КинОкрошка. Исторические хиты детства. Запад

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО

Исторические хиты детства. Запад

("Триста спартанцев", "Потоп", "Три мушкетера", "Железная маска"...)

Эти фильмы можно смело отнести к разряду «дворового кино»: сперва мальчишки смотрели их всем двором, а потом играли «по мотивам»…


«Триста спартанцев»,  США (1961)

Режиссер Рудольф Матэ, сценарист Джордж Ст. Джордж, оператор Джеффри Ансворт, композитор Манос Хаджидакис.
 
В ролях: Дайан Бейкер, Ричард Иган, Джон Кроуфорд (I), Дэвид Фаррар, Бэрри Коу, Иван Тризо, Сандро Джилио, Ральф Ричардсон, Доналд Хьюстон, Кирон Мур, Роберт Браун, Лоуренс Нэйсмит, Димос Старениос, Энн Уэйкфилд, Никос Папаконстантину, Чарлз Фосетт и др.

Премьера: август 1962 (Нью-Йорк), 21 сентября 1970 (Москва)

До этого «про рыцарей» был штучный «Александр Невский», что сильно поспособствовал моему увлечению историей еще во 2-м классе.

…Через два-три часа после первого набега на 10-копеечный утренний сеанс весь наш двор поголовно вооружился струганными из деревяшек спартанскими мечами. И пошла потеха! Спартанцы и «бессмертные», Леонид, Ксеркс, Фемистокл…

Переходя в 4-й класс, затер до дыр высококлассный учебник по истории древнего мира (кажется, Коровкина) – тот, что украшали прекрасные иллюстрации, отчего-то выброшенные из примитивно пострашневших учебников, выпускавшихся после 1974 года.

Вот такое американское кино мне по вкусу! Дорогого стоящий урок патриотизма и популяризации человеческих норм и, прежде всего, героического, а не патологического…
 
Мужественный лик Ричарда Игана (великий царь Спарты Леонид) и грозная красота Дэвида Фаррара (великий персидский владыка Ксеркс) – это уже навсегда. И - мгновенное узнавание после 35-летнего антракта…

Но! Веское замечание-пожелание: смотрите копию с советским дубляжем, где Леонид лаконизирует голосом Вл. Дружникова. Иначе ведь все испортит невежественный современный гнусавчик, которому ничего не стоит окликнуть спартанского царя «сЕром».

Совсем недавно в кой раз насладился этим неувядаемым шедевром, а следом, по недомыслию, включил новейшую кино-версию и 2-серийную документалку на ту же тему.

И если в док. повествовании есть кое-что из области того же вооружения (при том, что цифра в 300-400 тысяч персидских воинов – типичная «не научная фантастика»), то современный (2006 года) как бы художественный и не как бы монструозно-виртуальный ужастик «за Леонида» осилить не пересилил… Гадость шокирующая… Это какое же счастье, что наши детские души 40 лет назад не изнасиловали кошмарной бредятиной-2000 с тем же (о, кощунство!) сакральным названием «Триста спартанцев»…

Весьма увлеченный записью старого классического западного кино, скажу одно: это блеск! Но опять же - старое…

И снова волнующий бессмертный бравур-марш идущей на смерть гвардии царя Леонида, что лично оглавил острие строевого клина, разрезающего толпы азиатов… И мороз сквозь гусиную кожу высекает… нет не мурашки, не пот, а то, что (не постесняюсь высокого слога) было и осталось Идеалами Детства…

И с грустью отдаешь себе отчет: кто не воспитывался на таком Кино, просто не сможет понять и даже, очевидно, усмехнется… ну, совсем как скользкий прагматик Эфиальт, что так «выгодно продал» секретную тропу царю персов. Однако спартанцам не было стыдно. А нам не стыдно за то, что по-прежнему старомодно и ностальгически обожаем «300 спартанцев» - ТЕХ, из 1962 года, что так бережно и даровито воскресили подвиг ТЕХ, из 480 года до н.э.

