Перестройка. часть 1

Дмитрий Пигарёв
   Тук, тук, тук, тук - стучат колёса на стыках. За окном - ухоженные полустаночки, с белыми домиками смотрителей. Проплыла центральная усадьба, какого то совхоза. Машинный двор. Техника - выдраена, выстроена в ряд - по разметке. Колёса - побелены. Наш попутчик, седой человек, при виде этого идеального порядка, не скрывал восхищения – молодец!!! Молодой человек, с верхней полки, уважительно произнёс – И это вы, их всех - знаете? Мужчина, улыбаясь в усы, с какой то неподдельной нежностью и уважением в голосе, произнёс – Я сынок - знаю! Здесь, один председатель  - Александр Григориевич Лукашенко!
   Белоруссия! Проезжаешь, и не веришь своим глазам. Впечатление такое, как будто попал, лет эдак - на двадцать, назад. Как же так? Почему - здесь, всё осталось на своих местах? Что это? Твёрдая воля руководства, или мудрая - экономическая политика? У нас ведь - всё, что можно – разломали, разобрали, распродали. Силой, заставляли людей - выходить, из хозяйств.
   Руководство - подсуетилось! Да так, что - ничего, в хозяйствах не осталось. Дали, людям - землю. А что, ты на ней будешь делать - без денег, и техники? Да ещё, и в рискованной - зоне земледелия. Имущественные паи, отдавали - ЗАВами, коровниками, детскими садиками, жилыми домами.... Говорили - берите, пока дают, иначе вообще - ничего, не получите! Люди - понимая, что их опять обманут, так же, как с приватизационными чеками и банковскими вкладами - всё разобрали, и растащили - по домам. Чтоб, хоть что то - досталось.... 
    Что говорить - Чирскую Оросительную Систему! На которую, были затрачены - миллиарды, народных денег! Которую, только что - перед перестройкой, сдали в эксплуатацию! По сути - новую! Выкопали, и сдали - в металлолом!
    Разговорились. Попутчик, оказался - земляком, из Ростовской области. Говорили много. Вспоминали - детство, общие игры, первые радости, первые неудачи. Как стояли в очередях, за двухстами граммами хлеба, с написанными - химическим карандашом, номерками на ладошках. Как потом, после событий в Новочеркасске, вдруг всё - появилось. Даже, масло шоколадное - продавали, свободно. Как, радовались - жизни. Как пошли в школу. Школьную форму – серые суконные гимнастёрки на выпуск, ремни с бляхами, фуражки с кокардами. Приём в октябрята, пионеры, комсомол. Принудительные спевки, на больших переменах. Всякого рода - собрания, суботники, семинары. Конспектирование, трудов - Ленина. Демонстрации. И чего, только не было - в жизни?
    А ведь тогда, уже в семидесятые, железный занавес, изрядно поржавевший от бездарности партийного правления, начал - давать трещины. И в эти, ещё мизерные дырочки коррозии, уже стали проникать, ранее не известные нам понятия, такие как - свобода слова, демократия. И не в интерпритации секретарей - партийных и комсомольских организаций, а с точки зрения - мирового сообщества. Забавно было, сопоставив и проанализировав всё это, осознавать - бесперспективность существующего строя. Наблюдать - потуги «деятелей», рвущихся к власти. Все, это - знали. Уже открыто, об этом - говорили. Только в прессе, да на собраниях - проводилась, как тогда считалось - единственно правильная, линия - партии! Вся страна, жила - двойной жизнью. По провинции, разъезжали всякого рода - партийные функционеры, с портфелями - набитыми водкой. Читали лекции. Клеймили - отщепенцев и предателей, советского народа. На местах, их с удовольствием встречали, бурно - приветствовали. Закатывали, шикарные - банкеты! Все, поддерживали линию партии, а думали, каждый - по своему. В обществе, бытовало неписанное правило – говори одно, думай другое, а делай - третье. И всех, снизу - до верху, это устраивало!
