Cпрут в томатном соусе. Глава 9

Виталис Мерта
Руки рвут упаковку, разбивают смерзшиеся брикеты. Бросают, бросают, бросают. Голова полна стремительно мелькающих мыслей. И тяжелых тягучих дум. Мысли и думы - мои друзья. И враги - тоже. Ломовая работа хороша тем, что процесс не мешает думать и мечтать. Руки делают свое дело сами по себе. Они сейчас принадлежат эксплуататору - колхозу. Головушка моя - она и на работе - моя. И мысли - думы - только мои.
Вновь заброшенные брикеты сгрудились в дефростере на поверхности. Я пододвигаю к огромной кастрюле специально сколоченную подставку. С нее я могу достать гораздо больше пластин из кильки. Я топлю их, заталкивая между секциями - прутьями огромной ленты.Зависая на краю кастрюли,двигаю одновременно ногой подставку по скользкому полу вдоль дефростера. Утопив брикеты,закрываю пар на разморозку. Каспийская килька куда более стойка к нагреву, чем балтийская. Последняя при небольшом перегреве начинает терять шкурку, а значит - утрачивает товарный шпротный вид. Впрочем, для консервов в томате товарный вид не имеет никакого значения. В памяти всплыл ответ одного из колхозных вождей на заданный ему в ходе собрания на рыбозаводе вопрос. Вождя спросили, почему основной продукцией колхоза являются консервы в томатном соусе. Заместитель председателя, загадочно улыбнувшись, понизил голос и поделился "страшной тайной": томатным соусом можно залить рыбу любого качества. Консервы в томатном соусе - самая выгодная для колхоза продукция.

На дефростерах нет измерителей температуры воды в кастрюлях. На корпусах остались лишь ржавые гнезда, напоминающие о былом наличии градусников. Паровые клапаны настолько запущены, что пар на дефростеры перекрыть невозможно. Можно только ограничить его поступление до тоненькой струйки. Естественно, поэтому вода в нижней части дефростера всегда теплее, чем наверху, куда льется из мощного крана вода холодная.
Запомним эту особенность размораживающих кастрюль. В показательном колхозе даже эту особенность старых изношенных дефростеров можно использовать для расправы с неугодными чернорабочими: теми, кто не умеет молчать.

Но сейчас - ночная смена. Бдительное начальство мирно спит. Вкусить полной мерой мерзость начальственной подлости мне доведется еще не скоро. Впереди - сырая промозглая зима и мысли об иных людях, делах, берегах.
Сегодня я просто продолжу знакомить читателя с тонкостями процесса разморозки рыбного сырья. Тем, кто процессом не интересуется, можно пропустить этот кусочек повести. Но отмечу: для понимания сути повести полезно вникнуть в данный технологический процесс. Возможно, пригодится. Как пригодилось мне, когда довелось уйти в море на  рыболовецком траулере помощником капитана...

Я уже рассказал, что в дефростер сверху поступает холодная вода. Ее струйка регулируется на глазок. С противоположной стороны размораживающего устройства, там, где забрасывают мороженые брикеты рыбы, температура воды еще ниже - мороженые брикеты делают свое дело. Обычно рабочие, размораживающие рыбу, греют воду несколько больше, чем предусмотрено никем из работяг не читанной инструкцией. Решающую роль играет опыт и наставления мастера новичкам. Я, конечно же, в силу своей любознательности, раздобыл учебник "Технология рыбных продуктов". Эдакую экзотику для коллег по цеху. Там мы вычитали, что дефростер такого типа ( устаревший еще в 1970-е годы), при положенной ему температуре разморозки каспийской кильки + 18- + 24 градуса по Цельсию, выдает до 300 килограммов размороженной рыбы в час. Два дефростера - соответственно - 600 килограммов.
Но на двух дефростерах работают два человека. И поэтому часть времени у них уходит на заброску брикетов в дефростеры. Консервный цех, вместо положенной прожарки кильки, просто пропускает ее через жарильную машину. Ибо, в автоклаве консервы стерилизуются 45 минут. Это время выдерживается строго. Иначе, консервы просто вздуются. В результате, консервный цех за смену перерабатывает не менее семи тонн кильки. От небольшого перегрева каспийская килька ничуть не страдает. А местное начальство, зная, что нужные семь тонн можно получить только через перегрев рыбы, смотрит на нарушение технологии сквозь пальцы.
Итак, запомним: фактически - семь тонн. По технологии - ( при условии непрерывной разморозки и работы двух дефростеров, плюс не двух, а четырех рабочих)- 300+300 = 600 килограммов в час, за восемь часов - 4800 килограммов. Около пяти тонн. Не семь !

Никогда не интересовалось тонкостями килечной разморозки и начальство из показательного центра. Здесь, вероятно, решающую роль играет материальный фактор: КИЛЬКА В ТОМАТЕ - ОСНОВНАЯ ПРОДУКЦИЯ КОЛХОЗА-СПРУТА. Премии, получаемые руководителями хозяйства за каждый процент перевыполнения плана сохраняют у колхозных вождей интерес лишь к количественным показателям.
План же перевыполняется стабильно как нарушениями технологии, так и многочисленными "черными субботами". Я уже упоминал про "колхозный КЗОТ". И про "никого не держим, кому не нравится, могут уволиться". Этот аргумент не действует в столице. А здесь, в глуши он имеет вес.