Несколько мыслей о Процессе

Сергей Александров Волчара
Ф. Кафка  «Процесс.»

Предисловие.

Хотелось бы сначала  остановиться на методе описания своей точки зрения на роман.
 Когда я впервые прочёл этот роман (в начале 90-х) , я не знал ничего ни об авторе, ни о времени написания. Могу только сказать о себе: в то время я увлёкся экзистенциализмом. Камю, Кьеркегор, Хайдеггер,  Шестов, Сартр. И этот роман лёг на почву моих размышлений того времени. Позже я столкнулся с произведениями Мартина Бубера и узнал о его духовной связи с Кафкой.
Во время своего повествования я ещё буду иногда прибегать к некоторым сторонам своей биографии, но никогда не буду проводить параллели между содержанием романа с жизненными перипетиями Ф. Кафки. Мне не интересны его душевные муки , связанные с Фелицией или Гретой. Ведь эти «муки» сами являются следствием, а не причиной . Именно настоящие искания смысла жизни и смерти не давали Францу обустроить свою жизнь как среднестатистическому пражанину.   
Перед любым человеком, который действительно искренне жаждет что-то понять в этой жизни, отверзается бездонная пропасть, и ни семьёй, ни карьерой, ни хобби, ни долгом перед отечеством эту пропасть не заполнишь. Эти жизненные институты и цели, которые они ставят перед человеком, всегда буду казаться эфемерными  и плоскими.
Итак, меня абсолютно не интересует ни реальная жизнь, ни эпоха, во время которой довелось Кафке существовать. В данном опусе моя цель проявить искусство читателя. Искусство литературоведа, критика, историка пусть проявляют другие, кому это ближе.   
Меня даже не интересует смысл, который хотел вложить автор в своё произведение. Как известно Кафка завещал роман сжечь, потому что он ему показался неудачным. То есть, автор сам перестал чувствовать смысл в собственном детище. А коли морали в басню не вложили, мы вправе сами её туда влОжить.  И хочется, именно, в этом вкладывание проявить особый изыск, какой  проявляли толкователи притчи о привратнике.   
Процесс.

Вот выдержка из словаря:
«Процесс - 1. Протекание, ход какого-л. явления. // Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
2. Активное развитие болезни.
3. Порядок разбирательства судебных и административных дела. // Само такое дело.»
Как видим только третье значение это именно судебный процесс. Но есть ещё два значения, а если хорошо подумать, то их можно найти и больше.
Но о судебном ли процессе повествуется в романе?   
« Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь.» 
Так значит,  дело в не том, как Суд к человеку относиться, а в отношении человека к Суду. Вот этот-то процесс и описан в романе!  Эволюция отношения Йозефа К. к суду и судебному разбирательству, к своей вине и невиновности перед ним.
Между первой и последней сценой романа проходит ровно год. А может всего лишь день? В первой сцене явились утром двое неизвестных, чем очень возмутили преуспевающего и уверенного в себе К..В последней явились двое неизвестных,  и Йозеф безропотно пошёл с ними. Это один и тот же Йозеф К.? Нет! Изменения, которые произошли в нём, очевидны.
 Судебный процесс, затеянный против него, явился причиной таких изменений? Нет. Ни одного, действительно, насильственного действия не было направленно против него. За съеденный завтрак охранники поплатились.  В последней сцене, если бы К. захотел отделаться от своих спутников, то он прекрасно осознавал, что встретившиеся им полицейские придут ему на помощь. Даже нож он готов был сам в себя вонзить, чтобы избавить от этой неприятной работы служащих Суда.
Вопрос.