«Кино-театр.Ру», Отзыв № 1. Владимир Плотников. 9.08.2010 23:03


№ 4. Скандербег (Ночной)    25.02.2012 - 02:35

Здравствуйте! Расхождения с историческими фактами
В фильме рассказывается, что в битве участвовал только отряд телохранителей Леонида — 300 человек, плюс 700 феспийцев. В реальности войско, противостоявшее персам насчитывало около 7000 человек, из которых порядка 4000 было потеряно.
Изгнанный спартанский царь Демарат на пиру рассказывает Ксерксу про спартанцев и среди прочего на вопрос персидского царя о правителях Спарты отвечает: «Того, Кто украл Мой трон, в расчёт НЕ принимай, правит страной НЕ Он, Он лишь узурпатор». При этом Он имеет в виду соправителя Леонида, царя Левтехида (из рода Еврипонтидов). В то же время из истории известно, что Демарат был изгнан НЕ Левтехидом (принадлежавшим к тому же роду, что и Он Сам), а Своим соправителем из рода Агидов, Клеоменом Безумным, старшим братом и предшественником Леонида на царском троне.
Перед первой атакой Ксеркс объясняет Гидарну и Мардонию Свой хитрый план, говоря, что велел поставить тяжёлую кавалерию позади пехоты и внезапно ввести её в атаку. Однако, в те времена у персов НЕ могло быть тяжёлой кавалерии — впервые тяжёлая панцирная кавалерия — катафракты — среди иранских народов появилась у саков и парфян, тремя столетиями позже. Во времена Ахеменидов конница в их армии была представлена исключительно конными лучниками.
Когда Ксерксу приносят тело Его брата, Он сокрушенно произносит: «Кир, Мой брат, как это произошло?» У реального Ксеркса НЕ было брата по имени Кир, Его младшего брата звали Масиста, о Его участии в походе на Грецию сведений нет. Позже Он поднял бунт против царя и был убит вместе со всей семьей.
Несколько раз в фильме можно услышать, как Ксеркса называют «царь царей». Хотя этот титул (шахиншах) и происходит из эпохи Ахеменидов, но официальным титулом иранских правителей стал лишь во времена Сасанидов, первым шахиншахом стал именоваться Арташир Папакан.
Основное оружие спартанских гоплитов (ксистон) — трёхметровое копьё, которое весьма затруднительно использовать в качестве метательного оружия даже натренированному Человеку, в то же время при нападении на персидский лагерь спартанские воины успешно бросают свои копья в противостоящих персов. Видимо, здесь идёт отсылка к более раннему периоду существования гоплитов, когда они имели на вооружении и второе копьё, которое как раз использовалось для метания. Кроме того, в фильме копья у спартанских гоплитов слишком короткие — примерно в рост человека.
Из источников (Геродот) известно, что спартанские воины носили бороды и длинные волосы, которые они, согласно преданию, расчёсывали перед боем у Фермопил. Между тем, в картине Рудольфа Мате и Леонид (Ричард Эган), и остальные спартанцы, за небольшим исключением, гладко выбриты и имеют короткие причёски.


№ 8. Владимир Плотников (Самара)    2.11.2013 - 02:13

Это так - в порядке улыбки на отповедь сурового историка.
Я отлично знаю (тогда, в 10 лет, не знал) об исторических несоответствиях (хотя в 11-ть уже прочитал про 7 тысяч греков при Фермопилах) и, слава Богу, ведь это художественное произведение. А сила такого произведения - в воспитательном эффекте для целого Поколения.
Допустим, "Чапаев", "Петр первый" и "Александр Невский" сыграли великую для нас и сокрушительную для фрицев роль, воспитав прекрасных Защитников СССР! С точки зрения же правды исторических фактов, они - увы и ах...
Но как же здорово, однако, что "жуткая совцензура" не "послушалась" великого академика истории М.Н. Тихомирова, который, буквально, изничтожил сценарий "Александра Невского" на предмет классово чуждых и даже идеологически опасных "несовпадений".
В итоге, по факту мы знаем иное: фильм с историческими "ошибками" безошибочно бил в Историческую цель - формировал будущих Бойцов и, следственно, приближал будущую ПОБЕДУ!
Так что искусство - художникам (честным), наука - ученым (терпимым). Хотя лучше, если между ними Союз и Согласие.
Что ни говори, а в духоподъемных "300 спартанцах" досадных ошибок куда меньше (сегодня бы с "исторической строгостью" воспели половые предпочтения античных мужей, уничтожая, тем самым, их мужественность в вечности), чем в современных бездарных и бездуховных опусах "а ля" история, причем история очень близкая...


