О настоящем мужчине Онегине и педофиле Ленском

Елена Пацкина
( К статье: «Правда о Татьяне» Автор: Евгений ЧЕРНЫХ )
 
Странные вещи иногда происходят с классическими произведениями. Обычно их очень по-своему трактуют в своих постановках режиссеры-авангардисты и прочие постмодернисты.
Ну ладно, в конце концов, это авторский театр или кинематограф. Кто хочет и может, тот получает удовольствие. С другой стороны, каждый человек волен видеть в произведении искусства что-то свое. «Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится все, что я в них вычитываю», – писал великий Блез Паскаль.

И вот о новом оригинальном прочтении «Евгения Онегина» нам поведал в своей статье Е.Черных.

«Сексолог Александр Котровский выдвинул новую, сенсационную версию прочтения самого знаменитого романа поэта. Разговор о Пушкине зашел почти случайно. С кандидатом медицинских наук мы беседовали о волне педофилии, которая захлестнула в этом году страну. Что делать?
- Брать пример с Евгения Онегина! - заявил доктор. - Он же не стал совращать малолетнюю Татьяну, хотя девочка сама предложила ему себя. Онегин должен стать образцом для школьников. Смотрите, ребята, вот настоящий мужчина! Меньше было бы в стране педофилов..
Сейчас ведь что ни день появляются сообщения о детях - жертвах насилия. Госдума уже предлагает давать пожизненное заключение тем, кто совершил сексуальные действия с подростками моложе 14 лет. А Татьяне было 13!
- Не может быть! - изумился я.
- Может! Пушкина надо внимательнее читать. Четвертую главу Онегина»
 
Сразу же следует заметить, что далеко не во все времена и не у всех народов четырнадцатилетние подростки считались детьми. Например, в Испании по сей день разрешенный возраст для вступления в брак – 14 лет. Это возраст шекспировской Джульетты, которой, по мнению близких, давным-давно пора замуж, так как многие ее ровесницы – уже матери семейств.

 А теперь будем вместе с автором статьи читать Пушкина внимательнее.

Но прежде определим понятия:

Педофилия < гр. pais (paidos) – дитя + phileo – люблю > патологическое половое влечение взрослого к ребенку.  ( Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов)

Начнем с того, что недвусмысленный ответ сексологу дает мать Татьяны, а уж ей видней:

– Как быть? Татьяна не дитя, –
Старушка молвила, кряхтя.–
Ведь Оленька ее моложе.
Пристроить девушку, ей-ей,
Пора…

Значит, если прав медик, и Онегин отказался от Татьяны только по причине ее малолетства, то надо ли считать педофилом влюбленного в ее младшую сестру Ленского? А ведь Ленский не просто томно вздыхает и услаждает слух Ольги элегиями, но собирается вот-вот вести ее под венец.

 Он весел был. Чрез две недели
Назначен был счастливый срок.
И тайна брачныя постели
И сладостный любви венок
Его восторгов ожидали.

Разве семья и соседи осуждали юного поэта за то, что он собирается жениться на ребенке, разве где-нибудь шла речь о том, что свадьбу следует отложить на несколько лет, пока невеста подрастет?! Ничего подобного. «О свадьбе Ленского давно у них уж было решено».

Далее, когда трагически погиб бедный поэт, разве «дитя» возвращается в детскую? Нет, она выходит замуж. Потому что тот жених или этот, а Ольге пора стать замужней дамой.

Увы! Невеста молодая
 Своей печали не верна.
Другой увлек ее вниманье…

И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.

Почему она стоит, опустив глаза, чего стыдится? Как, ведь совсем недавно на дуэли (из-за нее, между прочим) погиб ее жених! Но – жизнь продолжается, а девушке (отнюдь не малому ребенку) надо устроить свою жизнь. Она влюбилась в улана, выходит замуж, и легкая улыбка
выражает ее полное удовлетворение своей судьбой.

Теперь вернемся к старшей сестре и выясним, почему автор статьи решил, что ей тринадцать лет?

