможно, переберется к нам, доживать, как сказала, и чтоб быть ближе к Лизе. К обеду все соберутся.
Раньше всех пришла Лиза.  Лариса потянула Романа за руку.
- Пойдем, я вас познакомлю.
- Мы виделись у озера, тогда я не знал, кто она.
- Лиза, это Роман, мой жених,  про которого я вчера прожужжала все уши. Кузина Лиза, моя единственная родственница из молодых. Мне приятно, что вы познакомились! Пообщайтесь, я дам распоряжение накрывать стол.
Лариса с улыбкой убежала в дом
Роман протянул руку.
- Познакомимся поближе?
 Лиза ничего не ответила и ушла следом за Ларисой.

Обед начался шумно. Тетя Полина громко восторгалась поездкой.
- У меня душа ликовала, радовалась любой знакомой малости! Те же дома, родной воздух, до боли знакомая природа! Брат не даст соврать: я не раз прослезилась от умиления. Лиза, жаль, что ты не поехала с нами, я бы показала тебе свои любимые места. А почему ты такая хмурая? На солнце напекло? Ничего не ешь, суп стынет.
- Не беспокойтесь, тетя, я не голодна. Жарко, я выпью холодного компота.
- Как это – не голодна? Нужно кушать, а не водить ложкой по тарелке.
- Не части, Полина, - мягко оборвал ее брат.- Может, Лиза не хочет суп,  сейчас подадут второе.
Лиза исподлобья посмотрела на Романа, промолчала.
- Ну, пусть повольничает в гостях,- благодушно разрешила тетя.- Ой, что я все тараторю? Я же молчунья. Лучше вас послушаю. Ромочка, детка, тебя все так ждали!
- Мне приятно слышать это. Прилетел сразу, как только представилась возможность. Лариса, представляешь, по пути сюда мне попался огромный заяц. Нес его тебе, а потом пожалел, отпустил.
- С чего это?- поддержал разговор будущий тесть.
- Решил: пусть побегает, порадуется небу, природе.
Лариса рассмеялась.
- Смешно сказал: заяц – небу!
- Образно, чтобы не говорить много лишних слов, пытаясь объяснить, что хочу выразить. Лиза, вы зря не едите суп. Тут отменные повара, оцените их труд.- он с улыбкой подмигнул ей.
Лиза недоверчиво посмотрела на него, на лице появился румянец смущения, а Роман с доброй улыбкой кивнул, подтверждая: я не обманываю.

-Почему ты решила уйти в монастырь? – Роман не заметил, что перешел на ты, это получилось естественно, словно объединяющая их маленькая тайна про зайца дала на это право.
- Это не мое решение, так сложились обстоятельства, я просто их приняла.
- И не было мыслей что-то поменять?
Лиза пожала плечами.
- Я бесприданница. Когда  папа умер, мама, унаследовав его часть, отдала ее в монастырь, готовя место для себя. Говорила: вырастешь, я уйду от мирской жизни, чтобы быть ближе к  любимому. Не дожила, оставила меня одну. Деньги, которые принадлежали ей, ушли на покрытие долгов, мама не смогла правильно ими распорядиться. Я росла с тетей, она любила повторять, что мое наследство – место в монастыре, только там остались сбережения. Думаю, она привыкла к этой мысли и выставила ее во главу, когда стала задумываться о том, как поступить со своим добром. Что я могла противопоставить?
- Тетя могла бы выделить для тебя часть того, что имеет, нашелся бы добрый человек, зажила бы своей семьей.
- Я не хотела просто доброго, это, словно взять меня из жалости. Мечтала, что появится принц и заберет меня из-за меня, а не из-за денег.- Лиза засмеялась.- Это были просто девчоночьи фантазии, я никогда не отрывалась от реальности. Мне все равно, где жить физически, ведь мое внутреннее я всегда со мной. Через него смотрю на мир.
- Улыбаешься, а я слышу грусть в твоем голосе.  Это не тетя привыкла к мысли о твоем заточении - ты сама. И ничего внутри не протестует. Я знаю, что могло бы сломать преграду. Влюбиться бы тебе! Так, чтобы совершать несвойственные  поступки, выбраться из кокона обстоятельств и послушания.- Роман понизил голос. - Эти мысли я отношу и к себе, с утра ноет душа, просит чего-то.
