Царство фольклорной красоты

Алла Изрина
               
Так бывает. Ничего нового не ждёшь. И вдруг жизнь делает подарок – меня приглашают в Коломенский музейный комплекс в Москве  на эксклюзивную выставку кукол и предметов русской старины.  Но прежде, чем начать рассказ о выставке, хочется немного сказать о самом музее,  потому что совсем не случайно такая выставка проводилась в его воссозданных палатах.
     Как известно,  Коломенское было резиденцией русских князей ещё в 14 веке, во времена правления Ивана Калиты. Но уже в 17 веке архитекторами Семеном Петровым и Иваном Михайловым на этом месте был построен оригинальный Дворец царя Алексея Михайловича Романова-Тишайшего, сына основателя династии Романовых на Руси. Дворец поражал современников своей изысканной деревянной красотой, резными оконцами со слюдяными вставками и внутренним убранством. Еще в те времена его называли Восьмым Чудом Света.  Просуществовал дворец почти целый век, но затем из-за обветшания по Указу императрицы Екатерины Великой он был разобран до самых брёвнышек. Однако, сохранились чертежи, планы и макет дворца, что и позволило воссоздать Коломенское в наше время. Сегодня Коломенское – островок прошлого, настоящий подарок старины нам, гражданам современной России, царство русской красоты, воссозданное руками наших современников.  Ныне Коломенское имеет статус Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.


     Был холодный и ветреный январский день. Несмотря на это, огромная толпа посетителей терпеливо ждала, чтобы войти в роскошный деревянный дворец.  А я прошла по территории вдоль него и оказалась рядом со сказочным строением – Теремом старших царевен.  Поднявшись по крутым деревянным ступеням высокого сводчатого крыльца, восстановленного в стилистике 17 века, оказалась в настоящем царстве кукол и русской старины. Именно здесь и расположилась фольклорная экспозиция, на которую меня пригласили, с несколько игрушечным названием: «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал». Выставка была организована искусствоведами Коломенского музея – настоящими знатоками русского прикладного искусства.
     Самыми важными экспонатами здесь были куклы, все очень разные, большие и маленькие, яркие и не очень, но, что бесспорно, сделанные с большим знанием национальных традиций. Большинство кукол было придумано и изготовлено вручную талантливыми руками Галины Александровны Помазковой, народным мастером, человеком увлеченным, посвящающим этому своё свободное время. Своей красотой и яркостью в экспозиции сразу же выделялась колоритная кукла Лель - старинный русский Божок, которого иногда сравнивают с Купидоном и даже  с Амуром. Лель в экспозиции был визитной карточкой выставки, если хотите, её символом.  Он был великолепен – в рубахе-косоворотке с парчовой каймой и с дудочкой в руках, казалось, что он вот-вот запоет для нас песню, которую специально для него написала Галина Помазкова:

     Красно солнышко встает. Леля дудочка поёт.
     Плетут девицы венки. Парни ждут их у реки.
     Заискрился небосвод, закружился хоровод.
     Пламя рвётся из костра, песни, пляски до утра...