«Потоп», Польша, 4 серии (Оригинальное название: Potop,| Deluge, The, 1974)

Режиссер Ежи Гоффман, сценаристы Ежи Гоффман, Войцех Жукровский, оператор Ежи Вуйцик, композитор Казимеж Сероцкий, художник Войцех Крыштофяк.

В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Малгожата Браунек, Казимеж Вихняж, Аркадиуш Базак, Тадеуш Ломницкий, Бруно Оя, Леонард Анджеевский, Влодзимеж Беднарский, Ежи Беленя, Богуш Билевский, Мечислав Войт, Веслав Голас, Виргилиуш Грынь, Марек Довмунт, Славомир Земло, Юлиуш Калиновский, Казимеж Качор, Кшиштоф Ковалевский, Анджей Козак, Анджей Красицкий, Хуго Кшиский, Иоланта Лёте, Веслава Мазуркевич, Станислав Михальский, Леон Немчик, Тадеуш Ордейг, Ришард Осталовский, Пётр Павловский, Адам Пежик, Францишек Печка, Болеслав Плотницкий, Ежи Пшибыльский, Анна Сенюк, Лех Сколимовский, Лешек Телешиньский, Ежи Федорович, Рышард Филипский, Владислав Ханьча, Эва Шикульска, Стефан Шмидт, Тадеуш Шмидт, Леслав Яницкий, Станислав Ясюкевич и др.

Премьера: 2 сентября 1974 (Польша), 14 мая 1975 (США)

Награды: номинация на Оскар' 75.
Главный приз и приз за лучшую мужскую роль (Д.Ольбрыхский) на кинофестивале в Гданьске в 1974.
Приз за лучшую мужскую роль (Т.Ломницки) на МКФ в Москве.

Самый лучший и эффектный (речь не о дорогой, но пустенькой бутафории) военно-исторический боевик и романтико-эпическая драма, одновременно. Такое гармоничное сочетание в историческом жанре - редкость. По мастерству подгонки всех составляющих, пожалуй, затмевает (для меня) остальные части кино-трилогии по Генрику Сенкевичу ("Пан Володиевский", "Огнем и мечом") и даже не менее любимые в детстве "300 спартанцев".
 
Фантастическое обаяние и натуральный портрет витязя от Даниэля Ольбрыхского. Феноменально импозантен и забавен пан Заглоба (своеобразный симбиоз нашего Щукаря с аббатом Горанфло и польским, но менее драматическим аналогом... Тараса Бульбы).

Неплохо преподнесен истый лик прославленной шляхты - кровожадные и плотоядные бузотеры и головорезы, Из куражистой бурды их непотребных загулов с трудом вынырнул преображенный ранами и тяжами Кмитиц.

Отличный дубляж: Михаил Ульянов, Василий Лановой, Армен Джигарханян, Юрий Яковлев и др.

Этот фильм в 1976 году для сов. детворы был покруче любого современного карнавала (при том, что отнюдь не продукт студии Горького).

Поляки всегда умели снимать зрелищное, остроумное и необычное кино! "Потоп" - одна из самых больших его удач.

«Кино-Театр.Ру», 13.06.2010 21:22




«Три мушкетера. Подвески королевы», Франция, Италия (оригинальное название: Trois mousquetaires: Les ferrets de la reine, Les, 1961)

Режиссер Бернар Бордери, сценаристы Жан Бернар-Люк, Бернар Бордери, оператор Арман Тирар, композитор Поль Мизраки.

В ролях:  Жерар Барре, Милен Демонжо, Перетт Прадье, Жорж Декриер, Бернар Воринже, Жак Тожа, Франсуаза Кристоф, Ги Трежан, Даниэль Сорано, Ги Делорм, Жан Карме, Робер Берри, Анри Нассье, Анна Тоньетти, Саша Питоефф, Жак Сейле, Андре Вебер, Анри Коган, Малка Рибовска, Жерар Даррьё, Эспанита Кортес, Клод Сале и др.

Обобщать и подверстывать личное под групповое не будем. Скажем сугубо ОТ (И ЗА) СЕБЯ…

Всегда утверждал, что это лучшая экранизация лучшей историко-авантюрной книги всех времен. Посему не считаю обязательным отпускать извинительные экивоки по поводу наших «мэтров и примадонн», отметившихся в водевильной отсебятине (1979 г. и неоднократных стареющих клонах)… Дескать, оно, конечно, спору нет, Терехова лучшая миледи, но не прогневайтесь: вот тоже и Милен Демонжо не совсем дурна...
 