- Рома!- послышался рядом с беседкой голос Ларисы.- Иди сюда, ты очень нужен.
- Что случилось? – поднялся Роман, с сожалением прерывая разговор.- Отсюда не смогу помочь?
Лариса заглянула вовнутрь.
- Тетя зовет, хочет поговорить с тобой. У нее лирическое настроение, решила, что должна дать нам наставления.
- Прямо сейчас? Хочется просто посидеть в тишине.
- Надо,- раздельно выговорила Лариса, стрельнув глазами в сторону Лизы, и развела руками.- Не могу ж я противиться? Ты же у нас с ночевкой, еще успеем уединиться. Пойдем.
Лиза залилась краской, поняв: ради завещания придется чем-то поступаться.  Роман, уводимый за руку Ларисой, совсем по-мальчишечьи скривил лицо, показывая Лизе, что понял и разделяет ее мысли.  Лиза прыснула в кулачок и махнула: иди уж, куда деваться?

Лиза и Роман разговаривали уже два часа. Второй день  знакомства  клонился к закату, их окружала тишина и покой, изредка плескалась в озере рыба.
Лиза ушла к озеру сразу после обеда, заявив о желании в последний перед отъездом день надышаться природой. Ей не возражали, тетя Поля успела утомить всех бесконечными охами, что после ее отъезда все пойдет кувырком. Она наставляла и наставляла будущих молодоженов, успокаивая, что «пусть не беспокоятся, скоро она обоснуется рядом насовсем и будет помогать, чем может». Лиза и Роман виделись за завтраком и обедом, пытались переброситься словами, но напор тети не давал ни одного шанса, им оставались взгляды, в которых читалось сожаление.
Ближе к вечеру Роман распрощался со всеми, отказавшись от предложения отправиться домой верхом. День его утомил, он с нетерпением ждал отъезда разговорчивой  родственницы, чтобы посещения дома Ларисы стали привычно спокойными, размеренными. Лизу Роман почему-то не связывал с тетей, они для него существовали раздельно. Зная, что девушка может встретиться  по пути к усадьбе, Роман высматривал знакомое платье, и не ошибся, встретив Лизу на вчерашнем месте. Девушка  обрадовалась, заявив, что боялась уехать, больше его не повидав. Сначала они разговаривали стоя, произнося обязательные слова о скоротечном знакомстве, согласившись, что оно было приятным. Поданную на прощание руку Лиза слегка задержала в своей, спросив:
- Вчера ты сказал, что сравниваешь меня и себя, желая обоим сломать внутреннюю преграду. Что ты имел ввиду?
Роман помолчал с мелькнувшим в глазах сомнением, потом сжал руку Лизы.
- Какая ты умница, что вернулась к прерванному разговору. Наверное, я очень хотел его, поэтому убежал пораньше и искал встречи с тобой. Сам бы не решился, а потом бы жалел.
Лиза благодарно протянула вторую руку, они сцепились пальцами, с улыбкой глядя в глаза друг другу. Со вспыхнувшим от радости лицом она потянула его за собой.
- Пойдем, посидим в одном очень удобном месте, там тенек и можно поболтать ногами у самой воды.
Они сели на берегу у раскидистого куста.
- Лиза, я собираюсь сказать то, что никому не говорил. Может, и тебе не нужно было бы, но успокаиваю себя тем, что ты уедешь, и мне не придется смущаться при встречах из-за откровений. Вчера, когда  шел по лесу, вдруг подумал: жизнь как-то незаметно бежит своей дорогой, а я плетусь рядом. Это открытие так поразило меня, что, если не выскажусь,  оно замучает меня, а кому такое можно сказать? Это вроде как проявить слабинку, которой у меня не должно быть, меня знают другим. А ты, мне показалось, сможешь понять правильно.
Лиза нашла руку Романа и в знак поддержки сжала обеими руками.
- Во время поездки было много времени для раздумий, передумал обо всем и, наверное, поэтому стал копаться в себе. Мне двадцать четыре года, а я ощущаю себя основательно пожившим, словно в моей жизни уже все произошло. Жизнь отлажена, многое известно заранее, ждать больше нечего. Меня читают рачительным хозяином, говорят со мной на равных, а Лариса относится так, словно мы давным–давно живем вместе. Я понимаю, она в тех же обстоятельствах, что и я: все заранее просчитано и выверено, только ее это устраивает, она собирается так жить всегда, мне от этого неуютно.
