Тантра. Путь к себе

Светлана Платонова-Любимая
Ну, вот, решила рассказать, как я съездила на тантру.
Все три дня думала, расскажу или нет. Сначала решила, что это слишком личные переживания и все это будет тебе непонятно и странно, и писать об это не стоит, но проснулась утром и подумала, что лучше, наверное, написать, потому что когда пишешь, то лучше понимаешь себя.
Я ехала туда с таким приподнятым настроением, мне казалось, что обязательно будет что-нибудь  замечательное.
При этом слово тантра меня немного пугало, я слышала, что тантрические техники сильно воздействуют на психику, и сейчас многие этим увлекаются, и кое-то из знакомых моих знакомых побывал на «красных тантрах», т.н. «высвобождение сексуальной энергии», где «творилось что-то невообразимое». Высвобождать свою сексуальную энергию в группе мне не хотелось, вместе с тем, хотелось получить какой-то опыт взаимоотношений мужчины и женщины, через практику. На сайте была размещена реклама этого семинара выходного дня, очень красиво все описано, и я решила попробовать. На всякий случай еще позвонила инструктору, которая ведет этот семинар, и спросила, не будет ли там чего-нибудь «такого», Мила, заверила меня, что все будет в рамках приличий, что будем работать с «тонкими телами», и я поехала.
Семинар проходил загородом, в деревне, где-то в Подмосковье, в большом деревянном доме, который построен специально как частная гостиница, 3 этажа на несколько номеров, есть спортзал, бассейн и сауна. Место совершенно чудесное, рядом речка, луг, трава по пояс, воздух, солнце… В общем, все удовольствия загородного пребывания.
  Ехала я туда через совершенно жуткую пробку часов 5 и добралась до места около часа ночи.
  Вечером было знакомство, установочное занятие, подготовительная беседа о практике, на все это я опоздала, поэтому не знала, что там было и не представляла, что будет. Тем не мене общее представление о йога-семинарах у меня было, я знала, что утром будет садхана, и поэтому, когда Олег проводил меня в мой номер в час ночи и с улыбкой сказал, что в 5 вставать, я с радостью ответила «Отлично!».
Утренняя садхана является обязательной для йогина, желающего постичь Истину. Она начинается с чтения Джап-джи, затем идет занятие йогой и в завершение идет пение мантр: всего 7 мантр, из которых 6 продолжительностью 5 или 7 минут каждая, а одна мантра, «мантра служения» поется в особенной позе 22 минуты. Общая продолжительность пения составляет 62 минуты.
Музыка мантр совершенно необыкновенная и я обожаю их петь.  Вообще, в классическом варианте, садхану нужно выполнять ежедневно, и во многих клубах она ежедневно проводится по утрам в 4-30 бесплатно для всех желающих. Я несколько раз ездила на нее в субботу, сначала из любопытства, потом из-за удовольствия и необыкновенного состояния удовлетворенности и внутренней гармонии, которые возникают после нее, но постепенно посещение садханы я забросила, потому что очень люблю поспать, наверное, желание выспаться пока превышает желание быть в гармонии с миром. Тем не менее, на выездных семинарах я садхану не пропускаю никогда и, к слову сказать, когда была во Франции, все 4 дня садахана была просто чудесной, мантры пелись под гитару, создавалась необыкновенная атмосфера доверия, доброты, общности…
  Засыпала я с трудом, но встала легко и с радостью, быстренько оделась, умылась и побежала в зал. Все таки, вставать надо было в 4-30, потому что, когда я вошла, Олег уже читал Джап-джи -  древний текст на я зыке гурмукхи (русский перевод Дап-Джи – просто космический текст).  В зале было человек 15, два человека  читали  вслух Джап Джи вместе с Олегом. Я расстелила свой коврик, села со скрещенными ногами («поза удовольствия») закрыла глаза  и с наслаждением погрузилась в состояние абсолютного покоя, которое возникают всегда, когда отпускаешь все проблемы и вверяешь себя Богу… Не знаю как ты, а я всегда испытываю такое состояние когда присутствую в каком-нибудь храме.
На меня очень сильно подействовал собор Нотр-Дам в Париже. Я купила аудиогида, хотела ходить, смотреть и слушать запись об истории и достопримечательностях этого собора, но потом поняла, что слушать, я не могу совершенно. Все мое тело испытывало огромное сопротивление, когда я включала запись. Я поняла, что я не хочу ничего слушать, я хочу только чувствовать. Я закрыла глаза и села на скамью. Я до сих пор помню то свое состояние покоя и умиротворенности, которое меня охватило. Приглушенный гул голосов, запах горящих свечей, тихое пение девушек возле статуи девы Марии… нет проблем, нет забот, нет мыслей…

Мантры я, кажется, пела громче всех.