  По этому поводу, вспомнил один случай. Где то в середине семидесятых, приехал на родину. Отца дома не было. Мама сказала, что вызвали в райком партии, на какое то совещание. Приезжает. Спрашиваю - Что случилось? Отвечает - Приезжал лектор, из обкома партии! Читал лекцию, по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
  Особо, разговаривать было некогда. Готовились к встрече брата. Он учился в Москве, и ехал вместе с другом из Грузии, к нам на каникулы.
  Выехали. Встретили. Как всегда накрыли стол. Ребята, привезли московских деликатесов. Сидим. Каждый, делится впечатлениями. Мы с отцом о своём. Ребята о своём. И тут отец, видимо, желая показать свою осведомлённость в политической жизни страны, начинает, учить нас жизни. Интересная манера старых коммунистов, во время застолья - бить в лоб аргументами, тем самым вызывая на откровенность, чтобы получить информацию о внутреннем мире собеседника. Говорит - Вот вчера, уважаемый человек, с самого - обкома, правильно сказал! Мало, последнее время, уделяется у нас воспитанию. Молодёжь, не слушает старших. Не прислушивается, к мнению - партии и правительства. Которое, день и ночь, только и думает, как бы защитить нас - от посягательства внешних врагов, и сделать жизнь нашу лучше. Это же надо, до чего дошло! Голос Америки - слушают! В магнитофонах, одни отщепенцы и предатели! Вот вы, почему слушаете Высоцкого?! Отвечаем - Нравится... А знаете, что он предал страну и сбежал?!   
  Сижу молчу. Обвинение - серьёзное! Тем более, раз об этом, уже говорят в обкоме! Смотрим, на "москвичей". Те, сначала не поняли, в чём дело. А потом смотрю, а у них в глазах "чёртики" забегали. Изо всех сил - терпят, чтобы не рассмеяться...
  Мы в недоумении. Вроде, ничего смешного... И брат, видимо, чтобы не обидеть отца, почти шёпотом спрашивает - А откуда, вы всё это взяли? Какой то, липовый у вас лектор, с самого обкома!? Мы только вчера, бегали с Арчиллом по Таганке, искали билетик на его концерт. Не получилось. Всё раскуплено - за месяц вперёд! Он как выступал, так и выступает. Никуда не убегал. Живёт в Москве...
  Теперь, уже все трое, смотрим на отца. Тот, от такого неожиданного поворота, утратил дар речи. Говорю - Всё ясно! Разъезжают, проходимцы по периферии! Вешают вам лапшу! А вы, "ухи" распустили и пересказываете, всю эту бредятину. Распускаете слухи, как бабки на завалинках. Тем самым, вводя в великое заблуждение, честных советских граждан!!!
  Сболтнул. Хотел перевести на шутку. А потом пожалел. Жалко стало батю. У него, словно внутри, что то обломилось. Видимо, он до такой степени, во всё это верил, что у него в голове не укладывалось, чтобы на таком высоком уровне, и так нагло врали. Он был винтиком, этого огромного механизма. Он, посвятил этому, всю свою сознательную жизнь! А теперь, получается, что он никто. Что его использовали, используют, и собираются использовать - неизвестно кто, и неизвестно в каких целях. Больше, за весь вечер, он ничего не сказал. Только выпил, чуть больше обычного...
  Уже тогда - в семидесятых! Кремлёвские долгожители понимали, что приходит конец! Заврались, до такой степени, что уже и сами, толком не понимали, где правда, а где ложь. Но, как говорится - Своя рубаха, ближе к телу! Вот они и пытались, любыми способами - продлить, сохранить свою власть. Не смотря, ни на что! 
  Стареющее Советское руководство, ввязавшись в Афганскую авантюру - фактически, теряло контроль - над страной. На местах, руководство перешло, к секретарям обкомов.
   Но время - неумолимо, движется вперёд. Страна не может, полноценно развиваться - в изоляции. Возникла, необходимость - в сотрудничестве. В полноценном и всестороннем общении - внутри, социалистического лагеря. Венгрию, Югославию, Германию, Польшу, Чехословакию - больше не устраивает, махровый бюрократизм и фатальный инфантилизм - большого брата. Они не хотят, жить в загнивающем обществе. Они хотят - полноценно развиваться! И если, до Афганского вторжения, они ещё побаивались - карающей руки, то после - наблюдая, за слабеющим режимом, стали - поднимать голову. Народ, не желал - существовать, ради осуществления каких то - чуждых и несбыточных, утопических теорий. Народ, хотел - жить!