 Красавец Лель излучал поток любви, на основе которой и была выстроена вся экспозиция.
     Рядом с ним на специальных столиках, подставках и в корзинах уютно примостились маленькие и просто крошечные куколки. Деревенские, истинно фольклорные,  в красочных народных одеждах. Куклы эти вызвали во мне теплые и щемящие душу ностальгические чувства, те самые, что невидимыми нитями связывают нашу взрослую жизнь с детством.
     "Что представляют собой куклы, вообще", – подумала я. И вот, что удалось узнать. В народных традициях кукла воспринималась всегда как живое существо,  модель или даже прообраз человека. Само слово "кукла" имеет свою историю. По одним источникам оно старославянского происхождения, по другим – латинского или греческого. Но и по-гречески, и  по-латыни кукла – это «круг». Почему круг – всё потому, что тельца кукол мастера из подходящего материала вручную скручивали или скатывали круговыми движениями.
     У нас на Руси наиболее популярны были куклы деревенские(фольклорные) и городские.
Деревенские – куклы традиционно мягкие, тряпичные. Лица таких кукол - без обозначения глаз, носа и рта- тщательно обтягивали белой тканью, груди набивали туго набитыми шариками, им заплетали волосяные косы. Одежду куклам связывали из лоскутов только ношенной ткани, потому что такие ткани эластичнее и пластичнее новых. В старину считалось, что в мягкую куклу вселяется частичка энергетики автора, а потому куклу очень берегли. Городские же куклы, родившиеся в Европе, пришли к нам позже. Их изготавливали из твердых материалов – дерева, фарфора и других, и у них обязательно были лица с человеческими чертами. Такие куклы были моделью человека.
     Куклы, нередко, многое умели: плакали и смеялись, они веселили и утешали, а иногда даже и ворожили. Куклы играли весьма значимую роль в укладе жизни семьи, принимали участие в обрядах и праздниках. Люди верили, что эти куклы оберегали и дом, и домочадцев от злых духов, способствовали избавлению от болезней. Их передавали по наследству.
     Кукол в экспозиции выставки было много, и все они были разные. Например, знакомая нам деревянная матрёшка. Известно, что прообразом её послужила фигурка японского буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в 19-м веке в Россию. Несколько позже в мастерской Саввы Мамонтова сделали свою, русскую матрёшку.  Почему эту куклу так назвали, точно неизвестно. Но существуют разные предположения, в том числе, что название своё матрёшка получила от имён Маша, Маня или Матрёна (по латыни mater – мать).
До сегодняшних дней матрешки остаются куклами коллективными, многоместными, символизирующими многочисленность семейства. И сегодня наша матрёшка весьма популярна в мире, она стала традиционно русским сувениром, неким символом культуры старой Руси.
     Несколько слов о куклах неваляшках, показанных  также в этой экспозиции. Придумали их еще в древности как забаву для маленьких детей. Устроена неваляшка просто – центр тяжести у неё находится в самой нижней части, поэтому неваляшка обладает удивительной устойчивостью.  Неваляшка всегда была символом стойкости и несгибаемости, потому что она неизменно встает, сколько бы её ни толкали или ни раскачивали. Куклы неваляшки – это и девочки, и традиционно русские ваньки-встаньки.
     Были здесь и популярные сегодня куклы-амулеты "Венички благополучия".  Делали их исключительно из природных материалов, обычно ранним рождественским утром. А накануне,  в Сочельник в красном углу дома рассыпали зерно. Утром его собирали, увязывали в небольшие мешочки и украшали ими куклу. Веничек ставили на виду только у хозяйки – нельзя было, чтобы на него даже случайно попал чей-то дурной глаз.      
     Заслуживает внимания одежда кукол, которая интересна не только декоративными решениями, но имеет и глубокие духовные корни. На ногах кукол были настоящие лапти, связанные крючком или сделанные вручную из берёзового лыка, а также валенки, которые в старину были основными видами обуви в крестьянском быту.  Единого русского женского костюма, как известно, на Руси не было, а его колористика и крой зависели от территориального расселения. Старинный русский женский костюм никогда не подчеркивал линии фигуры. В комплекты одежды, как правило, входили рубаха и понёва, рубаха и сарафан, передник, пояс, головной убор в виде платка, повойника, кокошника. Костюм в старые времена являлся "лицом" человека, практически заменяя паспорт, по нему определялся его социальный статус. Экспозицию ярко украшали кокошники, праздничные девичьи сарафаны, нарядные платки в традиционных русских цветочных узорах.
     Но не только куклы были представлены на этой удивительной выставке. Обращала на себя внимание прялка, копия тех, которые в старину хранили и передавали по наследству. Слегка качалась прикрепленная к потолку, сделанная под старину, детская люлька, покрытая накидкой из роскошных кружев ручной работы, филигранно связанных крючком и бережно сохранённых до наших дней. Вокруг стояли сундучки, коробочки, в которые на время забрались и спрятались от посетителей маленькие куколки-амулеты. Украшали экспозицию роскошные подсолнухи. А они, подсолнухи, как известно, всегда были символом солнца и жизненного тепла.
     Все в этой экспозиции впечатляло. Экспонаты жили здесь своей особенной жизнью, потому что их сгруппировали по живым реальным сценкам. Интересно оформлены были сценки у колодца, возле русской печи, на которой возлежал сказочный Иванушка, сценка на санях, у плетня и другие. Из века в век, вбирая в себя самое лучшее, складывалась национальная культура и искусство русского народа. В народном прикладном искусстве отражались надежды людей на счастье и лучшую долю.
     Устроители не только показывали оригинальные образцы народного творчества, но и организовали на выставке мастер-классы для детей и взрослых по золотошвейной вышивке,  художественной лепке изразцов и игрушек из глины, изготовлению изделий из войлока, а также живописи. Обучение детей в Коломенском ведут музейные педагоги, искусствоведы и художники. Эта нужная работа имеет огромное воспитательное значение, помогает овладевать секретами мастерства, прививает детям любовь к Родине, традициям.