После завтрака начались занятия.
Первое упражнение, была дыхательная медитация Ошо. Это был как танец, очень красивый, направленный на т.н. «центрирование» энергии. За счет особенного дыхания, движения рук, ритма музыки, со всего тела как бы собиралась волна энергии и концентрировалась  в области солнечного сплетения. По мере выполнения упражнения в области солнечного сплетения ощущалось приятное покалывание,  щекотание и возбуждение, как будто там образовалось какое-то облако. Мила сказала, что эту медитацию полезно делать, если ощущаешь «разброд и шатание» в мыслях, после каких-то бурных событий в жизни.

Следующее упражнение мне было делать нельзя, потому что как раз на дни тантры у меня выпали критические дни. Я подошла к Миле и спросила, что мне делать. Она сказала, что делать упражнение не нужно, но нужно быть в зале со всеми, чтобы чувствовать «энергетику зала».
Олег сказал, что это упражнение способствует расслаблению органов малого таза за счет предельного напряжения, которое возникает во время выполнения упражнения. Такой вот парадокс.
Выполнялось оно так.
Все легли на спину, на свои коврики с завязанными глазами, потом согнули ноги в коленях, подняли таз и просунули руки, сжатые в кулаки, под пятки ног. Получился как бы такой мостик, при этом голова, плечи и стопы ног на полу, а таз и часть спины подняты вверх. Все. В этом положении нужно было долго-долго  стоять. Не знаю точно, сколько это было по времени, кажется  минут 30. Они стояли сначала на кулаках, потом кулаки убрали и пятки ног опустили на пол, но таз по-прежнему оставался вверху, потом, какое-то время, мнут, наверное, 5 или 7, а может и все 10, я уже плохо соображала, нужно было быстро-быстро трясти тазом вверх в низ, не опуская его. Понимаешь, совершенно простое физическое упражнение, ничего особенного, кроме того, что упражнение называется «имитация оргазма», и выполняется оно с завязанными глазами под громкую совершенно сумасшедшую какую-то шаманскую музыку.
Через минут 10 начались раздаваться какие-то стоны. Я сначала не поняла, думала, что это музыка такая со стонами, потом в какой-то момент с ужасом сообразила, что это позади меня совершенно недвусмысленно стонет какая-то девушка, потом стали раздаваться стоны с разных концов зала, а девушка уже просто натурально орала.
В общем, видимо у них началось массовое расслабление органов, сопровождающееся оргазмом.
Я была в ужасе.
Получалось, что я как бы присутствую при групповом сексе, но не принимаю в нем участия. При этом, я совершенно не понимала, что происходит, почему это происходит, что могут чувствовать люди, которые стоят на пятках с выгнутой спиной и при этом так орут? Хотелось посмотреть, но в то же время страшно было увидеть. Я заткнула уши и осталась лежать, но вопли обезумевшей девицы проникали даже через заткнутые уши. Я решила, что это какой-то психологический трюк, а девица «подставная» и ей специально платят деньги, чтобы она убеждала клиентов в натуральности эксперимента. Поверить, что можно получить оргазм, стоя полчаса с выгнутой спиной. я не могла.
  Наконец, музыка стихла, и Олег сказал, что можно ложиться в шавасану «позу покоя». Все со вздохом опустились, зазвучала спокойная расслабляющая мелодия, я подумала, что поскольку не напрягалась, то в шавасане мне лежать не зачем, вышла из зала и поднялась к себе в номер.