«Первым делом я открыл четвертую главу «Онегина», на которую ссылался сексолог. Она начинается со знаменитых строк:

"Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей".

А вот в продолжение обычно никто не вникает, хотя в них-то и содержится разгадка тайны романа.

"И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян... "

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У ДЕВОЧКИ В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ! (выделено мною. - Е. Ч.)».

Тут автор обрывает цитату, а зря! Вот продолжение:

 Кого не утомят угрозы
Моленья, клятвы, мнимый страх,
 Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольца, слезы,
Надзоры теток, матерей
И дружба тяжкая мужей.
Так точно думал мой Евгений.


Как можно видеть, все эти мысли обобщают светский опыт любовных похождений героя, но никак не относятся к Татьяне.

Дальше автор статьи упорно приводит множество цитат, где Татьяну называют девочкой.

«Есть в романе и откровенные намеки на юный возраст Татьяны. «Она в семье своей родной казалась ДЕВОЧКОЙ чужой».

 Ну, все мы когда-то были детьми.
 
«В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет».
Здесь речь идет не о Танином возрасте, а о няниной молодости и ее первой влюбленности:
«Расскажи мне, няня, про ваши старые года: была ты влюблена тогда?» А крестьянскую девочку могли выдать замуж и раньше, но к барышне это не относится.

«Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя: «Ужель та самая Татьяна? Та ДЕВОЧКА... Иль это сон? Та ДЕВОЧКА, которой он пренебрегал в смиренной доле?» «Вам была не новость смиренной ДЕВОЧКИ любовь?» - дает отповедь герою сама Татьяна.»

Если искать в романе повторяемое слово «ДЕВОЧКА», не понимая оттенков, то, конечно, можно доказать что угодно. Ведь в каждое слово вкладывается свой смысл, ясный из контекста. Вот другой поэт пишет про себя:

     Был он изящен,
     К тому ж поэт,
     Хоть с небольшой,
     Но ухватистой силою,
     И какую-то женщину
     Сорока с лишним лет
     Называл скверной ДЕВОЧКОЙ
     И своею милою.
С.Есенин «Черный человек»

Так что не всегда девочки бывают тринадцатилетними.

Все это крайне неубедительно: юная Татьяна действительно была чистой и наивной девушкой не в сегодняшнем понимании этого слова. Эту барышню вполне можно было назвать и девочкой. Тут речь не о возрасте, а о состоянии души.  Это в наше время стало нормальным, когда люди говорят: «Девушка с мужем и тремя детьми отправилась на отдых».

 Кроме того, нельзя слишком буквально относиться к поэтическим текстам – так можно дойти до абсурда.

Ведь вот что получается:

« А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано? В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя). Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года».

 То есть 8-ми лет от роду мальчик влюбился в двухлетнюю крошку, пускающую пузыри в люльке. Конечно, чего на свете не бывает, но несколько смешно.

Или вот, например, Татьяна в последнем объяснении с Онегиным говорит:

К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…

Не следует ли, по логике автора статьи, нам подумать, что она встретилась с Евгением действительно в младенческом возрасте и мечтала о красивой игрушке? Нет, с логикой тут что-то не так.

«Пушкин везде сообщал возраст своих героинь. Даже старенькой пиковой дамы. (Исключение - старуха с разбитым корытом и Людмила, невеста Руслана)»

Разве? А как насчет госпожи Лариной, матери двух барышень на выданье? Ведь если старшенькой только 13 лет, и сама она, допустим, родила ее лет в 17 (это было обычным возрастом, возможно и раньше), то ей лет 30 или около того. Но в романе она всегда упоминается только и исключительно как «старушка». Вот первое впечатление Онегина: «А кстати: Ларина проста, Но очень милая старушка». А ведь она всего года на 4 его старше.
Так, возможно, и барышни, и их старушка-мать несколько старше? Но Пушкин нам об этом не поведал. Предполагаю, что для него это было совершенно неважно – не в этом суть.

