История с собакой

Маргарита Школьниксон-Смишко
14 сентября 2000 года Ирена Сендлерова написала девочкам из маленькой деревни Uniontown, находящейся в 150 км от Канзаса:" Было четыре пути, которые мы, т.е. я и мои связные женщины, использовали, чтобы вызволить детей из гетто.
Первым путём, который выводил из гетто, был грузовик, нагруженный различными средствами для чистки территории. Его шофёр - Антони Дабровски работал со мной в подполье. Он нас (меня или мою связную) с ребёнком подбирал в заранее обговорённом месте. Ребёнок д.б. быть очень хорошо спрятан либо в большом картонном ящике, либо, хуже этого - в мешке. Этот несчастный ребёнок, часто силой отнятый у родителей или у бабушки с дедушкой, был напуган и часто от отчаяния кричал. Нам всегда нужно было проезжать через ворота, у которых стояли немецкие часовые. Они каждый момент могли услышать эти крики, поэтому Дабровски однажды сказал:"Йоланта (подпольная кличка Ирены), я больше в ваших опасных акциях не буду участвовать, потому что когда-нибудь часовые услышат этот крик и нас всех немцы расстреляют." На это я его от всего сердца попросила, что-нибудь придумать, чтобы нашу совместную работу можно было безопасно продолжить. Через несколько дней Дабровски радостно мне сообщил:"У меня - идея. Теперь я буду возить с собой пса, который любит лаять. При проезде через ворота, я буду сильно наступать ему на лапы, так что его вой заглушит детский плач."
Второй путь был трамвайным. Муж моей связной Леон Сцесзко*, когда дежурил, забирал у нас ребёнка, прятал его в пустом трамвае и вывозил на "арийскую сторону" к условленному месту. Там мы (я или моя связная) его ожидали. Ребёнка мы отводили в одно из четырёх (познее десяти) мест, к нашим сердобольным помощникам. Там о нём с любвью заботились и пытались хотя бы немного смягчить боль расставания с семьёй.
Третий путь: подвалы некоторых домов гетто, которые соприкасались с домами на польской стороне.      
Четвёртый путь вёл через здание суда на Лесной улице, которое находилось на территории гетто. Некоторые входы были открытыми. Мы входили в здание с "арийской" стороны. Конспиративным путём нам обеспечили связь с двумя "дворниками", там служащими. По опредёлённому сигналу эти мужественные люди открывали нам двери, ведущие в гетто. Потом мы уже с ребёнком опять входили в здание, и с помощью нашего "дворника" он покидал здание на польской стороне.
Все эти "пути из гетто" были придуманы для маленьких детей. Для более старших 12-ти, 13-ти летних, а также для молодёжи с 14 до 18 лет использовались другие возможности..."

* Являлся членом подпольной вооружённой армии Крайова, и был 13.11. 1943 г. расстрелян.
"Дворник" взят мной в кавычки, потому что эта должность несколько отличается от известной в России, она требует большего умения и более уважаемая.