КинОкрошка. Исторические хиты детства. СССР

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



Исторические хиты детства. СССР


…А теперь давайте вспомним «дворовое» историческое кино: «Сделано в СССР»



«Александр Невский», Мосфильм (1938)

Режиссеры Дмитрий Васильев, Сергей Эйзенштейн, сценаристы Пётр Павленко, Сергей Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ, композитор Сергей Прокофьев, художник Иосиф Шпинель


В ролях: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Василий Новиков, Николай Арский (Андреев), Варвара Массалитинова, Валентина Ивашёва, Александра Данилова, Владимир Ершов, Сергей Блинников, Иван Лагутин, Лев Фенин, Наум Рогожин, Николай Апарин, Леонид Иудов, Фёдор Одиноков, Иван Клюквин, Николай Витовтов и др.

Премьера: 1 декабря 1938

По опросу киноведов мира в 1978 году назван в числе ста лучших фильмов.



Этапный рубеж в персональной «киномании». После стартовых «огнестрельных боевиков» («Чапаев», «Овод», «Неуловимые мстители», «Красные дьяволята», «Сердце Бонивура») теле-Ярославич стал первым опытом соприкосновения с мече-шпажной историей. И вот уже красным пластмассовым мечом выкашиваются акры кустарника. А ехидный возглас прохожего дедули: «Эка, меч-то, как у Ляксандры Македонского», - рождает новый импульс, реализующийся в повышенном интересе к истории: сначала монгольского ига, потом – античной.

«Александра Невского» всегда относил к бесспорным шедеврам. При этом, неизменно зрелищным. Он и сегодня Смотрится! Хотя с подлинной историей тут расхождений не меньше, чем совпадений. Но, в основном, по культбытовым деталям. В свое время читал о ляпах в разгромной рецензии на сценарий фильма за подписью академика М.Н. Тихомирова. Но в части фактической все, в принципе, соблюдено.

И в ансамблевом единстве с великими лицедеями (Черкасов, Охлопков, Абрикосов, Ершов, Орлов, Масалитинова, Блинников) ядреный патриотический замес обеспечил точность попадания, перво-наперво, в гильдию бессмертных кино-творений.

(подробнее: Николай Черкасов – http://proza.ru/2011/07/28/178
Дмитрий Орлов - http://proza.ru/2011/05/07/1000
Николай Охлопков - http://proza.ru/2011/05/16/8 )

А свинское шествие крестоносцев по льду Чудского озера под гениально лязгающий марш С. Прокофьева с детства парализовало своею апофеозной жутью и, одновременно, величавостью Зла, которое после вечного зова «Вставайте, люди Русские!» обязательно рухнет под лед и, непристойно дрыгаясь и булькая, захлебнется…

Убежден, фильм внес достойный вклад в будущую Великую победу над гитлеровским хищником, сильно поспособствовав развоплощению Рейх-Демона и карикатуризации пресловутой непобедимости его псов (рыцарей и ландскнехтов)…

«Кино-Театр.Ру»,  10.08.2010 22:02



«Петр Первый», Ленфильм, 2 серии (1937-38)

Режиссеры Владимир Петров, Сергей Бартенев, сценаристы Владимир Петров, Алексей Толстой, Николай Лещенко, операторы Вячеслав Горданов, Владимир Яковлев, композитор Владимир Щербачев, художники Николай Суворов, Владимир Калягин.

В ролях: Николай Симонов, Николай Черкасов, Алла Тарасова, Михаил Жаров, Михаил Тарханов, Константин Гибшман, Виктор Добровольский, Н. Рошефор, Федор Богданов, Николай Литвинов, Ирина Зарубина, Г. Орлов, Александр Лариков, Петр Кузнецов, Анатолий Ржанов, М. Сафронова, Владимир Гардин, Э. Гаррик, Алексей Ватуля, Владимир Ершов, Н. Корсакпаев и др.

Премьера: 31 августа 1937 (1 серия), 7 марта 1939 (2 серия)

Сталинская премия (1941) I степени — Михаил Жаров, Владимир Петров, Николай Симонов.


Это было в первом классе. Максимум, во втором.
 
