Ницше Утренняя заря- 1 - 34

Наука Ноосферы
Ницше - Утренняя заря - 1
Молда 45
                Фридрих  Ницше                (краткое  изложение)

                У Т Р Е Н Н Я Я        З А Р Я

         (Мысли  о  моральных  предрассудках)

                Перевод   с  немецкого В.Бакусева
               
                Философские  технологии
                Москва
                Академический    проект
                2008
                - 1 -
     Попробуем  для  начала  прочесть  хорошо  само  требова-
ние   хорошего  чтения.  Первый  естественный  шаг -  ав –
тору  чтения  выслушать,  подводя  итоги  своей  жизни:
«С  этой  книги  начинается  мой  поход  против  морали…
Где  ищет  ее  автор  то  новое  утро,  ту  доселе  не  откры-
тую  нежную  зарю,  с  которой  вновь  начнется  день…»
     Моя  задача – подготовить  миг  высочайшего  опамято –
вания  человечества,  великий  полдень.  «Поэтому  для  меня  Вопрос  первостепенный,  ведь  от  его  решения  зависит  Будущее  человечества.»  Первые  результаты
«общего  отклонения  от  инстинкта»  влекут  за  собой
волю  к концу – вырождение  человечества, вторые – жизне-
утверждение,  рост  жизни.
       Переоценить – значит  переосмыслить  и  вот  в  битву
Ницше  с  моралью  оказываются  втянутыми  религия,  фи-
лософия,  искусство,  наука  и  в  конце  концов  человек  как  биологический  вид.   Ницше  чувствовал  себя  не толь-
ко  бойцом  с человечеством ( посколько  оно  все  погрязло
в  скверне  морали),  но  и  врачем  человечества,  которое
он  наградил  метафорой  «песок».
            Потому  что  пустынные  ветры  горды
            И  не  знают  преград  своеволью,
            Рушат  стены,  сады  засыпают,  пруды
            Отравляют  белеющей  солью.
     Пророчество  Н.С. Гумилева  уже  сбылось:

          И  быть  может,  немного  осталось  веков,
          Как  на  мир  наш,  зеленый  и  старый,
          Дико  ринутся  хищные  стаи  песков
          Из  пылающей  юной  Сахары.
                Средиземное  море  засыпят  они,
                И  Париж,  и  Москву,  и  Афины,
                И  мы  будем  в  небесные  верить  огни,
                На  верблюдах  свои  бедуины.

     Существует   единственная  высшая  ценность,  одно
благо -  хорошо  оптимизированное  потребление  и  безо-
пасность  в  социальных  структурах.
      « О чем  эта  книга?»
     Искусство,  психология,  религия,  познание,  отношения
между  полами,  между  этносами,  этнопсихология,  харак –
терология,  язык,  привычки,  медицина,  педагогика,  пра-
во,  естествознание  и  даже  экономика.  Некоторые   эти
сферы  граничат  с  моралью.  Мораль  в  глазах автора –
стихия  универсальная,  объемлющая  собою  все  проявле-
ния  человеческой  жизни.   Мораль  для  автора -  синоним
коллективного   инстинкта  наделения  ценностью  всего то-
го,  что  входит  в  поле  деятельности  человека.
      Мыслитель  требует  «переоценку  всех  ценностей».
Какие  ценности  противоположны  моральным?  Первое –
мораль  эгоизма  как  нечто  негативное.  Надо  выйти  за
пределы  добра  и  зла,  и  тогда  становится  ясно -  мораль-
ным  ценностям  он  противопоставляет  эстетические.  Все
имеющееся  относится  к  личности.
      Где  же  искать  ответа  на  эти  вопросы? -  философия,
богословие  Ницше  не  устраивало. Он  искал  другой плац-
дарм  для  атаки  на  мораль…  ее  могла  дать  только
психология…  Личность -  сильная  и  слабая,  обманутая
и  обманывающая  других  и  себя,  подчиняющая  и  поко –
ряющая,  спящая  и  бдящая,  преступная  и  святая, -
личность,  какой  она  бывала,  бывает  и  может  быть,
личность,   какой  она  быть  обязана, -  вот  что  составляет
главный  интерес  Ницше.  Творческая  перспектива  лич –
ности -  решение  ее  проблем,  достижение  ясности.  Прило-
жить  к  его  морали  мерки -  «идея  самосстановления  как
движения  между  полюсами  коллективного  и  личностного
начал  индивидуальной  психики.»
     Ранг  личности   наделяют  при  их  рождении.  Жизнь
личная – свободная  и  жизнь  стихийная –« роевая» ,  где
человек   неизбежно  исполняет   предписанные  ему  зако –
ны, т.е.  сознание  коллективно-муравьиное  и  отличается
от  любого  другого  только  своим   «геометрическим  мес-
том» -  с  каким  организмом  связано…  и  это  главное –
жестко  задано  законами  природы  (психики)  и  общества
(законы  в  другой  оранжировке).
      И  все  же  влияние  роевого  сознания  на  личность  не
беспочвенны.  Изъятость  из  коллективного  всегда  равно-
значна  - свободе  воли.  Свобода  воли -  это  рубеж,  где
природа  бросает  человеческое  существо  на  пределе  сво-
их  возможностей  и  предоставляет  его  собственным –
сверхприродным  возможностям – это  открытая  дверь,
за  которой  лежит  роевое  сознание -  самобытие.  Войти  в
эту  открытую  дверь  может  не  каждый.  Почему?- потому
что  это  трудно  и  опасно.
       Чтобы  стать  личностью,  надо  тяжко  трудиться  для
неведомой  цели -  изымая,  выпутывая  из  коллективного
нечто  неясное.  Этот  труд  совершается  на  свой  страх  и
риск,  его  никто  не  признает  за  труд.  Выпутывающий
свою  личность  из  коллектива,  становится  одиноким  и
чужим.  Ему  грозят  неведомые  опасности  изнутри.   Это
личное  выпутывание  дело  опасное и… личность  прямо
тут  как судьба.  Немногие  отваживаются   на  опасный
труд -  авантюры  личности.
       Большинство  разумно  предпочитает  «остаться  дома»
и  не  пукаться  в  моря  неизвестного  и  всякий  чувствует
в  себе  зияние  личности,  тоску  от  того,  что  не  попал  в
цель – промахнулся.  Это  легкое  и  безопасное  существова-
ние,  которое  дается  отсутствием  личности – пустота,
зияние,  переживаемое  и  если  заполнение  осуществляется
и  это  удовлетворение   становится  главной  целью,  веду –
щим   инстинктом    жизни  роевого  существа  утешением.
Мораль -  квинтэссенция  внутренней  коллективности  рое-
вого  существа.

                Продолжение  следует...

Данный текст изложения автором страницы опубликовано 31.01.2012г.