Число спасённых детей

Маргарита Школьниксон-Смишко
В марте 1979 года 4 наиболее активные попечительницы еврейских детей опубликовали в книге о работе конспиративного совета помощи евреям "Жегота" декларацию, резюме о своей деятельности с 1939 г. по 1945 г. Авторы этой декларации: Irena Sendlerоwa, Jadwiga Piotrowska, Izabela Kuczkowska и Wanda Drozdowska-Rogowiczowa. Ниже приводится этот документ:

"Мы, ниже подписавшиеся заверяем, что во время войны с 1939 по 1945гг. работая в собесе и его филиалах - ведомствах здравоохраниения, одновременно были активными участницами совета помощи евреям Жеготы (хотя мы не знали ни точного названия этой организации, ни числа её членов). В связи с этим мы участвовали в спасении еврейских детей от уничтожения и были непосредственно связаны с Иреной Сендлеровой, тогдашней руководительницей реферата по защите детей этой организации Жегота. Её доклады, касающиеся числа спасённых детей, мы полностью подтверждаем. Это число мы устанавливаем (сегодня, почти сорок лет спустя его трудно точно определить) приблизительно как 2500 детей, которым Жегота оказала различную помощь. А именно:

1. Примерно 500 детей с помощью собеса удалось поместить в церковные детские дома (Jan Dobraczynski, Jadwiga Piotrowska).
2. Примерно 200 детей удалось с помощью городского отделения помощи молодёжи  поместить в детский дом Prister-Baudouin (Maria Krasnodebska и Stanislawa Zylbertowna).
3. Примерно 500 детей удалось поместить в детские дома от RGO ( совета главного попечения Aleksandra Dargielowa).
4. Примерно 100 юношей в возрасте от 15 до 16 лет были переправлены в лес к партзанам ( Andrzej Klimowicz, Jadwiga Koszutska, Jadwiga Bilwin и лично председатель партизанского отряда).
5. Примерно 1300 детей нашли помощь и дом у приёмных родителей. Среди них наиболее активными были: Helena Grobelna, жена председателя Жеготы, Mara Palester и её дочь Malgorzata Palester; Stanislaw Рapuzinski, Zofia Wedrychowska, Isabela Kuczkowska и её мать Kazimiera trzaskalska, Maria Kukulska, Wanda Drozdowska-Rogowiczowa, Wincenty Ferster, Janina Grabowska, Joanna Waldowa, Jadwiga Biwin, irena Schulz, Lucyna Franciszkiewicz, helena Maluszynska.

Среди спасённых были дети

1. для которых Жегота искала приёмных родителей (родителя), которых она финисово поддерживала, одеждой и продуктами питания, которых она обеспечивала документами и т.д.

2. Были группы детей, которые только временно нуждались в помощи, либо в документах, метриках или во врачебной помощи; в случае опасности из-за вымогателей Szmalcowniks этим детям нужно было помочь, поменять место нахождения или заплатить вымогателям за молчание.
3. Некоторые семьи приняли детей безвозмездно; в этих случаях помощь ограничивалась раздобыванием метрик.
4. Последняя группа детей была вызволена из гетто их будущими приёмными родителями, либо взятых с улицы (это были прежде всего дети, просящие милостыню в частных домах).  Такие семьи полностью взяли все заботы на себя. Им порой оказывалась медицинская помощь или помощь медикаментами. Иногда нужно было поместить ребёнка в больницу. Среди них нам особенно помогли: Dr. Juliusz Majkowski, Dr. Mieczyslaw Ropek, Dr- Zofia Franio, Prof- Andrzej Trojanowski, Dr- Halina Kolodziejska и мед. сестра Helena Szeszko.

Кроме того мы думаем, что число детей, спасённых из варшавского гетто,  было значительно больше, чем нами выше установленное, потому что кроме организации Жегота  действовали многие другие организации, которые оказывали удивительно большую помощь."

После освобождения Варшавы расшифрованный полный список был передан Адольфу Берман*, который с 1947г. по 1949 г. был председателем центрального комитета евреев в Польше. С помощью списка сотрудники комитета смогли спасённых детей забрать из семей, которые их приютили, или из монастыря, или детского дома и передать родителям.
Сирот временно помещали в еврейские детские дома. Позже большинство из них были переправлены в Палестину, и в конце концов в Израиль. Ирена считала, что из её списка родственникам удалось найти примерно 2000  варшавских детей. (Сама она в это время возглавляла собес Варшавы.)

К сожалению, не удалось избежать проблем психологического характера. Против желания Ирены  во многих случаях дети были отняты у приёмных родителей внезапно, так что ни они, ни приютившие их люди не смогли подготовиться к этому событию."Разыгрывались большие драмы для маленьких героев" - Ирена без волнения не могла вспоминатьоб этом до конца своей жизни. "Некоторые встречи были счастливыми. А некоторые очень проблематичными! Для обеих сторон. Потому что часть маленьких детей забыли своё военное прошлое. Приёмные родители также страдали. Расставание с детьми после нескольких лет совместной жизни давалось очень тяжело! Потому что они думали, что все родственники детей погибли. Ради детей они скрывали от них их истинное прошлое. И вот внезапно им нужно было ребёнку всё рассказать. Сказать ребёнку всю правду было очень тяжело. Порой доходило до суда". (Ирена так эмоционально вспоминала, потому что и у её одной удочерённой девочки в середине 50-х годов вдруг объявилась тётя.)

Были случаи, когда представители центрального комитета евреев теряли след ребёнка. Выросшие в польских семьях, свою истинную историю они узнали слишком поздно или вообще её не узнали. Все они - жертвы страшной войны, всё-равно по какую сторону стены гетто они её пережили. Ужасные события оставили след в психике и повлияли на всю их жизнь.

* Адольф Берман (1906 -1978) был доктором психологии и активистом Poale-Zion-Linke (полских левых сионистов). В гетто он был директором CENTO (об этой организации я написала в главе "Оккупация"). По приказанию его партии в сентябре 1942г. перешёл на "арийскую" сторону. Он работал вместе с Жегота и был секретарём этой организации. После войны был председателем центральноо комитета евреев в Польше. С 1950г. жил в Израиле. Списки детей взял с собой. Их копии до сих пор циркулируют в архивах частных семей.