Пришел из школы, отец смотрит телик. А оттуда огромный усатый дядька чеканит высокие слова о долге, о России, о жизни, которой за нее - Россию - не жаль... То был Петр перед Полтавой Николая Симонова - несмотря на все удачи последующих воплотителей, самый любимый, потому как самый человечески близкий, яркий, симпатичный – по-мальчишески говоря, СВОЙ!

(Подробней о нем: http://proza.ru/2011/12/05/335 )

Поняв, что захватил с начала второй серии, потом упорно караулил повтор, дабы наслаждаться со старта.

Дилогия С. Герасимова более достоверна? Возможно. А «Россия молодая» самая интересная. Не спорю…

Но в шкале личного рейтинга импозантности «Петр Первый» – все равно на 1-м месте.

Именно этот шедевр (и прежде всего, благодаря уникальному, радостному, обвораживающему сверх-дару Симонова) воссоздал новый культ Великого Петра, перечеркнувший в массовом восприятии все негативные потуги, с коими десятки лет пыхтели историки-недоброжелатели. И лишь неблизкое будущее покажет, кто же и на чью мельницу лил воду либо бурду.
 
Я ненавидел царевича Алексея (Николай Черкасов), не зная, что это же лицо и обожаемого Александра Невского, и, «вот ведь перегиб и парадокс», угрюмого Ивана Грозного!

Я восхищенно смеялся каждому жесту, каждой усмешке, каждой реплике Меншикова Александра Даниловича, то ведь был Михаил Жаров - любимый актер детства...

(Подробнее о нем: http://proza.ru/2011/10/27/280

По сравнению с монументальным, но мрачным «Иваном Грозным» Эйзенштейна фильм Петрова о Петре не менее монументален, но все-таки искрится: по-доброму и, главное, с победительным жизнелюбием. Вообще, в былине про первого императора  России – намного более позитивное мироощущение, нежели в эпосе о первом русском царе. Хотя уровень… гениальности, на мой взгляд, «Петра I» не менее очевиден, чем личная гениальность жутко противоречивого царя-плотника, деспота, но однако же реформатора. Ибо, проиграй мы Северную войну, как знать, где бы были доморощенные «старообрядцы-XXI» с их разглагольствованиями о том, что без петровских «преобезобразий» (без коих могучая армия и флот оставались бы пустой хотелкой) лапотной Руси жилось бы лучше и вольготней?
 
Впрочем, то политика. Кино же – экстра-класс!


«Кино-Театр.Ру», 9.09.2010 12:10




«Северная повесть», Мосфильм (1960)

Режиссер Евгений Андриканис, сценарист Евгений Андриканис, оператор Семён Шейнин, композитор Анатолий Александров, художник Евгений Свидетелев.

Премьера: 28 ноября 1960

В ролях: Олег Стриженов, Ева Мурниеце, Валентин Зубков, Геннадий Юдин, Николай Свободин, Виктор Кулаков, Георгий Черноволенко, Александр Кутепов, Федор Никитин, Андрей Файт, Иван Кузнецов, Николай Хрящиков, Геннадий Белов и др.

По одноименной повести Константина Паустовского.


Фильм из детства.
Один из самых романтических призраков ушедшей эпохи. Как парусник на облачной подушке лазурного ковра, который растворился, похоже, навсегда...
 
Простите за эпитеты, но такое кино будит давно-давно забытые сантименты, в которых не вижу ничего дурного.

Тогда все уважали декабристов, и этот камерный этюд стал едва ли не лучшим воплощением темы, вероятно, непревзойденным и поныне.
Нежное, может быть, самое бережное прочтение К. Паустовского.
Образец лирического вкуса в историческом жанре.

Тонкий урок благородства, подлинной - великодушной, а не грубой - мужской решимости на Поступок вопреки удушающей системе подавления, субординации и еще более сковывающих условностей.

Ювелирная сковка параллельных линий любви, выразительное, но деликатное решение труднейшей проблемы двойничества во времени и пространстве.
 
И, безусловно, идеальный музыкальный фон Анатолия Александрова, который как бы подпитан северным туманом и свеже-свеже посверкивает от фантастической летучей почти неуловимой мороси.