   Стали открываться - совместные, международные клубы - дружбы. Расширялось - сотрудничество, в области - науки и техники. Поощрялось, сотрудничество - между ВУЗами. Начался, обмен - студентами. Наша молодёжь, уже не со слов руководства, а воочию, смогла оценить - уровень жизни, образования – своих зарубежных сверстников. Оказалось, что наша система просвещения - более глубокая и обширная. Оказалось, что мы - обладая огромным ресурсом, природных богатств - живём, хуже - всех...
   К нам, приезжали студенты, из Польской Народной Республики. Зная, о существующих проблемах с одеждой, они привозили с собой - уйму, всякого барахла. Что говорить, самым ходовым товаром, была - жвачка. У нас тогда, даже этого - не было. Они, видимо считали нас, до такой степени - нищими, что один, даже как то, привёз с собой, огромный чемодан - презервативов. Мы со смехом, отвели его в аптеку и показали, что этого добра, у нас хватает, всего - по две копейки, за штуку. Он был, очень - расстроен. А наши тумбочки, оказались - забиты, импортными - презервативами. И что, только с ними - не делали. Бросали - вниз с водой, давали девчонкам - вместо жвачки. Они были - в красивой импортной упаковке, с иностранными буквами, и имели внешний вид - полоски, очень похожей - на жвачку. Джинсы, кофты, женское бельё, мужские рубашки, футболки, пластиковые пакеты, бейс - болки, это всё - расходилось, у них - сразу, в нашем студенческом городке. Снимали, понравившиеся вещи - с себя. На вырученные деньги, скупали - золото. Тогда, обручальное колечко - самое дешёвое, стоило - шестьдесят рублей. Чтобы не ходить раздетыми, приобретали в наших магазинах - х/б трико, дешёвые рубашонки. Так что,  к концу своего пребывания, они выглядели - намного, хуже нас. Но студент, он и в Африке - студент!      
   Заговорили - о перестройке, гласности, реформах.   Об организации - кооперативов. Люди, стали - работать! У каждого заказчика, появилась возможность - самому, выбирать себе подрядчика. Кооперативы, стали - конкурировать, с государственными организациями. Всё зависело, от изворотливости - руководства. Но если собственники кооперативов, были -  заинтересованы, в плодах своего труда - знали, что кроме их самих - никому не нужны, и старались - изо всех сил! То руководители гос. предприятий - назначаемые с верху, и как правило - администраторы, ничего не смыслившие в своём производстве, привыкли - к иждивенчеству. Они привыкли - хорошо жить, ничего не делая. Государство мол - всё, выдержит! 
   Но государство - отказало в финансировании, передав тем самым, средства производства - коллективам. Но ведь те, кто сам умел работать - уже, ушли. Они больше не хотели - работать, на чужого дядю. Руководство - осознав, всю свою несостоятельность. Занялось - распродажей. Оставшиеся люди, не сформированные в коллектив, не могли, этому - воспрепятствовать. Так как на местах, оставалось тоже руководство - просить помощи, или восстановления справедливости, было - не у кого. Местные князьки - обанкротив предприятия, скупили всё за бесценок – на всякий случай.
   Работники администраций - осознав, свою полную ненадобность и бесполезность, принялись - не без санкций на то, "верхнего" руководства - изобретать, всевозможные способы - отъёма денег, у предпринимателей и обычных граждан. За что, только тогда - не платили? На содержание - милиции, пожарной охраны, культурно массовых учреждений.... Оплачивали, в виде налогов - разницу цен - на мясо, молоко, хлеб....
    А они, кинув пайщиков -  растаскивали - базы и магазины Райпотребсоюзов.. Забили гаражи, сараи – коврами, мебелью, посудой, дефицитными продуктами. У некоторых, до сей поры, стоят - упаковки. Всё это, делалось - открыто. Люди - возмущались. Некоторые, старались не обращать внимания и брезгливо - сторонились. Не могли мы, и представить себе тогда, какие разрушительные формы, в скором времени, всё это - примет....                (см. продолжение.)