К чему, скажите, все эти учтивые эвфемизмы, смахивающие на вынужденные реверансы перед нашенскими «звездами», чью 777-ю «фанеру» на корпоративной халтурке равняют с большой премьерой театра «Ла Скала»?

А мы без лишних эвфемизмов: Демонжо лучше и миледистей! Равно как Бернар Воринже портосистей. Не говоря про лучшего Д’Артаньяна по имени Жерар Барре.

А того, предельно точно высеченного ги Делормом, Рошфора я запомнил с первого сеанса. И даже одаренный наш Б. Клюев ни на дюйм его не заслонил. Как не затмить превосходному А. Трофимову зловещего, но величественного и гениального кардинала Ришелье, изваянного Даниэлем Сорано.
 
Что до слуг господ мушкетеров, так их у нас просто нету, а это – уже не отдельная песня, а незаменимый квартет.

Вот песни («Мерси боку» и «Графский пруд») – это да, но опять же как в том анекдоте про котлеты и мух…

Подкопив, я просмотрел многие версии: немую 1922 года (С Максом Линдером), 1953 – с Бурвилем, 1973 года, пару «Узников в железной маске» (один с Р. Чемберленом, другой с Ди Каприо), ржачные «4 мушкетера» и «Четверо против кардинала», нелепейшего «5-го мушкетера» с то ли Портосом, то ли Дедом Морозом… Про современные «римейки» вообще умолчу…
 
Короче, та, почти 50-летней давности, французская постановка – Выше и  Ближе к источнику (и даже подрядившийся в палачи Атос «каши не портит»). И это мнение подавляющего большинства мальчишек не одного поколения, что в плане резюме особо ценно, учитывая тот непреложный факт, что  «Три мушкетера» - вперед всего классика подростково-юношеской литературы.

Браво и виват создателям!

«Кино-Театр.Ру», 10.08.2010 00:31



«Три мушкетера. Месть миледи»,  Италия, Франция (оригинальное название: Trois mousquetaires: La vengeance de Milady, Les, 1961)

Авторы и исполнители – те же.

В советском прокате «3 мушкетера» гоняли в черно-белом и нераздельном виде. Так что к этой части относится уже сказанное в отзыве на «Подвески королевы».
Так что, ежели что и добавим, то сугубо личное и давнее…

…В мушкетеров мы рубились упоительно долго, так что чудом удалось сберечь зрение от шальных уколов «шпаг», которые конвейерно штамповались из разом поредевших штакетников. И никто не в силах был унять сие стихийное бедствие, покуда в кинотеатрах не крутанули новых спасителей в виде не то «300 спартанцев» (где мечи короткие, и на всю дворовую партию хватало одного дрына), не то «Корону Российской империи», в которой оружие претерпело революционно-эргономические метаморфозы и легко добывалось через сеть магазинов «Игрушка».

И вот что характерно: долгое время фильм оставался любимее книги! Во всяком случае (и это случай довольно редкий), когда в 3-м классе попытался осилить сам роман, - не покатило!

Зато уж с класса 8-го А. Дюма-старший самовластно воцарился на троне романтических предпочтений, нехотя деля его с половинчатыми попутчиками типа Ж. Верна, Р. Стивенсона, К. Дойля…

Сегодня, разумеется, отлично понимаешь, сколь много в этом кино мальчишески-наивного. Ну, скажем, восторженное желание Д’Артаньяна пасть от руки…
благородного мушкетера. Теперь-то хорошо известно, что «возвышенных» мушкетеров (как и прочих дворян) отличали грубость, косность, невежество и не столько благородство, сколько «этикетность манер», допускающих заносчивость, нетерпимость и презрение по отношению ко всей этой трудящейся «черни»…

Тем не менее, именно слегка подлакированные и, по большому счету, идеализированные мушкетеры-1961, выведенные Ж. Барре и Со, не хуже гайдаровских героев, прививали советским «пацанам» массу хорошего, полезного, доброго, отталкиваясь от их девиза «Один за всех, а все за одного».
 