- Рома, многие радуются, если оказываются в такой обстановке, это называется стабильностью, и люди стремятся именно к ней, когда создают свой мирок. От добра добра не ищут, знаешь ведь такую народную мудрость?
- Успокаиваешь?  А мне хочется еще побыть просто мальчишкой! Делать глупости, влюбляться, ждать ответного чувства, не спать ночами, мечтая и фантазируя. Проскочил я такой этап и не заметил. Вчера говорил  о коконе, из которого нужно выползти, понял, что просто выдаю мысли, которые живут во мне обо мне. Ночь почти не спал, думал о себе, а сам знал, что обманываюсь – мысли были о тебе. Хорошо я запутался и тебя запутал?
- И я всю ночь думала о тебе,- просто сказала Лиза.
Они посмотрели друг на друга, Роман легко и радостно засмеялся и повалился спиной на траву, увлекая за собой Лизу.
Глядя в небо, они говорили обо всем и даже начали сочинять сказку о проплывающем многослойном облаке. Болтали, как старые друзья, иногда споря и толкаясь.
 Вдруг Роман замер, чуть привстал, приложил палец к губам.
- Тише, я слышу голоса. Неужели многоуважаемая Полина осмотрела не все достопримечательности и тащит брата к озеру? Я не вынесу этого! Давай убежим!
Он вскочил, рывком поднял Лизу и, стараясь укрываться за кустами, пригибаясь, потянул в сторону леса. Отбежав довольно далеко, распрямились и дальнейший путь проделывали со мехом и протестами Лизы.
- Рома, остановись, я не умею так быстро! Еще шаг – и упаду.
Роман резко остановился, подхватил девушку на руки и проделал несколько шагов.
- Пусти, сумасшедший!
Она выбралась из его рук, Роман, играючи, заслонил ее спиной и сделал выпад, словно в руках была шпага.
- Сударыня, не мешайте герою спасать вас от злодеев!
- Это сударыня спасает тебя от злодеев, меня они не пугают,- смеялась Лиза.
- Меня еще никто не спасал! Благодарю! - Роман стал на колено и прижался губами к платью Лизы.
Она опустила руки ему на голову и нежно провела по волосам. Роман замер, Лиза, за смехом не замечая этого, продолжала водить руками по голове. Он поднял глаза и посмотрел на нее так, как не смотрел ни разу.
Лиза стушевалась, окутанная теплой волной, перестала смеяться, улыбнулась мягко, доверчиво.
- Рома, я очень рада, что встретила тебя. Уезжая, распрощалась с друзьями, очень хорошими, только тайными, тетя их не одобряла. Знала, вряд ли увидимся еще, настроилась на одиночество и тоску, и вдруг появился ты. Ты же друг, правда? Каждый раз буду ждать встречи. Монастырь не очень далеко, я смогу навещать родственников и видеть тебя.
Роман прижался лбом к ее коленям, обхватив их обеими руками.
- Не уезжай. Пожалуйста, не уезжай.
Лиза молчала, трепеща от его прикосновений.
Повисло молчание, в котором угадывались растерянность и ожидание.
Через время Роман встал, и, глядя прямо в глаза, повторил:
- Не уезжай, я не хочу без тебя.
Лиза неуверенно пожала плечами.
- Как же так? Разве можно что-то изменить?
- Можно и нужно! Посмотри на этот лес, как он затаился в ожидании, листья шепчутся о нас. Слышишь?
- Да ты настоящий сказочник!
- Потому что рядом со мной прекрасная лесная фея. Она и поможет превратить сказку в быль. Сейчас она меня поцелует, и я…
- Что?- голос у Лизы сорвался, она покраснела и опустила глаза.
Роман не стал продолжать, подошел вплотную к Лизе и прижался лбом к ее лбу.
- Я, наверное, сошел с ума,-  прошептал он.-  Со мной что-то происходит. Может, я влюбился в тебя? Просто не знаю, как это бывает.
- И я не знаю.
- Ты дрожишь. Замерзла?
- Это не я, внутри что-то.
- Не уезжай, останься со мной. Я так этого хочу. – он положил руки ей на плечи.
Лиза отступила, переплела пальцы рук, сжала до боли, с трудом владея собой, произнесла:
- Мы сошли с ума и забыли про Ларису.
- Я что-нибудь придумаю. Иначе жизнь потеряет смысл.