Чувствовала я себя отвратительно. Меня жестоко обманули. Вместо состояния возвышенной радости, сердечности, любви и чистоты, которые я ожидала получить на семинаре, я попала на какую-то оргию с участием развратных девиц и похотливых мужиков. Я размышляла о том, уехать ли мне сразу или остаться и больше не принимать участия в занятиях, просто погулять, раз уж я в первый раз за лето выбралась загород. Хотелось плакать.
Решения я никакого принять не успела, потому что зашла Мила, и сказала, что нужно идти в зал. Все, как ни в чем не бывало, как будто бы у них не было никакого оргазма, и они не орали как потерпевшие, сидели на своих ковриках в позе удовольствия и слушали, как Олег объясняет следующее задание.
Упражнение называлось «Ангел хранитель», для его выполнения нужно было найти себе партнера и выполнять упражнение  в полном молчании.  Сначала один из партнеров был человеком, а второй его ангелом хранителем. Человеку завязывали глаза, и они с ангелом выходили на улицу и «гуляли» по территории деревни. Ангел должен был присматривать, чтобы его подопечный не упал и никуда не врезался. Через 30 минут роли менялись, и тот, кто был ангелом, завязывал глаза, а второй его вел. Все просто.
Ко мне повернулась девушка с соседнего коврика и улыбнулась. Я улыбнулась в ответ, это был мой ангел.
Я все еще была расстроена и напугана, идти никуда не хотелось, предстояло вступать в контакт с этой совершенно незнакомой девушкой, в этих странных и непонятных условиях, и непонятно для чего. Господи, зачем мне все это? Появился страх, натуральный страх близкого контакта с незнакомым человеком. Вдруг охватила паника, когда я представила, как я буду идти рядом, что мне нужно будет делать, как я буду выглядеть, что она будет обо мне думать…
Я попросила ее подождать, спустилась в зал и подошла  к Миле. «Скажи, пожалуйста, зачем все это? Для чего это?». Она посмотрела мне в глаза и громко позвала «Олег!». «Что случилось?». Он не встал, а оставался сидеть на своем коврике, и мне пришлось примоститься рядом. «Я не понимаю, для чего было предыдущее упражнение. Зачем все это?!» - упрямо повторила я. «Что ты сейчас чувствуешь?» - Олег внимательно смотрел мне в лицо. Я растерялась. Что я чувствую? Что я чувствую? Я молчала. Я не могла сказать, что я чувствую. Из глаз потекли слезы. Олег вдруг улыбнулся: «Оооо, и давно с тобой это?». Я тоже улыбнулась, размазывая слезы по щекам тыльной стороной ладони. Полегчало. «Иди на следующее упражнение, и посмотри, что будет с тобой происходить». «Но может, мне не надо идти?». «Почему?» - он по-прежнему внимательно смотрел мне в лицо. «Ну, если я не расслаблялась тут, вместе со всеми», - при слове «расслаблялась», я  презрительно скривила губы, - «если я не начала комплекс, то может, мне и дальше делать не надо».  «Обязательно надо!» - подключилась Мила. «Почему я просила тебя быть в зале? Чтобы быть в одном поле со всеми. Вот ты не делала упражнение, а процесс пошел! Это нормально! Все наши блоки и запреты, вся мораль, весь стыд все остается в теле. Это всего лишь реакция тела. Понимаешь? Всего лишь реакция тела. Ты думаешь, я не плакала, когда проходила через это в первый раз?».
«У тебя уже есть ангел?» - спросил Олег. Я кивнула. Ну, вот и отлично. Иди, наблюдай, что будет дальше с тобой.
И я пошла.