Чего греха таить, такие фильмы-погодки, как французские «Три мушкетера» и американские  «300 спартанцев» не разобщали, не развращали, не опошляли, а, совсем наоборот, учили единению, дружбе, долгу…

В этом сила их культурного, эстетического и нравственного воздействия, которое не забывается и не вымарывается. Ввиду чего и остаешься благодарным их создателям 10, 20 и даже 50 лет спустя…

«Кино-Театр. Ру», 10.08.2010 00:33



«Железная маска», Италия, Франция, 2 серии (оригинальное название: Masque de fer, Le, 1962)

Режиссер Анри Декуэн, сценаристы Сесиль Сен-Лоран, Жеральд Девриё, Лоран Девриё, оператор Пьер Пети, композитор Жорж Ван Пари, художник Поль-Луи Бутье.

В ролях: Жан Маре, Сильва Кошина, Жан-Франсуа Порон, Жизель Паскаль, Филип Лемер, Ноэль Роквер, Клодин Оже, Жермен Монтеро, Энрико Мария Салерно, Жан Рошфор и др.

Премьера в Москве - 7 сентября 1964 г.

Довольно вольная фантазия на тему "10 лет спустя" в свое время (начало 1970-х) цапанула меня железно, едва ль не крепче "3 мушкетеров" с Баррэ. И Марэ надолго оккупировал мальчишеский мозг, став идеалом романтического героя.

С той поры не устаю восхищаться еще одним мэтром костюмно-приключенческого боевика - Жаком Рошфором (фамилия-то как на заказ - под Дюма).

Незабываемая музыка, прозрачно-вкусный пленэр, пленительные сцены морских ванн и абордажей. И все это на фоне чарующего замкового интерьера. Легчайший (не столько французский, сколько конкретно д’артаньянский - то бишь адаптированный неподражаемым советским дубляжом) юмор.
 
Соколом летающий на канатах и всём, что висит и топорщится, коренастый Жан Марэ, аппетитно хрумкающий королевскую снедь долговязый Жак Рошфор. Обаятельные милочки-француженки на ведущих дамских партиях, начиная с Клодин Ожье (именно так врубилась эта озвученная с экрана фамилия в память ребенка).
 
Эти лихие и дивные элементы сообщают картине неуловимую, но штучно-незабвенную прелесть – тот самый французский изысканный шарм вкуса, изящества, интриги, без незаёмного сочетания коих экранизировать Дюма не удалось никому. Ни англам, ни итальянцам, ни янки, ни советско-россиянским, за исключением старинного спектакля «20 лет спустя» (1971) с А. Джигарханяном, И. Старыгиным, Р. Филипповым, О. Стриженовым. Да и тот не мешало бы переварить «по свежему».

«Кино-Театр. Ру», 26.09.2010 17:35



«Капитан», Италия, Франция (Le Capitan, 1960)

Режиссер Андре Юнебелль, сценаристы Пьер Фуко, Жан Ален, Андре Юнебелль, оператор Марсель Гриньон, композитор Жан Марион.
 
В ролях: Жан Маре, Бурвиль, Эльза Мартинелли, Пьеррет Брюно, Анни Андерсон, Кристиан Фуркад, Лиз Деламар, Арнольдо Фоа, Жаклин Порель, Ги Делорм, Рафаэль Паторни, Робер Порте, Жан Бергер, Жан-Поль Коклен, Пьер Пьераль, Бернар Деран и др.

Премьера: 5 октября 1960 (Париж), 1970 (СССР)

В период продолжительного фавора явлению природы, более известному, как  "Жан Маре", серия лихих "мушкетерских историй" шла у нас, мальчишек-1970, на ура.
 
"Капитан" - одна из бесспорных удач жанра, и добавочного шику привнес великий комик Бурвиль. Правда, сегодня я не без усилий возьмусь отличить "Капитана" от "Горбуна". Врезалось, что первый о "кончине Кончино Кончини", временщика при малолетнем Луи 13-м, а второй имеет слабое, сугубо "прозвищное" отношение к знаменитой авантюрной эпопее 19 века про Маленького Горбуна. Плюс незабываемая сцена "альпинизма" по замковой стене посредством кинжалов - это что-то (насчет реализма не буду, но эффект в симбиозе с напряженно-героическим мотивом - налицо)...

Классный фильм для подростков.

«Кино-Театр.Ру», 24.08.2010 16:45



«Горбун», другое название: «Шпага Орлеана», Франция, Италия  (оригинальное название: Bossu, Le | Spada degli Orl;ans, La, 1959)

Режиссер Андре Юнебелль, сценаристы Пьер Фуко, Жан Ален, Андре Юнебелль, оператор Марсель Гриньон, композитор Жан Марион.