Все уместно, без напрягов, без истерик, высочайший уровень актерской игры. Одна из канонических ролей О. Стриженова и звездная "сдвоенная ипостась" безвременно ушедшего В. Зубкова.

(Подробней об Олеге Стриженове: http://proza.ru/2011/08/10/53 )

Что называется, смотрел с ностальгическим трепетом и не только не разочаровался, но по хорошему наслаждался, душою отдыхая в столь  славном, волшебном, ритме спокойного, мирного и счастливого Детства - ритме, увы, так давно потерянном теперешними клип-мейнстримщиками...

Эту дивную амальгаму хочется рассматривать снова и снова...

«Кино-Театр.Ру»,  26.06.2010 01:24

 

«Я, Франциск Скорина», Беларусьфильм (1969)

Режиссер Борис Степанов, сценарист Николай Садкович, оператор Виталий Николаев, композитор Владимир Чередниченко, художник Владимир Дементьев.

Премьера: 30 ноября 1970

В ролях: Олег Янковский, Николай Гриценко, Гедиминас Карка, Гунта Виркава, Янис Грантиньш, Ростислав Янковский, Борис Гитин, Владимир Дедюшко, Светлана Турова, Стефания Станюта, Юрий Смирнов, Аркадий Трусов и др.

Диплом жюри за плодотворную разработку исторической темы и изобразительное решение ВКФ в Минске-70.


Видел в детстве, но запомнил одно: интересно и «про рыцарей»…

Все эти годы зная, что великий белорусский просветитель Скорина - одна из первых главных ролей выдающегося актера Олега Янковского, не переставал изумляться причинам запрета на широкий показ этой исторической биографии. По невежеству был даже склонен все списать на неудачный сюжет, бедный реквизит, ходульность трактовок, слабую игру…

И вот сподобился... Ничего этого нет! Точнее, все есть без слов «плохо, бедно, неудачно»... Шикарные актеры (в т.ч. клан Янковских). Один Николай Гриценко чего стоит! Правда, почему-то глаголет не своим голосом.

Роскошно подан друг и «пивопивец» просветителя Башек – Борис Гитин. А как красочны кабацкие пирушки студиозусов, а козни иезуитов, а средневековые наряды, и все это с очень качественно подобранной «обстановкой и атмосферой» 16 века!!!

И мысли не крамольны: за прогресс и возрождение. Хотя как ведь посмотреть. Вслушайтесь в кусочек диалога.

Белорусский первопечатник Франциск доказывает перед всем университетом, что «хотел видеть Священное писание на языке народа, дабы просвещение проникло в народ и дало ему силы не поддаваться нелепым предрассудкам и пагубному суеверию».

А вот ответная клеветническая филиппика «охранителя истины»  иезуита Рейхенберга:

- Вот это и есть посягательства на основные положения Святой церкви, ибо латынь в науке, звучащая с амвона, ОБЕРЕГАЕТ ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ ОТ ЛЮБОПЫТСТВА НЕПОСВЯЩЕННЫХ. Утверждая противное, вы подвергаете сомнению мудрость предписаний святейшего престола и, тем самым, сомневаетесь в непогрешимости Папы...
 
Кстати, Скорина и близко не говорил того, что ему инкриминировали.

Как вам этот пассаж? Актуален?

Или воинствующий клерикализм наших дней не готов заглушить любой «еретический» глас, любой научный резон, обвиняя нарушителя в расшатывании основ и посягательстве на бога?!

Да и предрассудки\суеверия, точно размороженные споры-клетки-клоны из «темных веков» расцветают буйным цветом. И не пикни…

Судьба Скорины трагична, правда, на фоне его современника Джордано Бруно менее жестока.

Бунтарь-одиночка из народа. Это, наверное, идеологическая диверсия. Вот и задвинули. Хотя там сам Янковский 25 годков.

И поделом?

