Новый порядок на века или Око Саурона

Наташа Уварова
Отрывок из романа «Сезон яблок». Скажу сразу, фрагмент не отполирован до зеркального блеска. Поэтому въедливый читатель обязательно заметит ошибки и неувязки. Но.. хотелось бы узнать ваше мнение.

Пояснение по героям.
Анна Карбышева – 44 года. Бизнесвуман, владелица сети супермаркетов. Вдова. Мужа убили еще в конце 90-х. Анна замечает у себя психические расстройства.
 Сын Антон, программист, 23 года. Работает в США.



Сын звонил пару дней назад, во втором часу ночи, когда Анна, маясь от бессонницы, курила на лоджии и вглядывалась в едва шевелящеюся темную массу парка. Парк старый, еще довоенный, чудом уцелевший в самом центре города; парк, который отчего-то пощадили даже строители элитного жилья, такой ухоженный, упорядоченный и рациональный днем со всеми его гравийными дорожками, клумбами, беседками и полуразвалившимися вазонами. Теперь он казался древним чудовищем, восставшим из глубин земли. Дракон, Мировой змей, Великий зверь, Ктулху… Он пока просыпается, разминается, обретает плоть. Но кто знает, в какой момент он выпустит свои смертоносные щупальца и играючи задушит город, а затем и весь мир?  Темный древний лес… Selva oscura. Лес внушал страх. Страх темный вязкий средневековый.

- Символика леса в снах и видениях говорит о связи между мирами, - поясняла как-то Анне психоаналитик, дама, повернутая на мистике. -  И человек, точнее его душа, блуждающая по лесу во сне и пограничных со сном состояниях, как бы ищет контакт с тонким миром. Ищет ответы на волнующие вопросы… Помните русские сказки – лес, это граница между миром живым и миром иным. А Баба–Яга, выражаясь современным языком, это что-то вроде таможни…
Анна тогда не поверила, в душе посмеялась над психоаналитиком. Объяснила свое состояние переутомлением и попросила чего-нибудь успокоительного. Баба-Яга! Я сама как Баба-Яга заперлась в своей пятикомнатной избушке на курьих ножках! Только не идет ко мне ни Иван царевич, ни Иванушка-Дурачок… Сын и тот сбежал… улетел!