В ролях: Жан Маре, Сабина Зессельман, Бурвиль, Франсуа Шометт, Юбер Ноэль, Поль Камбо, Жан Ле Пулен, Полетт Дюбо, Эдмон Бошан, Александр Риньо, Жорж Дукен, Клод Карлье, Анни Андерсон, Рауль Билльери, Ги Делорм, Пакеретт, Эдмон Тамиз, Жан Ружери, Барбара Круз, Ален Нобис, Кристиан Брокар, Розита Фернандес, Рене Руссель, Жан-Мишель Рузьер, Франсуаз Делдик, Моника Жюст и др.

Премьера: 13 декабря 1959 (Рим), 1979 (СССР)

Прославленная экранизация из серии "Плащ и шпага" (а также кинжал и прочие вариации). Неизменный Лагардер с неизменным лицом Маре (я не так пристален к киноверсиям романов Феваля и Со, поэтому говорю про то, что оставило давнее, детское, и, следовательно, сильное впечатление).
 
Рядом неунывающий Бурвиль. Это, в основном, и отпечаталось, да так и прошествовало сквозь десятилетия во флере смутной памяти о французском юморе, лихих поединках, смелых трюках, книжном, но убедительном благородстве. А что еще нужно 12-13-летнему подростку 1970-х (и только ли их)? Уж точно не "Калигула" с "Парфюмером". Хотя и то, и другое об одной и той же многоликой и таинственной даме - Истории.

«Кино-Театр.Ру», 24.08.2010 16:57

 
«Горбун из Нотр-Дама», другое название: «Горбун Собора Парижской Богоматери», США (Hunchback of Notre Dame, The, 1959)

Режиссер Уильям Дитерле, сценарист Соня Левьен, оператор Джозеф Х. Огаст, композитор Альфред Ньюмэн.

В ролях: Чарлз Лаутон, Седрик Хардвик, Томас Митчелл, Морин О'Хара, Эдмон О'Брайэн, Алан Маршал, Уолтер Хэмпден, Гарри Дэвенпорт, Кэтрин Александер, Джордж Зукко, Фриц Лейбер, Этьен Жирардо, Хелен Уитни, Минна Гомбелл, Артур Хол, Курт Бойс, Джордж Тобиаш, Род Ла Рок, Спенсер Чартерс и др.

Премьера: 31 декабря 1939

Надо же, 70 лет минуло с гаком, а лучшего Квазимодо, чем от  Чарльза Лоутона, не изобрели. Вот уж монстр так монстр, только нисколечко не страшный, а - трогательно забавный и беспредельно несчастный.

Конечно, данная экранизация в вольную потешилась над стараниями Виктора Гюго. Чего стоит оптимистическая концовка, когда влюбленный поэт триумфально уносит спасенную Эсмеральду (очевидно, прямиком под венец)?! Это, если не издевательство, то едкая насмешка: как известно, ни один из ведущих героев книги не был пощажен жестоким романистом. Однако следует помнить: в 1930-е, пору романтического кино, даже на «загнивающем Западе» тенденциозным был (и еще долгие, по счастью, годы оставался)… Оптимизм.

Что до монументальности и эпики? Ну, эти точно задались! За что спасибо не… статичной и преизобильно костюмированной массовке, а также могучему архитектурному фону.
 
Очень и очень хороши брутальный Седвик Хардвик (фанатик Фроло) и обольстительная Морин О’Хара (Эсмеральда).
 
Правда, хитрющий и коварнейший лис Людовик XI в своей легендарной «чулочной менингитке» больше смахивает на добродушного кума из таверны, чем на монарха, бестрепетно уничтожившего всех своих грозных политконкурентов. Вдобавок, Гарри Дэвенпорт по годам явно обгоняет короля-собирателя Франции. Исторический Луи Одиннадцатый не дожил до столь преклонных лет.
 
И все-таки… едва ли не самое симпатичное экранное прочтение бессмертной супер-трагедии Гюго.

«Кино-Театр.Ру», 13.09.2010 15:14



«Собор Парижской богоматери», Италия, Франция (Оригинальное название: Notre-Dame de Paris, 1956)

Режиссер Жан Деланнуа, сценаристы Жан Оранш, Жак Превер, Бен Хехт, оператор Мишель Кельбер, композитор Жорж Орик, художник Рене Рену.

