Идеология итальянского фашизма

Софья Стрижко
Политическая идеология как инструмент, призванный оправдать конкретные политические цели и действия. Как орудие, которое должно убедить массы людей в том, что политика, проводимая правящей верхушкой, морально оправдана. Что само существование этой правящей элиты морально оправдано. Для последней жизненно необходимо, чтобы этот инструмент был идеально отточен. Иначе – неизбежный и быстрый  крах. Таким орудием стал итальянский фашизм.
Осенью 1926 года Бенито Муссолини в ответ на обвинения сказал: «Там не может быть тирании, где существует целый миллион записавшихся в фашистскую партию, три миллиона записавшихся в экономические организации, 20 миллионов человек, повинующихся директивам правительства» . И ведь не поспоришь! Можно сколько угодно анализировать фашистский режим в Италии, но один этот ответ Муссолини перечеркивает все «очевидные» выводы.
В чем же секрет? Как итальянские фашисты смогли заполучить столь большую власть над умами? Что смогло хоть как-то оправдать проводимую ими политику? Что заставило все эти миллионы людей следовать за партией, ставшей олицетворением величайшего зла в истории человечества?
Идеология.
Хотя, конечно, нельзя упускать из внимания и другие факторы. Например, Латеранский пакт 1929 года, который означал фактическую покупку Ватикана фашистами. В обмен на определенную денежную сумму и, в дополнение к ней, признание католицизма официальной религией Италии Папа, так уж и быть, признал режим Муссолини и использовал всю мощь католической церкви для поддержки, как внутриполитического курса фашизма, так и укрепления его позиций на внешнеполитической арене .
Последствия Первой мировой для Италии были ужасными: крайнее экономическое истощение и огромные внешние долги, политический кризис, общее ослабление страны. И что же в этих условиях предлагают фашисты?
"Во имя Бога и Италии, я клянусь посвятить себя исключительно и беззаветно благу Италии" - так присягают фашисты . Согласно идеологии фашизма, жизнь – борьба, в которой человек должен, подчеркиваю, должен завоевать себе достойное место. Муссолини в «Доктрине фашизма» пишет о высокой ценности культуры и образования, о великой нации, которой должен стать народ Италии («не раса, не географический регион, а народ, исторически увековечивающий себя…»). Фашизм уважает Бога каждого итальянца, проповедует веру в святость и героизм. Заявляет, что необходимо создать новое представительство, реально заботящееся о благе людей. «И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией…», - и уже часть упомянутых миллионов итальянцев готова следовать за фашистами. Государство, сильное, очень сильное государство, которое создает реальное право итальянцев на национальную независимость; которое представляет собой власть, превращающую воли отдельных индивидов в осязаемые и уважаемые далеко за пределами страны. Муссолини делает уничтожающие выпады в сторону социализма – «… экономическую концепцию истории, в соответствии с которой люди есть не что иное, как марионетки, болтающиеся взад и вперед на волнах случайности…», и в сторону либерализма – «эра либерализма, накопив бесчисленное множество гордиевых узлов, попыталась распутать их в кровопролитной мировой войне, и никогда еще ни одна религия не требовала от своих сторонников таких жертв». Фашистское государство якобы видит реальные потребности, не отрицает бездумно те немногие положения других идеологий, которые, на его взгляд, реально «живут». Сильное государство как единственная сила, которая способна разрешить драматические для народа противоречия, порожденные капитализмом… Лучшая жизнь… Вот только для достижения этой лучшей жизни фашистское государство проникает, словно щупальцами, во все сферы жизни человека и даже – в самого человека, в его сознание, перестраивая последнее по своему усмотрению, «входя в душу и управляя с неоспоримой властью». Но ведь таким образом оно воспитывает человека, ведет его к лучшей жизни, «заботливо» (и методично…)  уберегает от опасности быть обманутым ошибочными явлениями, поскольку нет никаких истинных ценностей вне фашистского государства – на это делает упор Муссолини. В фашистском государстве индивидуальность, оказывается, вовсе не уничтожается, а, напротив, только умножается, «так же как солдат в полку не ослабляется, а усиливается числом своих сотоварищей». Государство, пишет Муссолини, «ведет людей от примитивной племенной жизни к тому высшему выражению человеческой силы, каковым является империя».
Монархия (король – марионетка в руках Муссолини) и сильное государство – залог величия нации. Демократия – это иллюзия народного суверенитета, когда на деле правят несколько королей, власть которых даже более абсолютна, чем власть тирана.
Пацифизм неприемлем для фашистов, так как это для них то же самое, что и струсить перед лицом стоящей на коленях жертвы, отказаться от борьбы. Даже война оправдана фашистами как то единственное, что возносит на высшую ступень человеческую энергию.
Цели и лозунги грандиозны и заманчивы, не так ли? Средства плохи? Так нужно немного потерпеть или даже осознать, что они хороши на самом деле. Интеллигенция получает культуру и образование, рабочие «осязаемые и уважаемые» права, все итальянцы – великую Италию. И в центре всех этих благ – фашизм как идеология, представляющая интересы итальянского народа, поднимающегося с колен «после многовекового унижения и внешнего порабощения». Задача непроста и требует дисциплины и жертвенности, что и оправдывает тоталитарный характер фашистского режима и необходимость очень жестких мер – вот о чем говорит Муссолини.
Идеология фашизма, как это ни страшно звучит, отточена восхитительно. К высоким целям, к громким лозунгам скромно примыкают политические реалии, которые первые призваны оправдать.  Так создается иллюзия действительной истинности этой идеологии, ставшей в итоге воплощением мирового зла.
 
Источники:
• Устрялов Н. Итальянский фашизм [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Ustr/index.php. -Загл. с экрана.
• Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/45.php. - Загл. с экрана.
• Семигин Г. Ю. Антология мировой политической мысли [Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/14.php. - Загл. с экрана.