     Интересно было показано искусство золотого шитья. Нам рассказали, что вышивка золотом и серебром известна на Руси с давних времен. Выполнялись такие вышивки в "прикреп", когда металлическая нить - волочённое золото и серебро - накладывалась на ткань и затем изнутри её пришивали к металлической льняной или шелковой нитью. Делали так ради экономии дорогих металлических нитей. Вышивальщицы прокладывали стежки параллельно, ряд к ряду, что создавало иллюзию сплошной гладкой блестящей поверхности, а металлические нити при этом переливаясь, играли светом. Богатство золотого шитья сделало его основным в отделке предметов церковного обряда, а позже этот метод стал использоваться и в нарядной праздничной одежде. И в наше время искусство золотого шитья ценится очень высоко. В нарядах кукол, показанных в экспозиции, также использовались элементы такой вышивки, наряду с вышивкой шёлком и др. нитями.
     В другом помещении давали мастер-класс художественной лепки. Чаще всего, рассказали нам, для лепки применяются песок, зимой - снег, в любое время года - пластилин, гипс, глина,  папье-маше, солёное и несолёное тесто. Овладение этим искусством помогает развивать навыки ручного труда,  мелкую моторику рук, конструкторские способности, мышление, воображение, фантазию. Формируется культура личности, что особенно важно  для воспитания детей - наследников русского национального прикладного искусства.
    Однако вернемся к куклам. Вообще, куклы – это особый пласт в жизни человека. Игрушкой кукла была не всегда,  но всегда была главной среди игрушек. Поначалу кукла была даже обрядовым символом. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы–обереги, игровые куклы и обрядовые. Считалось, что у каждой куклы есть душа, которую вкладывает в неё мастер. Даже платья для кукол шили со скрытым смыслом.  В наряде кукол часто присутствовал красный цвет, потому что он является цветом солнца, тепла, радости и, конечно, здоровья. Считалось также, что красный цвет оберегает от травм, а также от сглаза и порчи. Узор для вышивки, которым  украшались кукольные наряды, выбирался мастерицами с особой тщательностью по этим же причинам. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол, но особенно ценятся, конечно, куклы ручной работы.
     Показанная на выставке коллекция кукол ручной работы мастера Галины Помазковой ведет свою историю с 2000 года. Она началась с небольших лаптей, связанных крючком для подарка. Подарок понравился. Возникло желание сделать своими руками и кукол по типу тех, в которые играли наши бабушки и матери, одеть их в традиционные русские одежды. Техника, в которой работает Галина Помазкова, особенная – она их вяжет крючком. А результаты её труда стоят того, чтобы на них посмотреть, потому что её куклы,  как живые, с душой, каждая с выраженным характером. Первой была создана кукла Федул. Но одному ему было скучно, поэтому для него была сделана подруга Луша. Потом появились Катя, Косой Вася, Глафира и её дети, Любушка-голубушка, Дуняша, уже упомянутый Лель.  Интересна кукла Стригушка, сделанная, как и положено, из травы первого стога сена. Её на Руси часто использовали в лечебных целях. Занимательна кукла Десятиручка. Считалось, что она помогает молодой жене в ведении хозяйства, её, обычно, дарили невесте на свадьбе.  Колоритно смотрелись представленные в экспозиции улыбчивый, аппетитный Колобок, сказочные дед Мазай и зайцы и другие . С удивлением я обнаружила, что у кукол связаны и губы, и нос, и глаза с задуманным мастером особым выражением. А ведь это очень сложно! Известно, что творчество всегда приносит огромное удовольствие, но невозможно предугадать, что в результате получится, в данном случае, образно говоря, «выкатится из клубка» ниток. Но Галине Помазковой это удаётся. Куклы в руках мастера не только рождаются, но и оживают. Своих кукол Галина Александровна одевает тоже сама, придерживаясь правил кроя, выбора тканей и расцветок, применяемых в русской национальной одежде.
      По моим наблюдениям, на выставке куклы мастера просто купались в заслуженном внимании к себе. Надеюсь, что она не остановится на достигнутом, тем более, что в её в задумках есть планы создать еще много персонажей  русских народных сказок, в том числе всеми любимой сказки А.С.Пушкина "О рыбаке и рыбке".
     На выставку, организованную в Коломенском музее, приходили и взрослые, и дети, оставляя чудесные отзывы в Книге, которая тоже была сделана в виде куклы. Все экспонаты на выставке можно было потрогать руками и даже поиграть с ними, что очень нравилось детям.   
     Время прошло незаметно. Я вышла на улицу с сердцем,  переполненным ощущением необъяснимого чувства сопричастности к истории Руси и её богатому наследию. Красота и фольклорные традиции, которые так берегут и развивают в Коломенских теремах, просто восхищают. А эта выставка, организованная с любовью и знанием дела в Коломенском музее с участием народного мастера Галины Александровны Помазковой, оставляет самое прекрасное впечатление.  Популяризация наших исторических ценностей среди детей, чем так активно занимаются методисты, искусствоведы музея, – особая страница работы выставки. Что может быть благороднее и патриотичнее этого в наше шумное и быстротекущее время!
     Стемнело, падал пушистый снежок. В резные окошки сказочного терема безудержно рвались белоснежные звездочки-снежинки. Они ласково приседали на цветные витражные, но уже не слюдяные окошки, и без сожаления на наших глазах. . . таяли. Наверное, от счастья, от огромной любви к прекрасному прошлому нашего великого народа. Так было и в давно ушедшие времена, так было и сейчас. Верю,  что так будет всегда. Мы – не Иваны, не помнящие родства, у нас есть своя история и многовековое прошлое, поистине насыщенное событиями, делами и традициями. У нас есть богатое Наследие. И это особенно хорошо понимаешь, находясь здесь.
     А сама выставка по содержанию, своей сути и красоте, яркости была какая-то особенная, щедро, по-царски духовно одаренная. И я думаю,  совсем не случайно она была организована именно здесь, в восстановленном дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.
      
P.S. При подготовке использованы материалы личного архива Г.А. Помазковой и Интернета.         
            
Иллюстрация из Интернета - фото Коломенского музея царя Алексея Михайловича в Москве.
Материал опубликован в сборнике НАСЛЕДИЕ,  т.3, 2013г.