Автоматика Вселенной

Алексей Канищев
Мы вправе обсуждать тот мир, в котором живем, как доступный, в принципе, нашему пониманию ограниченный кусочек бесконечной Вселенной. В нем, в этом мире, также присутствуют элементы бесконечности, как, например, бесконечна плоскость, но все же это ограниченный мир. Даже так: он стал миром в результате процедуры ограничения. Представьте картину - голая степь, ветер. Процесс созидания города в ней начнется с возведения первой стены, которая является структурным элементом ограничения, благодаря чему возможно создание и накопление градиентов. Температурных, допустим. За стеной – 20 по Цельсию, а в доме + 20. Хаос же это полное отсутствие градиентов, неоднородностей пространства, а потому лишен и стимулов изменения и развития, в том числе. Хаос вечен и неизменен, а любое структурное образование в нем, наш мир, например, краткосрочное, частное явление. И возникает только при наличии причины, но, в свою очередь, наличие причины есть неоднородность пространства, градиент! Что из чего происходит – мир из Хаоса или Хаос крайнее проявление мира, неизвестно. Вероятно, мы имеем дело с бесконечным взаимопревращающимся процессом, в основе которого опять же должна лежать веская, прагматичная причина!! Очень трудно объяснить привычными терминами природу непознаваемого. Но мы попытаемся. В конечном счете, именно это иллюзорное устремление лежит в основе нашего ложного чувства самоуважения. Парадокс, иллюзия и недостаток знаний составляют зыбкую, но единственную опору нашего столь недолговечного существования. Поступим как математики и примем ее за прочную, как бы незыблемую основу, но в данный конкретный отрезок времени стремящийся к нулю. Во-от, и мы с вами уже можем дышать, растереть застывшую шею и вообще заняться какой-нибудь псевдоцеленаправленной деятельностью, почистить картошку, например. Так миры и образуются.
В основе техники созидания лежит процедура ограничения, разделения, закрепления, насилия, наконец! Это категории женского начала, Инь, с его главной функцией - созидания структуры. Сила, разрушающая структуру, Ян – мужское начало. Любые дуальные силы, понятия, образы противоречия, противостояния в мире, есть проекции этих двух главных сил на суетливую многомерность нашей жизни. Притяжение – отталкивание, право – лево, верх – низ, свет – тьма, мужчина – женщина (или женщина - мужчина, не ищите здесь половой сегрегации!), добро – зло, север – юг, плюс – минус, богатство – нищета, доброта – злость, рождение – смерть, вдох – выдох, действие – бездействие и прочее. Многочисленные проекции этих сил создают иллюзию бесконечного количества разрозненных факторов действующих в мире, но суть у них одна – это аварийные срабатыватели, фиксаторы предельного состояния мира. Ограничение не всегда плохо, ведь именно благодаря ему возникает нечто. Освобождение не есть всегда хорошо, но лишь до тех пор, пока стремит мир к гармонии. Чистая же свобода ужасна из-за полного отсутствия причин и возможностей для жизни. Гармонию, точку гармонии ни в коем случае не следует воспринимать как отвлеченный высокодуховный символ! Что вы!?? Она реальнее и гораздо прозаичнее, прагматичнее и утилитарней нашей с вами причины существования. Она, гармония, наряду с парой сил, Инь и Ян, являются теми тремя китами, на которых покоится наш мир, все, что мы о нем знаем или догадываемся. Ничего глобальнее и важнее их в нашем мире не существует. Весь наш мир лишь производная их взаимодействия. Силы эти вездесущи и всепроникающи. Демаркационные знаки их проходят в самой малой, крохотной, супернезначительной частичке мира. Она, эта частица, содержит в себе Инь, Ян, точку гармонии или их проекции, чего нашему миру вполне достаточно. Т. е. любая, самая малая частица мира содержит информацию обо всем, что есть в мире. Удивительно, не правда ли? И в этом сходство с фрактальной геометрией – мир устроен очень просто, а потому – надежно!
По поводу бесконечности и непознаваемости нашего мира. Есть такая точка зрения, уважим ее. Только гордиться тут особенно нечем. Точки на плоскости тоже считают свой мир бесконечным и это правда. И в то же время, очевидно, что плоскость ограничена и являет собой бесконечно малую часть пространства.
Итак, мы вправе сказать , что в основе нашего мира лежит ограничение, эдакий первокирпичик.
Попробуем уточнить термины. Вселенная – это все, что только можно себе вообразить плюс то, что вообразить невозможно, а наш мир – бесконечно крохотная часть Вселенной, зажатая между парой электродов, Инь и Ян, и образованная их взаимодействием. Созидание это процес структурирования. На мой взгляд последний термин наиболее адекватно характеризует сущность женского начала, Инь. Смысл термина "созидание" в нашем сознании сильно искажен, аберрирован, замусорен и основан на ложных предпосылках, что созидать хорошо, что в результате созидания у человека появляются дополнительные возможности, а это и есть путь к свободе. Все это не так. Да и сам термин свобода требует уточнений. Свобода не всегда хорошо. Сакральный, всеобъемлющий смысл этих понятий нам недоступен, но не будем расстраиваться! Хоть как-то объяснить самим себе их сущность можно при помощи метода подходящих аналогий. Метод, что и говорить, убогий, субъективный и очень приблизительный, но верный по существу – все подчиняется одному закону и содержит в себе этот закон, закон взаимодействия Инь и Ян. На вкус и на цвет, а я добавлю – и на аналогии, товарищей нет! Моим небесспорным аналогиям вы вправе противопоставить свои небесспорные аналогии.