- Как тебя зовут?
- Оля.
- Меня Света. Ну, что, кто первый? - я  не решалась сделать выбор.
Она помедлила и протянула мне шарф: - Давай ты!
И я с облегчением завязала глаза.
Пишу и анализирую свои чувства в тот момент. Почему с облегчением? Почему, когда я завязала глаза, вместо страха у меня появилось чувство безопасности? Потому что, если я ничего не вижу, значит… значит, мне не нужно быть ответственной за процесс! Что бы сейчас не произошло, я ни за что не отвечаю. Я пассивна. Я сама в себе и мне не нужно никак реагировать на другого человека, и при этом  я ЗНАЮ, что этот человек рядом, и он не даст мне упасть. Вот так. Оказывается, боюсь ответственности?
Это были необычные и странные ощущения. Я брела вперед, не разбирая дороги, потому что, собственно и не могла ее разобрать. Мне было все равно куда я иду, я была вся в себе в своих мыслях и переживаниях и  вообще не думала о том, как и куда идти. И знаешь, сейчас припоминаю, что именно этот отрезок пути я шла очень долго. Мой ангел никак не направляла меня,  просто шла рядом и позволяла мне двигаться в том направлении, какое я выберу. Постепенно я привыкла к новым ощущениям и «включилась в процесс», т.е. я начала думать о том, как  правильно идти, куда идти, как реагировать на своего ангела. Все. Я сразу воткнулась в какой-то забор. Оля осторожно взяла меня руками за плечи и чуть подтолкнула в другую строну. Я послушно пошагала в этом направлении, и воткнулась в какие-то елки. Оля вздохнула и развернула меня еще раз, я опять зашагала, и набрела на какую-то сетку. Потом были камни, забор, деревья, я все время на что-то натыкалась, во что-то упиралась, у каждого препятствия мой ангел аккуратно придерживала  меня за плечи, чтобы я не ударилась или не упала, и давала новое направление, но я все время упорно сбивалась с пути. В какой-то момент меня охватило раздражение. Ну, что за бестолковый ангел мне попался?! Ну, почему бы ей просто не взять меня за руку, и не пойти куда-нибудь прямо по дороге? Можно было бы спокойно брести, дышать запахом травы, чувствовать жар солнечных лучей на своих плечах, наслаждаться и ни о чем не думать? Что за испытание она мне тут устроила? Я услышала, как ангел громко и сокрушенно вздохнула еще раз, и мне стало стыдно.
 В сущности, ведь что есть наша жизнь, как не эти 30 минут с заваязанными глазами, где ты все время ищешь свою правильную дорогу, гуда-то упираешься, набиваешь шишки, разворачиваешься и снова идешь, не зная пути? И только ангел твой, сокрушенно вздыхая, пытается хот как-то обозначить дорогу и облегчить твой путь…
Оля поняла это гораздо раньше, чем я и повела себя как настоящий ангел. Я пошла медленнее, прислушиваясь к ее шагам, стараясь на слух, на ощупь определить правильное направление, по ее дыханию, движению, по тому идет она от меня справа или слева, пытаться следовать безопасному  пути. Это было трудно и увлекательно одновременно, и я очень сожалела, когда отведенные мне 30 минут истекли.
Роли поменялись, теперь я была ангелом. Но, теперь правила игры были понятны и известны, и я спокойно позволяла своей подопечной бродить зигзагами по совершенно прямой дороге, сходить на обочину и натыкаться на придорожные препятствия. При этом, мне нужно было быть очень внимательной, чтобы она случайно не споткнулась, не упала, и никаким образом не повредилась. Я была очень заботлива. Меня переполняло чувство любви и благодарности к своей подопечной. Не смотря на то, что ко мне вернулась обязанность отвечать за свои действия и быть заботливой, все это уже не было мне в тягость.  Осознавать это было необычно и странно.
Потом был обед, на котором, по правилам игры так же нужно было молчать. Кроме того, запрещалось есть самому, нужно было, чтобы тебя кормил твой ангел, а тебе надо было накормить его. Этот опыт мы с Олей уже не пережили, потому что постеснялись. Просто сидели рядом и молча ели каждая из своей тарелки.
Надо сказать, что мало кто из испытуемых выполнял правила. Многие, как и мы с Олей ели сами, кое-кто заботливо кормил своего подопечного.  Молчание было неловким и мы все равно изредка переговаривались и шутили по поводу особенно прилежных учеников, которые кормили друг друга, о том, что для чистоты эксперимента им нужно было бы во время кормления завязать глаза. Посмеялись.

После обеда были новые упражнения.