Лиза попятилась.
- Мне нужно идти, уже поздно.- она не спускала с него глаз.- Ты не провожай, я слышу, как пахнет озеро.
- Я так долго ждал этой встречи, не надеялся. Не уходи.
Она мотала головой.
- Я готовилась…моя душа согласилась…как я могу предать…
Развернувшись, Лиза побежала сквозь деревья.
- Я буду ждать тебя здесь,- крикнул вслед Роман.
Лиза выбежала на берег, не останавливаясь, словно за ней гнались. Любовь… Окатила горячей волной, мигом погрузила в себя, а выплывать не хочется. Нет опыта выплывать, и душа рвется назад, чтобы бесконечно слушать дрожащий голос и узнать, что следует, когда поддаешься взаимности. Она не уходила от озера, прислушивалась к шорохам, надеясь и боясь услышать сзади шаги. Не могла вернуться к нему и не могла уйти, понимая: это будет навсегда. Завтра рано утром уедет! Зачем они встретились? Как теперь обрести покой, который она несла в святую обитель? И как жить без любви, зная, что она есть? Вдруг это - подарок неба, а она отталкивает протянутое, считая, что земное – главней?
Лиза закусила губу, подумав, что тоже идет по проторенному пути, о котором столько говорил Роман. Поддается обстоятельствам, не пытается пойти другой дорогой и это теперь, когда поняла, какой прекрасной бывает жизнь. И он надеется вырваться из кокона, считает, что встреча с ней – подходящий момент, ждет, что она протянет руку помощи, поддержит. Можно ли верить во все это?
Сзади хрустнула ветка, Лиза вскочила, с безумной надеждой всматриваясь в сгущающиеся сумерки. Никого! А вдруг он так и не придет? Получается, она ждет? И он сказал, что будет ждать. И надеяться.
- Рома-а!- крикнула Лиза в темноту леса и, вытянув руки, побежала назад.

Лиза проснулась от щебетания птиц. Не открывая глаз, поискала рукой возле себя и, никого не обнаружив, резко поднялась. Роман сидел неподалеку, сразу повернулся на звук за спиной. Лицо Лизы засияло, она на коленях подползла к нему и уткнулась подбородком в плечо, тихонько погладила Романа по лицу и зажмурилась от счастья.
- Я уже хотел будить тебя, - Роман поймал ее руку и поцеловал,- жалко было, ты так красиво спала. Лиза в цветах и в капельках росы – ничего не видел прекраснее!
- Спал бы рядышком, зачем поднялся в такую рань. Спешишь куда?
- Тебе нужно спешить. Вы же сегодня уезжаете?
Лиза засмеялась.
- Разве это нужно теперь? Судьба все решила сама.
Роман некоторое время смотрел в глаза Лизе, ничего не сказал, отвернулся. Лиза напряглась, сердце забилось чаще, она отстранилась и вопросительно смотрела в затылок Роману.
Он вздохнул, заговорил, не поворачиваясь.
- Тебе нужно ехать, другого выхода не вижу. Я всю ночь просидел на этом месте, пытаясь что-то придумать, и понял: лучше, если мы  оставим, как было до вчерашнего вечера.
- Почему? – Лиза еще не осознала пропасти услышанного, спросила по инерции, чтобы заполнить возникшую паузу.
- Потому что жизнь диктует свое, с этим нельзя не считаться. Я слишком погружен в совместные дела с отцом Ларисы. Общие деньги вложены в прибыльное предприятие, это длится не первый год: судьба запланировала  соединение с семьей твоего дяди давным-давно.- Роман вздохнул, поднялся, все так же не глядя на Лизу.
- А любовь, о которой ты говорил, судьба не планирует, да? - еле слышно спросила Лиза.- Понимаю: она настигает и пытается поломать все планы. Неужели деньги важнее любви?  Почему ты не смотришь на меня?
Роман резко повернулся, обнял Лизу, прижал к себе.
- Думаешь, мне легко даются подобные слова? Ты знаешь, чего мне стоило решение идти прежней дорогой?- громко зашептал он.-  Я всю ночь проклинал себя, что позволяю Роману, умеющему мечтать, сдаться! Но как иначе?  Да, и деньги важны, без них пока не научились жить, а еще больше -  мое слово, и честь.
- А моя честь?
