Война глазами безусого юнги

Татьяна Иванова 14
   Война ворвалась в жизнь кронштадтца Н.Н.Берникова, когда он учился в ремесленном училище РЭУ- 10, где только-только начинал постигать основы токарного мастерства. Как и многие мальчишки в те годы "торопился" взрослеть, чтобы стать кормильцем и опорой для собственной семьи. Семье, действительно, нужны были помощь и поддержка. Мать одна воспитывала двоих сыновей. Работала она костюмером в КБФ, и хотя трудилась на своем поприще с большой отдачей, зарплату получала маленькую.

Война многое изменила в жизни юного Коли. Взрослое население уходило на фронт. Осваивать станок приходилось подросткам. И они старались не уронить чести своих отцов. Начальство ремесленного училища вскоре распределило молодую рабочую смену по заводам. Николай попадает в 52-й артиллерийский завод, в 60-й (оружейный) цех, который находился тогда на Июльской улице. Здесь он продолжает совершенствовать свое мастерство токаря.

Запущенный молох войны неумолимо набирал свои обороты. Фашисты рвались к Ленинграду, но на пути к прекрасному городу стоял маленький, но могучий Кронштадт. Он не давал полностью замкнуть блокадное кольцо, отвечая уничтожающим огнем артиллерии по врагу.

Чтобы подавить боеспособность морской крепости, немецкое командование предприняло попытку разрушить город с воздуха. Начались почти ежедневные бомбежки Кронштадта.

Николай Николаевич вспоминает, как небо, буквально, темнело от скопища фашистских самолетов, которые с ревом и гулом, заходя в пике, сбрасывали свой смертоносный груз. Леденящий душу визг падающих бомб и грохот от их разрывов сотрясали город, и казалось, не будет конца этому многочасовому побоищу.

21 сентября, в очередной налет, был разрушен и 60-й оружейный цех. Люди спешили укрыться в бомбоубежище, которое находилось на территории завода. Но мальчишки- народ особенный. Вместе со своими товарищами Коля спрятался в траншее, чтобы воочию наблюдать смертельное действо, творимое фашистскими асами.

Увы, в этом случае не повезло тем, кто находился в бомбоубежище. Прямое попадание бомбы оставило от спасительного помещения одни руины.

В 1942 году 16-летний Николай поступает в роту юнг при школе связи. Он выбрал специальность радиста.

Летом 1943 года курсанты сдали необходимые экзамены и получили предписание на корабли. Николая Берникова направляют в ОВСНК (отряд вновь строящихся кораблей)на сторожевой катер СК-73.

- Был случай,- вспоминает Николай Николаевич,- когда фашистская подводная лодка всплыла в 10-15 метрах от борта нашего катера. На корме катера находились маленькие бомбы весом до 12 кг, которыми мы и воспользовались, чтобы потопить субмарину врага. Но особого вреда ей не причинили. Лодка безнаказанно ушла в глубину залива.

В 1943 году, в боях под Ленинградом, был тяжело ранен старший брат Николая Николаевича и долгое время провел в госпиталях. Ранение оказалось очень серьезным, и он практически превратился в беспомощного инвалида.

А Николай продолжал воевать. Храбрый юнга и его товарищи не раз отличались в боях. Их мужество вызывало уважение у старших. Много интересных историй в памяти Н.Н.Берникова.
"Однажды,- вспоминает ветеран,- отбуксировали мы, как положено, разбитое судно и снова вернулись в точку дозора. Стоим здесь день, и два, и три, продукты давно закончились, уже и вода на исходе. Командир просит у вышестоящего начальства, чтобы вернуться в базу и заправиться всем необходимым. Но такого приказа не дают и смену тоже не присылают. Проходил мимо катер. Решили попросить помощи у них. Нам прислали мешок хлеба и мешок тараньки (сушеной воблы). И на том спасибо. Варили из тараньки уху, но от соленой рыбы еще более мучила жажда. Решили подойти к финскому берегу. Заметили одинокий домик в лесу- значит рядом должен быть и колодец".

Командир послал в разведку двоих. Вместе со своим товарищем Николай Берников доплыл на шлюпке до берега, и они стали звать хозяев дома, но хозяева испугались приближения катера и разбежались. Войдя в жилище, ребята увидели накрытый скатертью стол, на котором дымился чугунок с горячим супом. Понятно, что финны собирались обедать, но мы им, к сожалению помешали.

Не стали пробовать суп и моряки. Только ложку Николай прихватил- свою он, по случайности, как-то выронил в воду. И до сих пор этот памятный сувенир хранится у ветерана.

Колодец они с товарищем нашли, но воды из него взять побоялись, вдруг она отравлена. Набрали они с собой воды из родника, что был неподалеку от колодца. Так до следующей смены и продержались.

Дальнейшая служба Николая проходила в Таллине. И день Победы он также встретил в эстонской столице.

P.S.Текст написан в 2005 году.