Начали с дыхания. Нужно было опять разбиться на пары и стоя друг напротив друга, смотреть в глаза и активно дышать через рот. При этом можно и нужно было помогать себе руками, согнутыми в локтях, что бы активней работала грудная клетка и легкие. По команде инструктора, нужно было менять партнера. Все.  Просто, правда?  Поразили комментарии Олега к упражнению: «Когда прозвучит команда, меняйте партнера. Не нужно благодарить партнера «Ах, как мне хорошо дышалось с тобой!», не нужно сожалеть: «Мне жаль, что мы дышали так мало…», просто, поменяли и все. И дышите с новым партнером. Все просто.  Во время дыхания вам нужно будет находить общий ритм с партнером, не торопитесь обрушивать на него темп, который например, был у вас с прошлым партнером, начинайте медленно, приспосабливайтесь, но помните, что вы дышите для себя, используя при этом партнера». Вот это «используя партнера»,  меня потрясло.
Тем не менее, опять стало страшно. Никакого партнера я не хотела. Я не хотела никого впускать в свое личное пространство. Я вдруг осознала, что всегда держу дистанцию с людьми. Вот так дышать глаза в глаза я могла бы только с близким человеком. Это было бы легко. С остальными людьми я не могу так долго находиться в зрительном контакте в непривычных и непонятных для себя обстоятельствах. Я запаниковала. Наверное это чувствуется, потому что никто меня не выбрал в пару,  и я со смешанным чувством облегчения и сожаления стала потихонечку пробираться к выходу. И тут напротив меня с улыбкой возникла Мила.
И я стала дышать.
Это были незабываемые впечатления. Упражнение длилось, наверное, так же полчаса, за это время я поменяла 6 или 7 партнеров. Вначале я чувствовала себя очень неловко, старательно дышала и напряженно двигала руками, контакт глаза в глаза сковывал. Но звучала совершенно потрясающая музыка, постепенно дыхание и движения настроились в нужный ритм, и где-то после 3-го партнера я уже танцевала во всю. Занимательно было то, как менялись ощущения, движения, ритм, от смены партнера. Каждый партнер как новый близкий человек, с которым ты проживаешь жизнь. По-разному дышалось с мужчиной и с женщиной. Я с удивлением осознала, что с мужчиной мне легче, я сразу уступала ему первенство, подстраивалась под его ритм, но при этом все равно дышала для себя используя партнера. Это было удивительно. С женщинам было сложнее. Почти со всеми кроме Милы, я вела. Я больше реагировала на их темп, на их настроение, старалась дышать больше для них, мне кажется, что в такой паре я  играла мужскую роль.   Еще было удивительно то, что чем дольше я выполняла это упражнение, тем больше энергии прирастало, я была совершенно мокрая от пота, с улыбкой до ушей встречала нового партнера и подпрыгивала и танцевала и  дышала, дышала, дышала…
По окончании упражнения, мы повалились в шавасану, погасили свет, и Олег стал бить в гонг. Гонг медитация. Я улетела в космос…
После этого упражнения я уже никого и ничего не боялась. Все было простым и естественным.  Было естественно выполнять очередную дыхательную медитацию, положив вытянутые руки на плечи партнеру, а потом, обнявшись, прижавшись головами и закрыв друг другу уши, закрыть глаза и долго-долго гудеть: «Мммммммммммммммммммммммм…». Было естественно просто сидеть рядом, молчать или болтать о чем угодно. Было естественно дарить и принимать любовь на упражнении «Прикосновение».
«Прикосновение» было финальным тантрическим упражнением, конечно, был некий эротический подтекст, но правилами было запрещено касаться определенных участков тела, чтобы, как сказал Олег, не скатится от любви к эротике и дальше к порнографии.
Все получилось  красиво и. повторюсь, естественно. И даже не могу пока как-то классифицировать свои чувства и ощущения от этого упражнения. Наверное, еще буду долго думать над этим.

Не знаю, наверное, тебе скучно и странно читать эти все мои переживания. Ты много ведешь переговоров, без конца ездишь в разные места и встречаешься с новыми людьми. Тебе не нужно ездить на тренинг, чтобы понять, как взаимодействовать с новым человеком, для тебя все естественно и так. Но мне, оказывается это трудно. Причем, я не осознавала, что испытываю такие трудности, пока не прошла через тантру.
Вот такая у меня была встреча с собой. 

«Идеал – в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же.
Твое положение – есть тот материал, из которого ты должен
осуществить этот идеал» Томас Карлейль