Богатство картой приумножать!

Володя Морган Золотое Перо Руси
               

     Прежде, чем выйти в море, экипаж океанского судна принимает на борт материально-техническое снабжение: топливо, машинные масла, запасные части, воду, продукты питания и многое, многое другое, включая аудио- и видеокассеты, а также газеты, книги, журналы.
     Во время стоянки, пока на берегу, моряки обязательно запасаются путевыми картами. Получают они их  в так называемой навигационной камере,  на всю предстоящую дорогу, какой бы длинной и долгой она ни была. Дело это возложено на корабельного штурмана. Но иногда, перед исключительно серьёзным и ответственным рейсом, картами запасается сам капитан, не доверяя никому.
     Впрочем, нужду в рейсовых и лоцманских картах испытывают не только моряки, но и рыбаки, и речники, и яхтсмены.  Отношение профессионалов к этим расчерченным листкам бумаги особое, уважительное. В картах – одна из гарантий достижения мореходами цели своего плавания и благополучного возвращения домой. Не случайно именно в морской среде родился  такой «тематический» анекдот.
     -Почему журавли всегда  клином летят, —Спрашивает молодой моряк. – А впереди обязательно один?
     -У переднего – карта! -Поясняет штурман.
     Морская картография и картография вообще, как одна из великих наук о Земле,  вызвана к жизни и получила  своё глубокое развитие благодаря возникновению и становлению мореплавания.
     В далёкие времена у каждого народа были свои карты, порой вызывающие удивление. Древние обитатели Микронезии, например, плели морские карты из высушенных волокон растений. Узловые точки сетки-основы в них сообщали сведения о постоянных течениях и господствующих ветрах, а закреплённые в нужных местах раковины изображали рифы и атоллы. При этом микронезийцы почитали свои карты  священными. Символика таких документов  была ведома лишь самому узкому кругу причастных. Карты заучивали на берегу и, опасаясь случайной потери, никогда не брали их с собой в море.
     Европейцы получили материалы географов бывшей Древне-Римской империи от завоевателей-арабов. Основы обширных таблиц географических координат для многих пунктов уже открытого мира арабы заимствовали из трудов выдающегося ученого древности Клавдия Птолемея. Из 360 градусов земной окружности на долю обитаемой и известной тогда суши приходилось всего 177 градусов, то есть половина.
     Авторитет Птолемея как серьёзного учёного был настолько непоколебим, что значительно позже времени картографирования Каспийского моря, произведенного по приказу Петра Первого в 1715 году, русский ученый К.М.Бэр заметил: «До Петра... Каспийское море на картах почти всегда обозначалось по сведениям, собранным в Африке за полторы тысячи лет, а именно – по Птолемею Александрийскому».
     Обычай называть сборники географических карт «атласами»  связан с именем другого выдающегося картографа и космографа Герхарда Меркатора. Когда в 1585 году вышел составленный им первый в мире альбом географических карт, на фронтисписе (заглавном рисунке) был изображён гигант с земным шаром на плечах. И сам альбом этот назывался, конечно, по латыни «Атлас или космографические размышления о здании мира».
     Объяснение такому названию следует искать в древнегреческом мифе о великом мятеже матери-Земли. Она и дети её,  Гиганты и Титаны восстали как-то  против отца-Зевса и всех небесных богов. Мятежники были разгромлены ударами зевсовых молний и низвергнуты в преисподнюю. Победитель-Зевс приказал побежденному Атласу, или Атланту ( что одно и тоже –В.М.), держать устои небесного свода на своих плечах. Задумавшись о названии своего творения, Г. Меркатор и вспомнил этот красивый миф о титанах.
     А кроме всего, представил он, видимо,  и то, во что обошлась ему работа  над созданием альбома. Ибо собрание карт венчало пятидесятилетний труд составителя.
    Фламандец по национальности, Г. Меркатор (по-латыни – «торговец», как и подлинная его фамилия  «Крамер») завершил свой труд, когда ему было уже 73 года. Но несмотря на его преклонный возраст, автор был арестован средневековой инквизицией. Двое из его учеников были сожжены на костре, как еретики, двое – живыми зарыты в землю, один повешен. С трудом удалось Меркатору скрыться в Германию, где тогда предоставлялось несколько больше свободы для пытливой человеческой мысли.
     Неудивительно поэтому, что «Атлас», бывший в то время единственным, сразу стал знаменитым и руководящим. С ним-то в европейскую терминологию и вошло  имя титана-земледержца.
     Кстати, для того уже одного, чтобы только поднять какой-нибудь старинный фолиант, надо быть поистине тяжелоатлетом-гигантом. В Берлинской библиотеке, например, среди собрания редких книг, хранится географический атлас весом 175 килограммов. В этом атласе собраны 35 карт, составленных в середине восемнадцатого века в Амстердаме. Ещё два подобных экземпляра хранятся в Британской библиотеке и в университетской библиотеке в Ростоке.