В ролях: Энтони Куинн, Джина Лоллобриджида, Жан Дане, Ален Кюни, Робер Ирш, Даниэль Дюмон, Жан Тиссье, Филипп Клэй, Морис Сарфати, Валентина Тессье, Жак Иллен, Жак Дюфило, Роже Блен, Марианн Освальд, Пьер Пьераль, Камилл Герини, Робер Ломбар, Альбер Реми, Юбер де Лапаран, Жорж Дукен, Поль Бонифа, Мадлен Барбюле, Даниэль Эмильфорк, Дамиа, Борис Виан, Альбер Мишель, Ролан Байли, Иетт Люка и др.

Премьера: 19 декабря 1956

Участие великих лицедеев (Антони Куинн и Джина Лоллобриджида), на мой взгляд, не делает этот фильм лучше ранней голливудской версии.
 
При всем почтении к таланту Куинна, его Квазимодо визуально  уступает американскому предшественнику (Ч. Лоутон). Как ни верти, горбун из Нотр-Дама был, минимум, втрое и шире и мощнее сухопарого и долговязого Куинна. Между тем, внешняя необъятность и неуклюжесть в сочетании с невероятной силой и гибкостью, перво-наперво, отличали знаменитого персонажа Гюго, вводя непосвященных в транс удивления.

В остальном фильм более четко следует букве великого романиста, выигрывая по части красочности, зрелищности, экстаза во плоти по имени Эсмеральда. Ибо Лоллобриджида – апофеоз колдовской красоты…
 
«Кино-Театр.Ру», 13.09.2010 15:32




«Приключения Робин Гуда»,  США - Warner Bros. Pictures Co (1938)

Режиссеры Майкл Кертиц, Уильям Кейли, сценаристы Норман Рейли Рэйне, Сетон И. Миллер, Роулэнд Ли, операторы: Тони Гаудио, Сол Полито, композитор Эрих Вольфганг Корнгольд.

В ролях: Эррол Флинн, Оливия де Хэвилленд, Бэзил Рэтбоун, Клод Рэйнс, Патрик Ноулз, Юджин Паллет, Алан Хэйл, Мелвилл Купер, Иэн Хантер, Уна О'Коннор, Герберт Мандин, Монтегю Лав, Леонард Уилли, Роберт Ноубл, Кеннет Хантер, Роберт Уорвик (I), Колин Кенни, Лестер Мэтьюз, Гарри Кординг, Иван Ф. Симпсон и др.

Премьера: 25 апреля 1938.

Теперь я понимаю восторг взрослых, вспоминавших этот фильм, виденный когда-то давным-давно…

И очень, очень жаль, что мое детство не отведало ни… Этой чудесной, излучающей «естественный оптимизм» и, отнюдь, не «буржуйскую» доброту картины (в начале 1970-х гоняли какой-то кукольный сериальчик, а позднее - отечественные художественные вариации)… Ни соприкосновения с Эрролом Флинном. Так, краем ухом фамилию зацепил, да и то ближе к Московской Олимпиаде…

А ведь исключительный был актер: ловкий, грациозный, остроумный, жизнелюбивый, обаятельный. Неистощимый каскад удали, искренности и озорства! С лёту пришелся после первых же кадров «Капитана Блада».

Впечатление от картины?

Очень, очень, очень… приятное! Да, именно, приятное…

Могу теперь лишь домысливать собственную реакцию восхищения, доведись посмаковать это лет 35-40 назад. Снято настолько качественно, что, если бы не характерный мажорно-юморной мело-фон, сроду бы и не поверил, что это из далеких-предалеких 1930-х.

Великолепный домашний фильм для всевозрастной аудитории, семейной коллекции и общего вечернего просмотра.  Мало с чем сравнимый образец историко-авантюрного кино: захватывающего, легкого, стильного, красочного. «Золотая середина» неукоснительно соблюдена во всем: ни недостатка, ни перебора по части экзотики, трюков, юмора, любви. Сюжет закручен лихо, костюмы и актеры подобраны со вкусом.

Идеальный фильм для детей, в том числе для советских: на первом плане - дружба, благородство, непродажные чувства, защита бедных и слабых…
Рекомендую всем, всем, всем…

«Кино-Театр.Ру», 13.09.2010 15:02

Подробнее см.: http://www.kino-teatr.ru/

Воспроизведена афиша фильма "Триста спартанцев"