(Подробней об Олеге Янковском – http://proza.ru/2009/05/20/517
о Николае Гриценко - http://proza.ru/2011/07/24/37 )


«Кино-Театр.Ру», 23.06.2010 19:51




«Звезда Улугбека», Узбекфильм (1964)


Режиссер Латиф Файзиев, сценарист Максуд Шейх-заде, оператор Александр Панн, композиторы Михаил Зив, Дани Закиров, художники: Эммануил Каланторов, Нариман Рахимбаев.


Премьера: 18 октября 1965 (Москва)

В ролях: Шукур Бурханов, Алим Ходжаев, Н. Камбарова, Ульмас Алиходжаев, Хамза Умаров, Раззак Хамраев, Мукаррама Камалова, С. Икрамов, Наби Рахимов, Нигмат Касымов, Хашим Гадоев, Аббас Бакиров, Хикмат Латыпов, Сайфи Алимов, Рахим Пирмухамедов

Вторая премия (вместе с фильмом «Решающий шаг», по разделу историко-революционных фильмов) ВКФ—66 в Киеве.


Смотрел после лет 40 перерыва, и один за другим сковыривались скептические шипы: наверное, "старо, плакатно, скучно"...

Не-а, снято красиво, сильно, стильно, поэтично. С уместными, даже красящими и усиливающими добрый пафос вкраплениями восточной лирики и мудрости. Мелькнуло сожаление: в цвете было бы еще шикарней.

Когда косному обществу противостоят одиночки из толпы, их предрешенный конец не вызывает удивленья, только сожаление.

Просвещенный правитель, борец с системой невежества - еще более редкий пример идеализма.

Классический пример - Улугбек, возможно, самый энциклопедически универсальный из всех царей. Внук Железного Хромца Тамерлана, всесильного и ужасного, у ног раболепная империя. Фимиам лести и фонтаны наслаждений... Чего бы казалось не почивать на дедовых лаврах, не наслаждаться в опахальной "рощице" гаремных гурий? Так нет, пошел обсерватории строить, умы смущать, безобразия нарушать. И возроптали религиозные авторитеты: "Он против Веры"! А пред таким наветом не устоять даже внуку Тимура.

Мудрец и еретик на престоле, увы, обречен так же, как любой "смутьян". Даже хуже, ведь его положение усугубляется излишком знаний, в том числе гуманизма. Он понимает все ходы врагов, но не волен ответить в их подлой манере. Его принципы и учителя просто не позволяют ему действовать хитро и коварно. А на Востоке это значит - кирдык! Из философов на троне счастливо закончили, кажется, лишь Соломон да Солон (причем, второй был все-таки народным избранцем). Императора Марка Аврелия, по одной из версий, тоже "ушли"...

Хорошее кино, умное и поучительное.

(Подробней об Ульмасе Алиходжаеве - http://proza.ru/2011/06/28/256 )

«Кино-Театр.Ру», 23.06.2010 20:48


 


«Сказ про то, как царь Петр арапа женил», Мосфильм (1976)


Режиссер Александр Митта, сценаристы Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид, оператор Валерий Шувалов, композитор Альфред Шнитке, художники Георгий Кошелев, Игорь Лемешев.

В ролях: Владимир Высоцкий, Алексей Петренко, Иван Рыжов, Семен Морозов, Валерий Золотухин, Михаил Кокшенов, Ирина Мазуркевич, Людмила Чурсина, Евгений Митта, Михаил Глузский, Олег Табаков, Александр Барушной, Владимир Кашпур, Владимиир Меньшов, Ирина Печерникова, Анатолий Обухов, Александр Пятков, Клара Румянова, Андрей Файт, Станислав Чекан, Николай Сергеев, Наталья Вавилова, Александр Пашутин, Андрей Гусев, Александр Граве (авторский текст),

Премьера: 6 декабря 1976


На премьеру ходил 3 раза подряд. То был период подросткового преклонения перед Высоцким. Плюс редкая для тех лет сцена омовения героини Мазуркевич, волновавшая моих сверстников еще больше, чем меня Высоцкий и вся любимая наука История. А тут еще фривольно недвусмысленная жестикуляция Ягужинского-Табакова и грохочущее обрушение "Толстомясой"...

С годами волна реверансов убыла. Тем более что истории в этой картине маловато, да и вовсе не она послужила кино-соавторам предметом анализа.