- Прости меня, слышишь, прости! Не ожидал от себя такого, не верил, когда слушал других, что можно в один миг потерять голову. Мне жаль, что так вышло. Страшная ошибка, за которую буду расплачиваться всю жизнь той совестью, о которой рассказывала ты.
Лиза отшатнулась от него, усилием воли заставила себя спокойно смотреть в глаза, окутанные болью.
- Не жалей, пожалуйста, не жалей! В эту ночь родилось такое, какое бывает только в сказках. Пусть для тебя оно и останется сказкой. Я же сама пришла  по зову любви, - и добавила тише, опустив голову,- наивно верила в ее силу. Ты прав, мне пора, нужно бежать.
-  Я провожу,- дернулся Роман, но Лиза удержала его жестом руки.
- Останься, все слова сказаны, все оставляем, как есть. Да и вдруг кто увидит, тебе это ни к чему. Я прямиком, по росе, получится легко и быстро.
Она некоторое время пятилась задом, не переставая успокаивающе улыбаться, кивнула в последний раз и скрылась за кустами.
Как только Лиза осталась одна, выражение лица изменилось. Оно окаменело так же, как незадолго до этого застыла ее душа. Лиза шла, не видя пути, не обращая внимания на хлеставшие по лицу ветки, пеньки, о которые спотыкалась, сучья, хватавшие за подол платья. Таинственным образом ей не попались на пути крупные деревья, словно расступались перед бедой, пропуская девушку, иначе столкновения было бы не избежать. Ноги сами несли в нужном направлении, им не помогали ни глаза, ни мысли – кроме ног у Лизы ничего не осталось. Она не заметила, как вышла из лесу, слегка встряхнулась, когда какая-то птица с громким криком пролетела возле самого лица. Лиза по инерции отмахнулась от нее рукой, обвела взглядом округу, соображая, где находится. Не останавливаясь,  резко повернула вправо и направилась к озеру, сжав губы в тонкую линию. Та же птица не переставала летать вокруг нее, что-то крича в лицо, но глаза Лизы были прикованы к сверкающей в лучах утреннего солнца воде. Остывшая за ночь,  она накатилась сама, Лиза не ощущала холода, заходила все глубже, равнодушно наблюдая, как вода ширится в ее глазах, заполняя весь мир.
Резкий всплеск у самого лица заставил Лизу вздрогнуть и ощутить холод брызг. Что-то темное качалось у самой груди. Птица! Небольшая птица била крыльями по воде, пытаясь взлететь, у нее ничего не выходило. Лиза двумя руками вытащила трепещущий комочек, приподняла над водой, слегка подбросив: лети. Птица  мелко дрожала и, казалось, смотрит Лизе прямо в глаза, моля о чем-то.
- Улетай,- прошептала девушка,- чего ты удумала? Нельзя тебе здесь, пропадешь. Улетай.
Крылья птицы безвольно обвисли, но голову она продолжала держать вытянутой,  не отрывая взгляда от глаз Лизы.
Лиза оглянулась: до берега далеко, бросать туда душу, молившую о спасении, было рискованно. Так они и стояли вдвоем, окруженные водой, искавшие ответ на вопрос: как спасти друг друга?
- Тебе нужно обсохнуть, посидеть на солнышке,- прошептала Лиза дрожащими от холода губами.
 Она с трудом развернулась, побрела к берегу, некоторое время прохаживалась вдоль него, выискивая удобный подъем, не помня, как спускалась к воде на этом обрывистом участке. Измазавшись в грязи, выбралась, одной рукой цепляясь за прибрежные кусты, отползла на открытое пространство и осторожно опустила птичку на траву.
- Сейчас солнышко обласкает тебя, наберешься сил и лети, живи. Наверное, тебя где-то ждут. Только меня никто не ждет. Я должна была стать невестой Христовой, но помышляла о другом, и теперь не могу быть чистой перед Ним, а, разве, такая  нужна этому свету? Разве меня простят? Я ничего не знаю и не понимаю в жизни. Можно ли наказывать за любовь? Грех ли это – любить? А, может, любовью наказывают? Иначе, почему разрывается сердце, а душа утонула в слезах, которые я не могу выплакать? Подскажи.
Лиза свернулась клубочком на прибрежной траве, пытаясь дыханием согреть мокрый комочек и бросала в мир бесчисленные вопросы до тех пор, пока ее не нашли люди из усадьбы.


Продолжение...