     Общаясь с географическими картами, мы порой даже не подозреваем, как много интересных эпизодов, а порой  и драматических событий связаны с любым из  названий, нанесенных на неё, да и с самими терминами картографии.
    Долгое время, например, незатихающую бурю страстей вызывала борьба за право провести через территорию своей страны, так называемый нулевой меридиан, от которого ведётся отсчёт всех долгот.
     Древние греки приспособились проводить этот меридиан через остров Родос в Средиземном море. На картах Птолемея и Марина Тирского в середине второго века  нашей эры он проходит уже через западную оконечность острова Ферро в группе Канарских (Счастливых) островов.
     На основании того, что и «поныне оные между знаемыми издревле частьми света к Западу далее всех обретаются», узаконить такой порядок отсчета меридианов попытались учёные в сороковых годах восемнадцатого столетия.
     Но для некоторых навигаторов и географов это старое нововведение было не слишком удобно. В других слишком горячо заговорила национальная гордость. И заварилась полная каша с начальной линией  отсчета долгот.
     Испанские и португальские моряки по старинке брали за нулевой меридиан порты отплытия своих кораблей. Во Франции «начальным» считался Парижский меридиан. Со временем появился «свой» меридиан в Соединенных Штатах Америки. В России же практиковалось составление карт от портовых или от «главных» городов империи. В разные годы для этой цели служили Большерецк (порт на западном побережье Камчатки), Охотск, Петропавловск, Анадырь, Тобольск, Архангельск, остров Даго (ныне Хийумаа), Пулково под Петербургом, остров Ферро и Гринвич.
     Именно Гринвичский меридиан известен ныне всему миру, как «нулевой». Связанная с ним история  началась более трехсот лет назад с постройки в королевском парке под Лондоном небольшой обсерватории «для нахождения долготы места и совершенствования навигации и астрономии».
     На земле, почти у самых  дверей старинного здания, белой металлической полосой символически изображён нулевой меридиан – начальная точка отсчёта географических долгот для всех стран мира. Однако официальное признание этого факта произошло лишь в 1884 году на международном конгрессе в Вашингтоне.
     Любопытно, что «долготная лихорадка» продолжается до сих пор. Уже в наше время с предложением провести нулевой меридиан через Берингов пролив выступил географ А. Петерс. При всём положительном значении этого возможного нововведения, как отмечают учёные, возникают и некоторые неудобства, в особенности для Европы, где долгота будет выражаться непомерно большими числами. Например, если сейчас от Гринвича до Петербурга  это значение составляет 30 градусов с минутами, то от пролива русского мореплавателя Витуса Беринга возрастет до 149 градусов с минутами.
     Но самое главное препятствие – невозможность повсюду и одновременно уничтожить все нынешние карты, в том числе и навигационные, чтобы заменить их новыми. Связано это с огромными организационными трудностями, непосильными материальными затратами, путаницей, которая возникнет, если, допустим, хотя бы  временно, в ходу будут новые и старые карты, что обязательно  приведет  к авариям на море из-за ошибок в счислении.
     Как создается морская карта?
     Прежде чем возлечь на штурманский стол морехода где-нибудь на траверзе Новой Зеландии или у мыса Горн, карта рождается в форме проекта-задания в кабинете редактора и   проходит долгий и сложный путь.
      За необходимыми для создания карты  уточнёнными  сведениями отправляются в Мировой океан морские суда.
     Но главная фигура здесь, конечно, инженер-составитель, бережно собирающий для карты все необходимые материалы. Есть среди таких инженеров «полярники», «тихоокеанцы», «средиземноморцы», «атлантики». Специализируясь каждый на «своём» регионе, они изучают их и знают получше иных путешественников. Как и бывалые мореходы, они  расскажут вам, что в Магеллановом проливе лучшим убежищем от непогоды является бухта капитана Джеймса Кука у острова Эстадос, что тихоокеанский остров Ио холмист, и есть на нём два вулкана – Матояма и Сурибата,.. что острова Кука, кроме атолла Суворова, заселены и что сам этот аттол, открытый лейтенантом Лазаревым в 1814 году во время кругосветного плавания на корабле «Суворов», объявлен ныне птичьим заповедником... А в бухте Паопао острова Муреа не следует употреблять воду из речки, впадающей в море в вершине бухты.
     Среди картографических проекций существуют три основных класса:
    -конфорные или равноугольные, то есть не искажающие углов, сохраняющие направления;
    -эквивалентные или равновеликие – сохраняющие площади;
    -не сохраняющие ни того, ни другого, но удобные в некоторых случаях.
