О Сталине и Канделаки

Леонид Назаров
  В день смерти Сталина мне было 13 лет.
  Вошла учительница Валентина Сергеевна и сказала:
 - Ребята, умер товарищ Сталин...
 Лицо ее было заплакано. Мы встали и долго стояли молча. Потом нас отпустили по домам.
  Многие взрослые плакали. Даже мой отец держал платок, когда
говорил речь на снежной площади в северном поселке Тикси, где
мы тогда служили.
  А мы с приятелем Славкой - в это время - с духовыми альтами в
руках и вместе со взрослыми духовиками ждали конца траурного
митинга неподалеку в парадной соседнего дома, чтобы в конце митинга играть траурную музыку.
  Оркестр был любительский, при клубе. Мужики получили от
начальства бутылку спирта. Половину разлили по инструментам,
чтоб вентили не клинило, а остальное распили.
 Когда нам дали сигнал, мы вышли к трибуне и начали играть. Здесь мои губы прилипли к мундштуку, я дернулся и потекла кровь. Просто нервничал - мы еще учились играть, это был наш со Славкой первый выход с оркестром - я так хотел "не ударить в грязь лицом", что раньше времени вставил мундштук в инструмент. Мороз был очень за двадцать и мои губы, т.е. мой амбушюр - пострадал. Было больно, но я что-то выдувал, что-то "выпукивал" на своем - баранкою - альте...
 А уже потом мы с мальчишками, смеясь и дурачась, - уроки-то отменили, - катались с отлогих берегов бухты Тикси на лед моря Братьев Лаптевых, что в Ледовитом океане. Дети есть дети...
  Хочу спросить Тину: не родственница ли она того Канделаки,
итальянские романсы которого я до сих пор помню. Мне помнится, что тогда, в Тикси, я слушал  с пластинки и подбирал на баяне:

  "Жизнь без тебя уныла,

  Как неба свод без солнца,
 
  И как земля печальна
 
  Без солнца и цветов.
 
  Сердце болит-томится,
 
 К тебе одной стремится,
 
 И жизни всей значенье -
 
 Все лишь  тебе одной..."


  У нас ни патефона, ни радиолы , ни пластинок не было, их
приносили гости, приходившие к застолью - с разговорами, тостами, с танцами.
 Когда они уходили, то дня три-четыре эта вся музыка оставалась в моем распоряжении. Красивый баритон великолепного Канделаки переполнял мое юное и уже влюбленное сердце:


 " Твой взгляд, твоя улыбка
 
  Рай светлый обещают,
 
  В нежных устах безмолвных
 
  Судьба таится моя.

 
  Ты - жизнь моя и счастье,
 
  Ты - сердца упоенье.
 
  Лишь ты одна - надежда,
 
  Одна - любовь моя!.."

 
  Что поют сейчас? Как любят сейчас? О, времена! О, нравы!
  Так Вы, Тина, не внучка ли того нашего великолепного
  Канделаки?  Я горько улыбаюсь ...

Леонид Назаров, саксофон - Первая Любовь (ретро)