В чем соглашусь: народные сцены предельно лубочны, водевильны и, если не глумливы, то зело шутейны, даже саркастичны. Карнавал и маскарад, одно слово. Но игра больших актеров (Петренко, Высоцкий, Табаков, Рыжов, Кокшенов), по-прежнему притягательна. Особенно насмешил Семен Морозов в роли "недоросля" Говорова.

Это историко-костюмный фарс, пародия на потуги под Дюма. И музыка Шнитке с мультяшным прологом с первых же секунд\аккордов настраивает на юмористический лад. Зачем же, право, подвергать серьезной (и, тем более, системно-суровой) критике то, что не претендует на лавры Ключевского и Соловьева?

Иное дело, что впоследствии осмеяние святынь само вошло в систему и заполонило целые телеканалы. А "Сказ..." стал одним из качественных первопродуктов последующего КАКчества в количествах астрономических. ...

Конечно, и от Пушкина здесь тоже немногое осталось. С другого края, сам Александр Сергеевич опять же довел свой роман про петрова арапа не до эпических размеров, глубин и высот.

Очевидно, все это совестимо-несовместимое и позволяет фильму пребывать вот уже 33 года в заданном темпе несерьезного фланирования, благодаря коему даже рифы и шишки не так чуйствительны и остры...

«Кино-Театр.Ру», 17.06.2010 17:08


 


«Россия молодая», 9 серий, Киностудия им. Горького (1981-82)

Режиссер Илья Гурин, оператор Евгений Давыдов, композитор Кирилл Молчанов,

Премьера: 4 января 1984 (ТВ)

В ролях: Борис Невзоров, Александр Фатюшин, Степан Старчиков, Александра Яковлева, Дмитрий Золотухин, Николай Иванов, Иван Лапиков, Михаил Кузнецов, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Александр Борисов, Татьяна Кондырева (Чернядьева), Сергей Плотников, Николай Олялин, Евдокия Алексеева, Александр Макарцев, Сергей Паршин, Александр Вдовин, Вячеслав Ракитянский, Владимир Кашпур, Анатолий Баранцев, Елена Глебова, Алексей Миронов, Леонид Харитонов, Константин Северный, Фёдор Валиков, Михаил Бочаров, Тыну Саар, Григорий Всеволодов, Алексей Дроздов, Рейно Арен, Бруно Фрейндлих, Леон Кукулян, Всеволод Кузнецов, Сергей Сазонтьев, Игорь Бучко, Александр Звенигорский, Андрей Градобоев, Р. Нейман, Филимон Сергеев, Михаил Долгинин, Тыну Аав, Вадим Вильский, Георгий Назаренко, Иван Краско, Евгений Марков, Валентина Беляева, Юрий Демич, Василий Зотов, Хейно Мандри, Юрий Чекулаев, Геннадий Фролов, Райво Трасс, Леонид Оболенский, Николай Крюков (II), Владимир Шкрабак, Борис Иванов, Аксель Орав, Владимир Сергиенко, О. Бауман, Анатолий Титов, Мати Клоорен, Д. Демин, Юрий Саранцев, Владимир Щеглов, Александр Карин, Павел Скороходов, Роман Гутовский, Елена Максимова, Владимир Сез и др.


В защиту «Россия молодая»

Цитаты против: «Фильм столь же "детский" и так же разочаровывает, как и герасимовская дилогия. В целом он, пожалуй, несколько покрепче, что обусловлено меньшей масштабностью событий и большей длительностью. Но он страдает теми же недостатками, что и дилогия Герасимова: несерьезностью, натянутостью, неестественностью, пафосностью… Вообще, вся стилистика фильма характеризуется театральностью, пафосностью. Совершенно очевидно, что актеры просто исполняют роль, "играют" в худшем смысле, порой явно переигрывая… В целом же постановка эпизодов и их композиция местами проваливается, что очень заметно... Вообще, конечно, многое можно списать на неудачный источник - роман Ю. Германа. Композицией, исторической проработкой, а тем более языком он значительно уступает роману А. Толстого (и даже без этого сравнения выглядит довольно слабым). Но все же фильм это не оправдывает - он снимается по собственному сценарию, у него другая аудитория, другое восприятие, и если он повторяет ошибки и неудачи литературного источника, сценаристы должны разделить вину… Коробит пафос в последних сериях, когда Петр, явившийся на выручку Иевлеву, наводит порядок… Композиция местами оставляет ощущение рваности… Есть в фильме и удачные решения. В основном, они относятся к эпизодам русского Севера, к поморам и их жизни, в основном, в партиях Ивана Рябова и Таисьи. Хотя они и не дотягивают до эталона (заданного фильмом "Михайло Ломоносов" А. Прошкина), но все же в целом сделаны на хорошем уровне: аккуратно, органично... В общем, фильм оставляет впечатление большого замысла, но недостаточно сильного исполнения. Всерьез воспринимать его нельзя».