     Все морские карты для навигации не без основания составляются в экваториальной проекции Меркатора. Гренландия на них выглядит по величине подобной Африке, хотя в действительности по площади она почти в 15 раз меньше «Черного континента». Впрочем, искаженный образ земной поверхности дают все обычные карты мира. Ведь поверхность шара, какой представляет собой Земля, невозможно развернуть на плоскости, и всякая картографическая проекция при изображении значительной части земной поверхности неминуемо её искажает.
     ...Карты, атласы, лоции – национальное богатство любой державы. В коллекции Главного управления навигации и океанографии бывшего СССР хранилась первая карта, изданная в России «под собственным смотрением» Петра Первого в 1701 году. За два года до выхода её Петр Первый, будучи в Англии, не преминул дважды посетить Гринвичскую обсерваторию. Он внимательно осмотрел инструменты, применяемые астрономами, и даже провёл наблюдения Венеры.
     При Петре Первом издаются карты Азовского, Каспийского, Балтийского, Белого и Баренцева морей. В 1719 году он отправляет на разведку дальневосточных окраин России экспедиции И.М.Евреинова и Ф.Ф.Лужина, в декабре 1724 года от берегов Камчатки уходит в море экспедиция под руководством В.И.Беринга и А.А.Чирикова... Так появляется первая карта северо-восточных берегов России.
     Всего же в 1917 году в картографической коллекции Главного географического управления имелось 557 номеров карт. И ныне, по признанию коллег-учёных,  СНГ, явившееся на месте СССР, располагает одной из лучших в мире коллекций морских путевых карт.
     Есть в картографии и свои уникумы. Одна из новейших, огромная по размерам  карта «Мировой океан», изданная  ещё в СССР, выполнена оригинальным «светотеневым» способом. В результате  голубая водная гладь на бумаге стала как бы прозрачной, обнажив рельеф морского дна.
     Ещё одной сенсацией на мировом картографическом рынке стало издание (тоже в Советском Союзе) «Атласа океанов». При подсчёте объёма проделанной работы без  компьютера  не обошлось. Представьте себе, что 30 тысяч судовых журналов за 100 лет пришлось обработать только по разделу атласа «Климат», 7 миллионов наблюдений – по разделу «Гидрология». А помимо всего необходимого и прочего, читая  атлас, можно подробно ознакомиться с историей исследования океанов, со строением океанского дна, с жизнью животного и растительного мира.
     Так что весьма и весьма преждевременны пока слова из популярной некогда песенки «Нет на карте белых пятен, вся земля давно открыта».
     Проливы, морские течения, само дно морей и океанов изучаются до сих пор. И продолжается  борьба за приоритет.
     Своё законное право  на  часть Северного Океан  готова отстоять Россия. Недавно (первая презентация состоялась в конце января 1999 года в Санкт-Петербурге) красивые и бравые парни – российские моряки, полярники, подводники, начальники военных ведомств, все те, кого называют   покорителями Севера — съехались в штаб ВМФ России, чтобы поднять бокалы с  шампанским за карту «Карта рельефа дна Северного Ледовитого океана».
      Зачем нужна эта географическая карта?
      Без географических описаний не бывает окрытий.  Для того, чтобы отстоять интересы России и добиться от мирового сообщества присоединения к российской территории огромной части акватории Северного Ледовитого океана.  Потому что, хотя большинство нынешних и бывших россиян до сих пор считают, что Северный Ледовитый океан «наш», всё не совсем так.
   Когда-то отец народов и генералиссимус  И.В Сталин взял карандаш и прочертил на карте две  линии: от Мурманска до Северного полюса и от полюса - до Чукотки. Он объявил, что это «наша» арктическая зона.  А с другой стороны земного шара, точно так же, смело оттяпал «себе» впоследствии кусок ледовой акватории  чилийский диктатор генерал Пиночет.
    Однако «наша» арктическая зона, богатая нефтью  оказалась нужна многим — Норвегии, США, Канаде, Дании, Гренландии и Японии. В результате, в 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, которая определила, что 200 миль от берега бесспорно принадлежат стране, к чьему берегу они примыкают. Остальное достанется той стране, которая наиболее тщательно изучит спорную акваторию.
     Для определения этого государства-счастливчика в 1997 году при ООН была создана комиссия по разделу континентального шельфа Арктики. Комиссия детально изучает различные научные разработки шельфа, возникшие до 2007 года. Когда определится с выводами, тогда-то Северный Ледовитый океан и будет поделён окончательно. 
     Советские  учёные изучали Арктику с 1936-го по 1964 год. Ежегодно на арктические дрейфующие льды высаживалась экспедиция «Север». В течение двух-трёх зимних месяцев полярники бурили лёд и специальными приборами, изучая океан и океаническое ложе.