To be or not to be?   
Извечный Гамлетовский вопрос. А. Камю в эссе «Абсурдный человек» обострил его до предела: «Почему человек не кончает жизнь самоубийством, если она не имеет смысла и конечна?»
 Когда Кафка начал писать этот роман, ему, как и его герою в начале произведения , было 30 лет. Когда Христос начал проповедовать Евангелие , ему тоже было 30 лет.  Я и сам впервые столкнулся лоб в лоб с этим вопросом примерно в этом возрасте. Что-то в этом есть закономерное и мистическое. Это столкновение, или толчок и является началом процесса. В чём же заключается глубинный смысл этого процесса?
Когда человек находит смысл в обыденной деятельности, радуется её результатам, то ему нет времени задумываться над вопросом бренности бытия. Да – суета сует, но какая сладость возникает на душе от неё, если всё складывается удачно. Но вот смысл куда исчез. Это как у ребёнка или собаки в наказание отбирают что-то вкусное, когда они в принципе не в состоянии понять, в чём же их вина. Чувство оставленности и вины появляется, но они смешиваются с чувством обиды и невиновности.
Человек грешен. Априори грешен. Так гласит любая религия. Некоторые толкователи даже сравнивают Йозефа с Иовом многострадальным, тот и другой столкнулись  с проблемой вины и невиновности, только итоги их исканий были противоположны. Есть много общего в этих повествованиях, но есть и кардинальные отличия.
Иов действительно был полностью разорён и страдал физически - у Йозефа жизнь реальная не изменилась ; Иов жаждал суда и оправдания – Йозеф пытался его избежать; собеседники Иова упрекали его за жажду оправдаться перед лицом Бога – собеседники Йозефа наоборот пытались ему содействовать в оттягивании суда. И всё же, несмотря на это, Иов добился встречи с Богом, суда и оправдания – Йозеф, так и умер, не поняв ни смысла жизни, ни смысла смерти. Видимо, Ницше  был прав  - для европейского человека Бог умер.
Суд, закон, церковь. 
Похоже, Йозеф попал в порочный круг стереотипов. Суд - это,  в его понимании, юриспруденция, то есть, обе стороны собирают нужные бумажки, потом их представляют перед некой безличной инстанцией и дело на автомате решается  так или иначе. Но суд или осуждение  - это, прежде всего, отношение между личностями. Христос проклинал законников и фарисеев, именно, за то, что они забыли основу суда.
Суд в Высшей инстанции не Незыблемый и Неприкосновенный Закон, а Личность, Бог.
В какой-то степени этот роман надо рассматривать как пародию. Вот несколько примеров, как Кафка иронизирует по поводу современной религиозной обрядовой практики.
  Так выглядят люди в коридорах канцелярии: «Никто не выпрямлялся во весь рост, спины сутулились, коленки сгибались, люди стояли как нищие. Никаких вешалок нигде не было, и у всех шляпы стояли под скамьями.» А может это описаны люди в храме? Даже то ,что заседания назначаются на воскресение , говорит за эту версию.
А посмотрим, как выглядят судьи в его романе: «…остриями вокруг головы судьи возник красноватый ореол, расходящийся лучами к краям картины. Постепенно игра теней образовала вокруг головы судьи что-то вроде украшения или даже короны…» . Титорелли: «Мой отец тоже был судебным художником. … Дело в том, что для изображения разных чиновников установлено множество разнообразных, сложных и прежде всего тайных правил, недоступных никому, кроме определенных семейств. Например, вон в том ящике стола лежат записки моего отца, я их никому не показываю. Только тот, кто их знает, способен писать портреты судей. … Ведь каждому судье хочется, чтобы его писали так, как писали когда-то прежних великих судей, а это умею лишь я один».  Явный намёк на иконопись. То есть судьи по этой аналогии святые?!
А кто тогда адвокаты? Очень много намёков на то , что адвокаты это священники. То как они обращаются с «обыкновенными обвиняемыми», на примере Блока, а именно, содержат в крайне униженном состоянии, заставляют читать одни и те же бессмысленные документы. Бывают высшие адвокаты- возможно это епископы, бывают нелегальные – возможно это различные целители.
Иногда Кафка доходит до откровенного богохульства: « … Не будь я человеком подневольным, я этого студента давно раздавил бы об стенку. Вот тут, рядом с запиской. Только об этом и мечтаю. Вот тут, чуть повыше пола. Висит весь расплющенный, руки врозь, пальцы растопырены, кривые ножки кренделем, а кругом все кровью забрызгано» . Слишком явный намёк на распятие.
Итак,  в романе можно обнаружить целую структуру, описывающую современное состояние религиозного общества.
Женщины.
Если бы в романе не было женщин и проявления нелепого эротизма ,  роман, был бы похож на пространный анамнез. Кстати,  среди обвиняемых нет ни одной женщины. То есть женщинам, даже скорее женскому началу в романе отведена другая роль – не человеческая. В Библейской «Песне песней» женщина это душа ищущая встречи с Богом.
Со всеми повстречавшимися женщинами у Йозефа К. мгновенно начинаются любовные отношениями. В этой метафоре просматривается изголодавшаяся по интимным, искренним, открытым отношениям личность. Это по Фрейду эротизм нисходит к анальному и генитальному, а в религиозном понимании настоящий Эрос возводит к Богу. Можно предположить, что его таинственная невеста Эльза, это возможность второго пути. Но как мелок, как нерешителен Йозеф .
Привратник.
Самый загадочный эпизод в романе это притча и её толкование. И всё же я попытаюсь предложить своё понимание, толкования этой притчи.
Привратник это и есть Закон. А за вратами Бог – Личность.
«Не человек для закона, закон для человека». Правильно понятый закон приводит к Богу, неправильно понятый не пускает к Нему  . В этой притче Закон персонализирован , он своекорыстен и лукав : «Если тебе так не терпится – попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого…» Он не имеет права не пропускать, но запугивает неизвестностью. Только имеющий сильное дерзновение может пренебречь его словами.
У Мартина Бубера есть мысль, что существуют два мира, два восприятия : «Я-Ты» и «Я-Оно». «Я- Ты» это мир личных отношений, мир по-настоящему субъективный, живой, эмоциональный, мир, в котором нет ничего постоянного, мир в котором всё измеряется: доверием и предательством, открытостью и гордыней, искренностью и лукавством, обидами и прощениями  . «Я-Оно» - это объективный мир, мир законов, норм, правил, мир неизменный, мир судьбы и рока.
Поселянин из притчи выбрал мир «Я-Оно»: « Идут года, внимание просителя неотступно приковано к привратнику». И этот мир непомерно вырос перед его гибелью: «И привратнику приходится низко наклониться – теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста».
Это трагедия когда человек попадает под каток своей судьбы, так и не поняв, что есть ещё мир « Я-Ты»