Вернемся к нашим баранам: для чего вообще надо было заводить речь о возрасте Татьяны, о котором умолчал сам Пушкин? Оказывается, чтобы похвалить Онегина за то, что он не педофил.

«Даешь срочную реабилитацию Евгения!
– Пора наконец восстановить справедливость! 26-летний мужчина вполне естественно отказал 13-летней, а его за этот благородный поступок прогрессивная общественность осуждает! Обратимся к роману. После 17 лет Евгений стал посещать балы. Имел много половых связей с замужними женщинами. И с девушками, которым «наедине давал уроки в тишине». Он же был гений в науке страсти нежной. Имел сильную половую конституцию. В 26 лет очутился в глухой деревне, оформляя наследство богатого дяди. Все любовницы остались в Петербурге. Испытывал вынужденное половое воздержание. И тут 13-летняя помещичья дочь предлагает ему себя. «То воля неба: я твоя!» Он отказывает. Свидетельство того, что он имел нормальное психосексуально ориентированное по полу и возрасту либидо. Тянуло к зрелым женщинам, половозрелым девушкам. Но не к девочкам! Романтических чувств к Татьяне тоже не было. Оценил, что и ее чувство незрелое. Начиталась девочка любовных романов, решила реализовывать свое романтическое либидо. Тут подвернулся загадочный человек из столицы. И ведь Евгений сохранил в тайне сам факт письма, не стал хвастаться и компрометировать Татьяну. Настоящий мужчина!»

Оставляя за скобками тон этого нехитрого изложения романа (ну, взгляд современного сексолога), попробуем возразить по существу.
 Первое появление Онегина в доме Лариных  привело к тому, что «все стали толковать украдкой, шутить, рядить не без греха, Татьяне прочить жениха».  И что же?

Татьяна слушала с досадой
такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.

И дело вовсе не в том, что «помещичья дочь предлагает ему себя», а он отказывается, потому что предпочитает более зрелых дам. Нет, он просто прекрасно понимает, что эта милая девушка предлагает себя навсегда, то есть как невеста. «Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой». А Онегин вовсе не собирался жениться ни на этой барышне (неважно, сколько ей лет), ни на ком бы то ни было еще. О чем он ей честно и поведал:


Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленялся я хоть миг единый,–
То, верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя…

Далее он рисует самыми мрачными красками воображаемый брачный союз.
Действительно, в романе Онегин так и не женился. Конечно, он поступил как порядочный человек, не обманув наивную девушку, не соблазнив и не опорочив ее доброе имя. Но в этом никто и не сомневается, потому что сам Пушкин нам  говорит: «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство». И Татьяна в последнем объяснении:
…в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

Так что порядочность Онегина никто не отрицает: он не нуждается в нашей реабилитации.

«Но, к сожалению, сложилось мнение, что Татьяна - жертва, страдалица. Онегин - ловелас, нанес ей глубокую душевную травму. На самом деле он - герой нашего времени».

А как вы думаете, безответная любовь приносит счастье? Конечно, Татьяна, продолжающая любить человека, с которым ей не суждено связать судьбу никогда, считает свою жизнь проигранной, несмотря на все почести, успехи в свете, богатство, наконец. Не правда ли, странно? Ведь, даже влюбившись в Татьяну, Онегин не может ей предложить ничего, кроме тайных встреч. Для нее это значит – погубить репутацию, сделать несчастным любящего ее мужа и не обрести счастье самой (вспомним судьбу Анны Карениной).

Но Онегин не виноват в том, что принес Татьяне столько горя. Он ее никогда не обманывал. Он сам несчастный человек, не нашедший себя в жизни, не умеющий любить и отдавать себя ближним. Он не способен принести счастье никому.

Онегин…
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Он начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели.

Итак, когда Пушкин пишет о своей Музе, «И вот она в саду моем Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах, С французской книжкою в руках», ему неважно было, сколько ей лет и месяцев – ведь не о том роман.


         (рисунок В. Михайлова)