"Кино-Театр.Ру", № 36   Петр  (Москва)  30.05.2010 01:58



Аргументированная критика всегда полезна. И Петр из Москвы, очевидно, поддел режиссеров указанных картин вполне логично. Со своей точки зрения – точного хронографа.

Тем не менее, вступлюсь. «Со своей колокольни». Начнем с того, что в главном: общем позитивном резонансе и патриотическом пафосе фильма «Россия молодая» большинство вряд ли усомнится. Это подтверждено отзывами – факт! А в мелко-детальные ляпы и узкоспециальные ошибки, заметные только профессионалам, большинство вдаваться не будет.

Да, наверное, присутствуют достойные критики моменты из серии «Размах на рубль, удар на копейку», но их с лихвой перекрывает все-таки (!) замечательная игра актеров.

Что до Дм. Золотухина, он опять же таки убедительно воплотил своего, фирменного, Петра. Отметим немаловажное: 1) для юного актера авторская интерпретация – это его творческое право, без которого он останется безликим статистом. 2) Собственное, ни на кого не похожее прочтение образа великого преобразователя (да еще на фоне великих предтеч) - редкое и похвальное достижение.

(Подробнее о нем:  http://proza.ru/2011/08/08/395)

Кузнецова, Фатюшина, Невзорова, Олялина, Старчикова (etc) ну никак не упрекнешь в никудышней игре.

(Подробней о Борисе Невзорове - http://proza.ru/2012/01/17/735 )

Да, согласен, «Михайло Ломоносов» - на нынешний день эталон исторического жанра. Но ведь и там при желании сыщется масса вольностей и недочетов.

Дело в том (и в этом нет никакого секрета), что любое великое произведение рождается, прежде всего, как хорошо усвоенный опыт учета ошибок предшественников на данном поприще (менее удачливых иногда не в силу меньшего таланта, а - отсутствия материала для анализа чужих ошибок).

Первопроходцам всегда трудней. Петр из Москвы выкладывает цепочку: «Ломоносов» лучше «России молодой», а та превосходит дилогию «Юность Петра» и «В начале славных дел». Все правильно. Так они и снимались в обратной последовательности: дилогия Герасимова в начале 1980-х, «Россия…» - в 1984-м, а «Ломоносов» - в 1986-м. Прошкину было у кого учиться, как и «что делать», а чего не делать.

Кроме того, злую шутку с романом и сериалом сыграло само название «Россия молодая» - очень громкое (из Пушкина), а потому обязывающее даже там, где этого нет по замыслу. Вспомним прозу Юрия Германа.

«Дорогой мой человек» - вот  квинтэссенция его мелодраматического стиля и историко-воззренческого масштаба. Какой тут эпос? Камерные, трогательные личные истории на фоне большой войны. Ни намека на эпику. Двухтомная «Россия молодая» - по сути тоже самое, но очень большое и длинное, с вкраплением царских эпизодов и (хороших в фильме) батально-морских сцен. А по сути: «семейно-хроникальное» повествование в приправе суровой поморской экзотики 18 века. Читал роман в детстве, и он, не совру, очень нравился всем «пацанам». Так что упрек «в детскости» – это скорее комплимент книге, которая так и задумывалась. Думаю, было бы просто здорово, кабы дети наши в качестве школьной кино-хрестоматии по родной истории смотрели именно «Россию молодую» («Михайлу» и, да-да, дилогию Герасимова), а не всякие виртуальные фэнтези, становящиеся для них, увы, первичной и нездоровой реальностью.