     Этим же занимались  экипажи  атомных подводных лодок. Определяли глубину, величину магнитного поля, ускорение, температуру, солёность и плотность воды, скорость распространения звука. Все эти первичные сведения до самого последнего времени   считаются военной тайной, а результаты обработки этих данных, в том числе и карты дна, тайной уже не являются.
    По некоторым данным, стоимость работ в Арктике в течение двух-трех месяцев равнялась годовому бюджету хорошей области.
    Однако, если Россия получит Арктикув изученных ею объёмах,  то все работы окупятся с лихвой. Ведь ледяные просторы  дадут  не просто 1,2 млн. квадратных километров территории, но и 4,9 млрд. тонн углеводородов в виде нефти, хранящейся на дне СЛО. Пока эту нефть никто добывать не умеет и эксперты предсказывают, что соответствующие технологии появятся не раньше середины века. А предугадать каковы будут цены на нефть в 2050 году и вовсе никто не берётся.
    На одном из последних традиционных картографических международных конкурсов российская  «Карта рельефа дна Северного Ледовитого океана» завоевала первое место и признана лучшей картой года.
     Вот и наглядный урок критикам ложной по их мнению героики в освоении приполярных пространств. Только теперь стало ясно зачем советские полярники в течение многих десятилетий ежегодно высаживались на льдины, зачем  ныряли под толстый лёд атомные подлодки и гибли «Челюскины». Для карты. Победившая на кокурсе - стоит   1,5 триллиона долларов.
    Так что не про безнадежных игроков-картежников будь сказано: богатство страны станут картой примножать. Ведь рачителен не только коварный и жестокий генерал Пиночет.
     Картографические новшества  почти ежедневно представляет сегодня человечеству  интернет-компания  Google (Гугл).   Буквально  снежным комом обрушиваются на пользователей платные и бесплатные поисковые сервисы. Среди них ссылки на самые интересные спутниковые снимки нашей планеты, тематический каталог и рубрикатор по странам, возможность путешествовать по странам, не выходя из дома. Хотите почувствовать себя  Юрием Гагариным? Программа Google Earth представит вам спутниковые снимки любых мест Земли, доступные каждому.
     Google Earth (Гугл Ёрз) - это программа «Земля» для работы с трёхмерной моделью Земли, созданной на основе спутниковых фотографий высокого разрешения.
    В настоящее время, в июне 2005 года, помимо картографической программы Google Earth, компания Google выпустила виртуальные карты Луны, Марса и звёздного неба. 
    Что касается Великого моря, то в сервисе Google Earth размещена   удивительная карта подводных кабелей. Кроме того,  компания Google разрабатывает новый картографический сервис Google Ocean. Он будет представлять собой трёхмерную карту дна мирового океана. Первые консультации по вопросу разработки этого сервиса велись компанией в конце 2007 года.
     Ожидается, что Google Ocean станет неким аналогом картографического сервиса Google Earth. Новшество позволит учёным изучать подводный рельеф и осматривать океанические достопримечательности, не покадая своего рабочего кабинета. Как и в других картографических сервисах Google, изображение в Google Ocean будет масштабируемое.
     Дополнительно в Google Ocean будет присутствовать информация о температуре воды и течениях в различных точках мирового океана, а также о морской флоре и фауне. Кроме того, на карту будут нанесены коралловые рифы и данные о произошедших кораблекрушениях.
     Океанографы считают, что Google Ocean будет востребован, так как существующая сегодня в Google Earth карта морского дна даёт лишь общее представления об океанском рельефе. Они также  уверены, что Google Ocean позволит составить более точную и полную карту океанского дна.
       Нужно сказать, что Google стала не первой компанией, предоставляющей доступ к спутниковым снимкам через интернет с возможностью поиска не только по координатам, но и по географическому адресу (город, улица) и почтовому индексу. Давно работают такие сервисы TerraFly  и Terraserver (разрешение фотографий до 2 метров на пиксел), а также Microsoft’овский Terraserver USA. Но среди всех подобных сервисов у Google, пожалуй, самый простой и понятный интерфейс для навигации по спутниковым фотографиям. Ссылки на спутниковые фотографии выводятся не только при географическом, но и при локальном поиске. Очень полезно — ищешь ближайшую пиццерию за углом, а тебе показывают её фотографию со спутника.
     Съёмка каждого района повторяется раз в 2–3 года, так что давность фотографий варьируется от 2–3 месяцев до 2–3 лет.

                *****
   Опубликовано:
   Газета West-East,6(598)7-13 февраля 2012 года
   1001news.ca

               
На снимке из интернета: Америка! Америка!