Говорил сын долго, с мягким иноземным акцентом, захлебывался словами. Объяснял, что слишком занят работой в университете. Что он и его единомышленники увлечены новой разработкой. Анна всегда была против увлечения сына – компьютеры, программирование. Это же мертвое все, придуманное, виртуальное…  неживое. А мог бы.. он же рисовал хорошо в детстве… Мечтал мультипликатором стать.
- Мама! Мы на пороге великих перемен! – изрыгала трубка. - Это сродни великим географическим открытиям, сродни теории относительности, да что там… круче! Бомба! Сотни термоядерных бомб! Big bang!
- Что? Какой Биг Бен?
- Большой Взрыв, мам! Одна из популярнейших теорий возникновения Вселенной, как ты можешь об этом не знать? - назидательно сказал сын. - Полная оцифровка реальности! Это мэджик! Ты понимаешь, что мир стоит на пороге грандиозных перемен. Ну, каково? В наше время, когда темп жизни ускорился в десятки раз, нужен другой взгляд на реальность.  Ты понимаешь, что у человека нет времени подолгу что-то там разглядывать, узнавать, самому искать информацию. Наша задача сделать информацию общедоступной. Точнее сказать, связать объект и информацию о нем в одно целое. Если перефразировать древних философов – объединить в единое материю и эйдос…
Анна терпеливо вслушивалась.
- Совсем непонятно? Как бы объяснить на примерах? У каждого объекта будет свой цифровой паспорт. Ты слушаешь?
- Да, конечно… эйдос, цифровой паспорт… это интересно…
- Это грандиозно! – вещало из  трубки. - Мы разработали программу, сейчас объясню на пальцах… как бы. Ну, ее можно закачать, например, в сотовый телефон, хотя планируется разработать отдельный гаджет. Это просто. Наводишь гаджет на здание, скажем, на музей, нажимаешь кнопку, и тебе выдается полная информация о нем, когда и кем построен, что там экспонируется, какие шедевры хранятся. Хочешь в текстовом, хочешь в голосовом виде. И ты, узнав информацию, не мотаешься тупо по всему музею, а идешь смотреть Пикассо на третий этаж в пятнадцатый зал, а попутно слушаешь биографию художника, просвещаешься.  Не надо покупать путеводители, бегать по залам. Экскурсовода тоже не надо, программа сама тебе все расскажет. Удобно?
- Ну да… Интересно… но ведь можно скачать эту же информацию из Интернета… купить тот же буклет.
- Мам, а зачем попусту тратить время?  Заранее озадачивать себя, лазить по поиску, тыкать десятки кнопок? Ладно, это только начало! Приманка для туристов, не более.
- Ну, да, действительно удобно, не спорю…
- Или другой пример, надо тебе человека найти, где он проживает, – тоже ноу проблем. Скажем, ты дом примерно помнишь, а квартиру забыл. И что? Обращаться в адресный стол, бегать по этажам и беспокоить соседей?  Нет! Наводишь на жилой дом телефончик, или чего там у тебя, и плиз! Тебе выдается и список всех жильцов, со всеми их характеристиками, если интересует, вплоть до семейного положения и задолженности по квартплате. А если надо и  техническая информация о доме. Очень удобно, в том числе для судебных приставов и коммунальщиков.  А главное, экономически целесообразно! Не надо ничего и никого искать, выяснять, тратить человеческие и финансовые ресурсы.  Потекла труба, лифт сломался, и программа сама об этом сообщила в соответствующую службу. Задолжал человек налоговикам и бац!  Не надо его искать, рыться по архивам! К тому же программа еще и сообщит, дома ли нужный тебе человек или отсутствует, и как долго.
- А как же личная неприкосновенность? Это же противоречит конституции, - вырвалось у Анны.
- Мам, и ты туда же… разочарованно протянул Антон. - Я об этом еще в России думал, еще дома все проработал! Да, отчасти противоречит, но это пока! Вопрос времени! Там, у вас люди к такому не готовы, к прозрачности информации, но ведь не даром говорят, кому нечего скрывать, тому нечего и бояться! Просто там, в России такое бы не пропустили! А пуще всех РПЦ бы взбунтовалась! Безнравственно, бездуховно!
- РПЦ? – не сообразила Анна.
- Ну да! Церковь. Попы всякие! Типа прем против Бога, нарушая его законы. Что деяния наши от лукавого.. Во, наслушался! Инквизиторы, если не хлеще! Shit! Мам, а им невдомек, что Бог - гениальный программист! Первый в истории! Мама, весь мир – это одна большая программа! И слово, которое было в начале – это слово ENTER!  Или SETUP.  Что-то в этом роде!  Все логично! И большой взрыв, создавший Вселенную, это распаковка архива этой мегапрограммы, этой системной оболочки! И все мы интегрированы в нее! Все мы, весь мир! Вся материя! От вируса до звезды! Если совсем просто объяснять, каждый атом – это как кластер на винчестере! Или как байт информации, не знаю пока, да и не важно!
Ладно, слушай дальше. То, что я раньше говорил – ерунда, оно уже существует и работает, спутниковая навигация, умный дом, базы данных и все такое… Черт, сбился! Ах, да… А что, если такой паспорт завести на каждого человека? – продолжал Антон. - С самого рождения. Каждому присваивается индивидуальный код, на него заносится сначала первичная информация – ну, как в обычный паспорт. Плюс еще код ДНК, все физические характеристики, можно натальную карту, гороскоп короче… Впрочем, это не мне решать, что… Но вот еще проблема! Куда это все заносить? Не таскать же человеку вечно с собой этот носитель информации? Так все просто! Ну, про RFID метки ты знаешь? Встречаются уже на товарах. Удобно ведь? Чиркнул сканером, и вот тебе полная биография этой партии товара. Когда и где произведен, когда доставлен. Так почему тоже самое не сделать и с человеком. Сейчас такое уже проделывают с животными, очень удобно. Новорожденному сразу же вживляется чип. Куда-нибудь поглубже, что бы потом не достал, не избавился. А то, помнишь фильм со Шварценнегером? Вживляется чип в кости черепа, например. Это безболезненно, штучка же крохотная, с крупинку сахара. Или еще меньше, если привлечь нанотехнологии. Мам, ты слушаешь?
- Да, да… Антош…
- Ну вот, сразу при рождении тебе вживляется чип с персональными данными, – продолжал Антон. - И присваивается личный код и личный сигнал, примерно как у телефона. Кстати, вот и первая выгода. Если код ДНК каждого живущего человека  известен, то решить проблему отцовства, найти родственников или выяснить личность подкидыша проще простого.  Не надо ни расследований, ни судов. Чиркнул сканером, и через секунду Система выдает тебе данные человека со схожим ДНК. Все! Здравствуй папа, я твой сын!
