Дачные хлопоты-2

Нина Вакулова
После сорока лет я вдруг "заболела" землёй. Моей любимой телепередачей   стал «Сельский час». А ведь раньше, приезжая к маме в отпуск, не спешила помочь ей на огороде, прополоть сорняки или полить грядки.  А здесь прямо напасть какая то,как увижу огород, руки так и зачешутся, так хочется в земле покопаться, огурчиков посадить или цветочки. Стала с мужем совет держать, а он, ни в какую, не хочу на твоём  дачном участке горбатиться, меня  мол, и так дома почти не бывает.

Сколько пришлось его уговаривать, а тут и перестройка нагрянула, флот наш весь встал и муж, капитан научно-исследовательских судов, оказался,  как говорится  у разбитого корыта. На работу никуда не берут,  говорят  старый, и это в сорок – то лет. С грехом пополам устроился  временно, на колбасный завод  коптильщиком.  Вот как – то пригласили нас  друзья на пикник. Участок они получили от завода. Приехали, посмотрели и муж,  наконец – то согласился.  Недолго думая, пошли к секретарю садоводства, поговорили и нам достался  угловой надел в десять соток.

Стояли мы, на своей теперь уж земле, в полной растерянности, не зная за что браться, с какого края начать, огромный завал, неба не видать, как гора возвышается и коряги. Но как говорится, глаза боятся, руки делают. Стали мы его разбирать  и столько дров с него заготовили, на пятнадцать лет потом  хватило. Зимой приезжали изредка, жили в основном с мая по сентябрь, потому дрова так  долго и продержались. Земли на участках тоже не было, на пол штыка лопаты, остальное красная глина и здесь нам помог завал. Столько там земли  оказалось, распределили её в той зоне, где огород планировали, сделали грядки и овощи посадили.

Соседи вокруг примерно все одного с нами возраста, все новосёлы. Все в одинаковых условиях проживаем. У  кого палатки на участке стоят, у кого по типу шалаша  рубероидом обитого, у кого из картона и полиэтилена. Но это было всё так не важно! Мы были полны сил, задора, прекрасного настроения. Нас всех ровняло одно, ни у кого не было денег, были руки, головы и смекалка. Днём все трудились на своих сотках, а вечерами собирались с соседями, то у одного, то у другого  костра, варили в казане какую- то еду, или жарили картошку на сале, болтали, рассказывали всякие небылицы,  анекдоты, пели песни под гитару  и мечтали, кто какой дом построит, сад посадит, цветы. Но до этого было ещё далеко.

Участки наши почти у леса расположены, как – то дальний сосед попросил помочь, нас не было дома около двух часов. Приходим и  ужас, все наши вещи, запасы еды разбросаны по земле, подушки вспороты, крупа рассыпана. А банки со сгущёнкой с одного бока как – то странно смяты и проколоты чем – то острым и молока там конечно не было, не было и колбасы. Вдруг  от соседей послышались крики, мы туда и, что же видим, такую же картину, только вор был на месте. Он у них тоже полакомился колбасой и сгущёнкой и лёг спать в их развороченном шалаше. К нам в гости мишка косолапый понаведался. Сосед, бывший полярник, с медведями встречался, стал греметь кастрюлями, Миша нехотя поднялся и лениво потрусил к лесу. К нам больше не приходил, а у других слышали, бывал.

У нас как оказалось,  здешние леса, охотничьими заповедниками считались. Зверья к нам в садоводство приходило всякого, да и сейчас приходят. Особенно лоси, раненько утром выглянешь в окошко, а он стоит у компостного ящика и хрумкает очистки картофельные или, что найдёт. Однажды снег рано лёг в октябре, я одна с собачкой на даче, смотрю у обочины то ли свинья, то ли нет, потом поняла, кабаниха в гости пожаловала со своими кабанятами, а они такие толстенькие и полосатые, хрюкают и у обочины роются носами, видать жёлуди разнюхали под дубом. Не стала их беспокоить, потом сами ушли. А уж лисы, зайцы, ежи, это наши лучшие соседи.
 Особенно лисы, бегают по ночам по садоводству и тявкают как собачки. Часто заползают змеи, не один человек и ребёнок были покусаны. Как засушливое лето, так они и ползут в садоводство. В прошлое лето в реке купаться не могли, их там просто кишело. Засидишься в гостях, идёшь по ночному садоводству, а это вдоль леса, филин где – то ухает и страшно хохочет, мороз по коже пробирает, сова пролетит или летучая мышь промелькнёт у самого лица, перепугает до смерти. Или выпь кричит так протяжно, тоску только нагоняет.
 
Птиц у нас всяких, и аисты живут, ещё лет десять назад их не было, а вот появились. Им гнёзда у леса на деревьях соорудили со старых покрышек, они с благодарностью их приняли. Теперь радуют нас, выводят своих птенцов, забавно за ними наблюдать. Вечером в июне, когда цветёт черёмуха, сирень,  воздух просто насыщен ароматами лета, мы любим, выйти в сад, когда солнце уж скрылось за горизонт, в воздухе разлилась вечерняя прохлада  посидеть на скамейке и послушать. Тишина такая, аж дух захватывает и вот в этой тишине вдруг из лесу раздаётся» фьють, фьють, тррр, чёк, чёк, чёк. У соседа сад сплошные заросли и от туда-тррр,фьють, чёк, чёк и пошло, начинается соловьиный концерт, уж они друг перед другом такое вытворяют, сидишь, дышать боишься, наслаждаешься этими трелями.

А тут  такой случай произошёл. У нас  с западной стороны дома, стоит десятиметровой высоты металлическая дюймовая труба, она когда – то служила нам антенной, потом тарелки появились, а она так и стоит, служит громоотводом и антенна на ней так и осталась. Однажды внук спрашивает, что это у нас на крыше вечерами металлический скрежет слышен и потом сверху что – то падает прямо в пруд. А  однажды смотрю, ворона летит и что – то очень тяжёлое тащит, не справилась со своей ношей и над прудом выронила, брызги в разные стороны.  Ворона уселась тут же на берегу на ветку клёна и, наклонив головку, стала рассматривать, куда это упало. Это они разобрали всю антенну до последнего винтика и растащили .Забавные птицы. Особенно сороки. Соберутся у компоста и ссорятся, как говорят, как бабы на базаре.

Так мы потихоньку разрабатывали наши участки, потом строились, у кого какие средства были, на то и строили. Раньше ведь ничего нельзя было купить. Никаких строительных материалов не было и в помине. Каждую досочку, где увидишь, тут же прихватишь. Это теперь всего, стройся, не хочу. Вот сидим мы с мужем в городской квартире и думаем с чего начать, где материал взять. Видим,  машина во двор заехала, а на ней  ДСП и ещё он  с обеих сторон пластиком покрыт беленьким, голубеньким и бежевым и выгружают всё это добро в подвал.
 Муж туда пошёл, а ему говорят, забирайте, мы сами не знаем, куда это всё девать, подвал приказано  освободить. Заплатили мы совсем немного, нагрузили полную шаланду , здесь были и рамы и стойки металлические. Из всего этого материала раньше ларьки собирали, а в перестройку всё ненужным оказалось, и нам повезло.

Из этого мы построили времянку, засыпали её всю, и полы и между стен и потолки керамзитом, и наш временный домик всегда был сухим и тёплым, и там никогда не водились мыши. Он и сейчас нам служит как гостевой,  а со временем и дом построили.  Это уж другая история.