Итак!
Для создания нашого мира существовала веская, утилитарная, прагматическая причина. Ничего не происходит само по себе и просто так. Убедиться в этом очень легко. Попробуйте представить сколько времени и усилий вам потребуется, действуя руками и ногами в совершенно произвольном порядке, для того, чтобы добраться на своей машине из Киева до Житомира? Или хотя бы просто из Киева выехать? А ведь живем то мы с вами каких-то несчастных 45-65-80 лет и бензин постоянно дорожает! Эти расходящиеся графики общего решения не имеют, следовательно, подходящий алгоритм создания мира такой – причина рождает соответствующий метод, затем следует исполнение. Откуда берется причина подобная модель не поясняет, но ведь она нашему миру и не принадлежит. О существовании причины возникновения мира мы можем догадываться по возникновению метода, способа его образования. Разумно предположить ( знаю-знаю, термин «разумно» выглядит нелепо, подберите другой), что наш мир создан с целью производства некоего продукта. Вероятно это что-нибудь малодоступное нашему пониманию. В лучшем случае! В основе любого производства лежит разработанный технологический процесс, который в свою очередь является частным ответом на техническое задание. Есть вопрос авторства техзадания, но это иная, совершенно необъятная тема. Так вот, пара сил, Инь и Ян, являются технологическими допусками на производство этого продукта, т. е. предельными состояниями, вне которых производимый продукт перестает быть продуктом как таковым и списывается в брак. Для недопущения подобного силы Инь и Ян в пределах технологического цикла наделены, с точки зрения продукта, абсолютными правами и возможностями. В процессе производства сырье (не знаю что и подумать, хотелось бы  думать что  это мы с вами) проходит стадии производства и изменяясь в конце концов становится продуктом.
Предчувствуя гневные выкрики сторонников антропоцентрической модели Вселенной, хочу привести цитату из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» как пример альтернативного мышления:
«Человек — это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона»

Что же вынуждает продукт двигаться из своего без сомнения комфортного состояния через этапы мучительных трансформаций к лотку с надписью «Готовая продукция»? Что является движущей силой процесса?
Наша задача состоит не в том, чтобы быть слепым приверженцем одной из сил. Ни одна из них не может быть нашим постоянным союзником. Любая из них, начинаясь в гармонической фазе, неизбежно переходит в дисгармоническую. Именно в этом состоянии нужно расставаться с ней и переходить в лагерь силы, принимающей в этот момент гармоническое направление. Наши цели и задачи лишь иногда совпадают с целями и задачами этих сил. В эти моменты мы являемся союзниками. Но по большому счету цели и задачи у нас разные. Мы ищем гармонии и вынуждены находиться в постоянном движении, статика лишает нас жизни даже в самом наилучшем положении,  в точке гармонии. Мы обречены постоянно спрашивать себя: «Это и есть гармония? Я счастлив?» И для проверки обязательно шагнем в сторону, любую: « А, да! Это была она!». Инь и Ян же озабочены взаимной борьбой, что им до нас?
Проще говоря, человек привык тащить в дом все мало-мальски пригодное к использованию, это и есть процесс созидания, фаза Инь, но когда жизнь в доме от напластований мотлоха становится невыносимой, наступает период разрушения, фаза Ян, и все выбрасывается на свалку, где этот мотлох столь же бережно подхватывают другие и несут в свое жилище. Это вечный круговорот жизни...
Я тут слышал о спиралеобразном направлении нашего развития. Все это отдает провинциальной мелодрамой претендующей на вселенские масштабы. Мы не развиваемся. Все, что с нами происходит, это обычная реакция на воздействие извне, лишающее нас состояния блаженного комфорта. Без этого воздействия мы быстренько превратились бы в кусочки протоплазмы испускающей розовые слюни и имеющие очень ограниченные сроки хранения. Мы развиваемся! Ха! Свиваемся и развиваемся. Мы вынуждены изменяться вследствие некой причины. Это я и называю Вселенской автоматикой.
Человек становится человеком тогда, когда сознает, что не имеет общих интересов ни с одной из сил. Человеку не по пути ни с одной из них,  ни с женским, ни с мужским началом, ни с добром, ни со злом, ни с правыми, ни с левыми. Наша судьба безостановочно двигаясь от момента рождения, не удаляясь чрезмерно от средней линии гармонии, идти вперед, в единственно доступном нам направлении - к смерти, по циклам процесса, целей и задач которого мы не в состоянии постичь. Какие еще цели? Выжить – вот наша задача! Лучшая иллюстрация к теме – повесть Пелевина «Затворник и Шестипалый».
Конечно-конечно, у каждого из нас в мире есть свое предназначение. Вряд ли это может служить поводом раздувать щеки, ведь предназначение есть и у гвоздя в сортире. Сказанное ни в коем случае не является упреком ни гвоздю, ни сортиру, ибо кто из нас абсолютно точно знает, что они такое? Какие у нас могут быть цели и задачи, по большому счету, если мы не в состоянии обозреть всю кухню, где пекутся подобные блины? Но мы в свою очередь легко вершим судьбы доступных нам микромиров – выстругиваем палочку, шевелим ею в муравейнике или придумываем страшные истории. В этих микромирах наверняка есть любовь, дружба, самоотречение, познание и воля. Это накладывает на нас ответственность. Множество миров вложенных друг в друга как матрешки. Словом все как в поговорке - где начало того конца, которым оканчивается начало?