Дальше что? Человек растет, растет и объем информации о нем. Пошел в детский сад – чирк – данные занесены. Пошел в школу – новая информация. Вплоть до оценок в каждой четверти. Учится дальше – заносим новые данные: успеваемость, научные склонности, участие в семинарах, тема диплома, общественная работа и прочее. Исключена проблема поддельных дипломов! За человека уже не корочки говорят, а истинная подлинная информация, которую ни купить, ни потерять, ни изменить добровольно ты не можешь. Об уровне защиты мы уже беспокоимся, но поверь, это вопрос решаемый, самовольная запись данных будет исключена. Чип сам поставит защиту при несанкционированной записи. 
Что еще? Можно внести данные о контактах. О друзьях, к примеру. Зачем? Да, совсем забыл, по сигналу чипа можно легко определить местоположение человека, причем без его ведома. Ну, вот надо тебе найти пропавшего друга или врага, не важно. Что ты делаешь? Прочесываешь Интернет и делаешь запросы в федеральный розыск? А тут – заглянул в базу, ввел персональный код человека и все. Вот он, со всей подноготной. Никаких программ «Жди меня» и «Одноклассников»! Идеальная социальная сеть!
Где это еще поможет? Да везде! Устраивается человек на работу – не надо мучительных многоэтапных собеседований – вся его характеристика уже на экране. Резюме тоже писать не надо – просто направил в нужную организацию сигнал. Данные о банковском счете тоже в чипе. Прошел через сканер с покупками и нужная сумма списана. И не надо пластиковых карт. Сведения о здоровье тоже фиксируются. Врачам не надо заполнять истории болезни. Все заносится автоматически. Следственным органам вообще малина – сообщил гражданин об ограблении, щелк, и вот тебе картинка, где, когда, и кто! И вот злодей на крючке! Ограбления банков и магазинов исключены – сканер считывает коды всех посетителей. Тут не помогут ни маски, ни разбитые камеры. Полная прозрачность! Куча людей избавится от рутинной бестолковой работы по перекладыванию бумажек. Мам, ты слышишь? Хех… грандиозно, да? Its great! Мы уже и название этой гиперсистеме придумали. Хотели сперва «Большой Брат» назвать, но потом нашли более поэтичное - «Око Саурона». Слышишь?
- Антон, это что, как в «Матрице»? – еле выдавила из себя испуганная Анна. Поток информации, выданной сыном, просто оглушил ее.
- Ой, мам! Что ты как старушка у меня! Да и не в Матрице, в во «Властелине колец». Ладно, это еще не все… Вот самое главное… можно сказать, ради чего все затевалось… слышишь? – В трубке шумело и потрескивало. Будто шумел разделяющий их океан. – Так вот… я уже говорил о медицинских данных? Значит так… фух, сам волнуюсь… потому, что это… основной мессидж таков… Даже на современном этапе развития медицины можно прогнозировать, сумеет та или иная женщина иметь здоровое потомство. Так? Покопавшись в ДНК можно узнать, носителем каких генетических болезней является человек, насколько он способен продлить род… Значит… значит… не знаю как правильно объяснить… Не знаю, правда, насколько это этично… - Океан разливался, полноводел, набухал, тянулись из глубины скользкие щупальца. -  Мам, это потрясающе… Система сама может определить, какие люди способен продолжить род, сама подбирает партнеров. Вычисляет, путем подбора нужных генов, у какой пары родятся здоровые талантливые дети . Генная инженерия почти без постороннего вмешательства! Не надо исправлять ошибки природы, достаточно просто их засечь и вовремя предотвратить! Исключен риск появления больных и нежизнеспособных особей. Все пресекается еще на стадии замысла.
 - А как же любовь? – перебила Анна.
- Любовь? – усмехнулся Антон. – Ну, ты даешь! Это же химия! Всплеск гормонов. Любовь скоро в аптеках будут продавать, в виде таблеток или сиропа. Мам, будем откровенны, но половой союз, дающий генетически больное потомство, неприемлем ни биологически, ни социально. А какое потомство может дать человек, который сам появился на свет и выжил лишь благодаря усилиям медиков? Больной и породит больного. Таким образом, мы культивируем хилое человечество и прикрываемся при этом красивыми лозунгами о гуманизме! Ну, ты сама, как женщина, как мать, наконец, подумай, чтобы ты испытала, узнав, что ребенок, которой родится у тебя, будет неизлечимо болен? Да мама, я помню эту твою благотворительную программу помощи приюту для даунов. Да, жалко, ах, бедные детишки! Но с другой стороны, они же мучаются! Да, мы можем помочь этим, которые  уже живут, но еще больше мы можем помочь будущим поколениям, попросту не допуская появления на свет больных человеческих особей. Что ужасного в том, что женщина или мужчина заранее знают, что, увы, не могут произвести на свет здорового полноценного ребенка? Что с того, что они не смогут стать родителями? На этом жизнь же не заканчивается. Рано или поздно способ улучшать геном будет найден, а пока, этим людям дается шанс проявить себя в чем-то другом… мам, так или иначе, это грандиозный замысел… Новый порядок на века! Это колоссальная экономия средств, нервов, это реальные надежды на улучшение человека. Ты понимаешь? И у истоков этой идеи – твой, Анна Анатольевна Карбышева, сын.
- Чирк сканером, и все? – на глаза Анны навернулись слезы. Тугое глянцевое щупальце обвило ее горло… - Антон, это… Неужели ты над этим работаешь? Как? Это же…  - с трудом вытащила из глубин сознания подходящий термин. – Евгеника, да? Так это называется?
- Boring, Мум!
- Что?
- Скучно…
- Что скучно?
- Что ты не веришь, Мум… не понимаешь.
Мум. Так в далеком детстве он называл ее. Анне почудилось, что сейчас Антон расхохочется, зальется радужным смехом, как когда-то мальчуганом, и скажет, что все, что он сейчас наговорил, это просто сюжет нового голливудского блокбастера или компьютерной игры, над которой их лаборатория сейчас работает. Что не могут придти в голову ее Антошки, ее сына такие жуткие убийственные мысли. Не могут.
- Антош, так ты не приедешь? Мне тревожно что-то… - с теплой надеждой в голосе спросила Анна. Кого? Антон, Энтони, Антуан… Тони. Кто он теперь? Кто?