По большому счету, настоящего (всем угодного и удобного) исторического кино просто не существует. Если сейчас взяться и профессионально обсудить недостатки признанных шедевров («Александр Невский», «Иван Грозный», "Богдан Хмельницкий», «Великий воин Албании Скандербег», «Суворов», «Хождение за три моря» и т.д. по списку), от них камня на камне не останется. Академик М.Н. Тихомиров году в 1938-м буквально раздолбал сценарий «Александра Невского» за месиво грубейших ошибок и подтасовок, однако это не запугало и не остановило ни С. Эйзенштейна, ни Н. Черкасова, ни С. Прокофьева. В итоге, выиграли все! В войне тоже. А каб послушались?

Разумеется, в наше время никто так снимать не станет: ни технически, ни композиционно, ни стилистически. Там все слишком наивно, демонстративно, тенденциозно, экзальтированно. тонкая психологическая нюансировка не ночевала. И это не минус. Время такое было – детская пора кинематографа. Дети в своих проявлениях и реакциях всегда непосредственней и естественней взрослых. Зато по сравнению с немым кино – прорыв и несомненный (хотя искусствоведы могут оспорить, так пусть одни и наслаждаются)! То есть это шедевры, которые стали таковыми лишь потому, что идеально отвечали реалиям и требованиям своего времени.

Что до техники и атрибутики, то вплоть до последнего времени вся пиро- и фехтовальная техника в историческом кино – ни к черту. Ну, не «махали» наши предки так драгоценными мечами, не поигрывали столь фигурно и показательно хрупкими шпагами… И в дух (особенно, мистико-религиозный) эпохи мало кому удалось проникнуть по-настоящему. Герои большинства картин мыслят как нынешние детинушки, которые слыхом не слыхивали про ковер самолет и с трудом могут вообразить, как Айвенго или Кеннет управлялся в бескрайней пустыне без мобилы и кока-колы.
В качестве образца я бы тут даже не на «Петра первого» А. Толстого сослался. Вероятно, ближе всех к пониманию исторически достоверной психологии рассматриваемой эпохи подошел Дм. Балашов в своей грандиозной эпопее о московских князьях. А вот в кино?..

Казахстанская дилогия о «Султане Бейбарсе» и «Гибель Отрара». Причем, в кино-биографии полулегендарного Бейбарса еще много чисто авантюрно-приключенческого, дюма-скоттовского, хотя техника боя уже – ого-го! И только «Гибель Отрара» по-настоящему убеждает, что лЮбое сочинителям средневековье (тем более, восточное) – это не арена головокружительных приключений, а крайне мрачная, унылая, беспросветно-прозябательная и исключительно жестокая борьба за физическое выживание (для 99 % простых людей, да и царедворцев). И что места для романтики в сломные периоды (как нашествие Чингисхана) не было. А было одно животное желание – уцелеть, не угодить в жернова. И даже не это: а просто - умереть не слишком мучительной смертью.

Жесткий подход к историческому кино, демонстрируемый Петром из Москвы, закономерен. Для специалиста. Но если бы мы снимали и видели только это, то просто вешайся от тоски и безнадеги, которой и сейчас хоть отбавляй. А не нужно забывать, что до конца 1980-х и жизнь была «стабильней, серей и скучнее» (без залихватских захватов заложников и городов, взрывов и террористов, рэкета и гангстерских войн), поэтому авторы исторических фильмов вынужденно привносили элемент увлекательности хотя бы в кино.

Сегодня все поменялось. Жестокость и беспросветность захлестывает (н уже в реальной жизни). Следственно, необходимы как раз такие, пусть слегка подслащенные, чуток веселые и малость завиральные, то есть в меру остросюжетные, но в целом здоровые и позитивные сюжеты.

«Россия молодая» являет классический пример такого ныне редкостного позитивного и патриотического кино.

«Кино-Театр.Ру», 30.05.2010 13:22

Подробнее см.: http://www.kino-teatr.ru/