Почему вначале было слово?

Юрий Ривкус
               

                ПОЧЕМУ  ВНАЧАЛЕ  БЫЛО  СЛОВО?
                (этимологический  этюд)
   
     Евангелие  от  Иоанна  начинается  таинственной  фразой: «Вначале  было  Слово  и  Слово  было  у  Бога, и  Бог  был  Слово, Оно  было  вначале  у  Бога (1:1,2).
    Так  кто  же  все-таки  «было  вначале»: Слово  или  Бог? Или  оба  вместе?
     Вспомним, что  обозначает  слово – «Слово».
     Это  славянский  аналог  греческого  «о  логос»  (о – артикль  существительного  мужского  рода).
     Подлинник  Евангелия  от  Иоанна, как  и  подавляющее  большинство  текстов  Нового  Завета,   написан  по-гречески. Там  эта  фраза  звучит  так (см. заставку); «эн  архи  ин  о  логос, кэ  о  логос  ин  прос  тон  Теон, кэ Тэос  ин  о  логос».
     Слову «Логос»  сакральный  смысл  придали  древнегреческие  философы.
     Одним  из  первых, кто  ввел  его  в  философский  оборот, был  Гераклит (6-5 в.в.  до н.э.). По  представлению  Гераклита  мир (космос) находится  в  состоянии  непрерывного  возникновения  и  уничтожения, в  нем  все  течет  и  все  изменяется. Источником (причиной) развития  и  прогресса  является  борьба  противоположностей. Однако  в  Природе  не  царит  хаос. Этот  извечный  диалектический  процесс  подчинен  строгой  логике, некоему  объективному Всемирному  Разуму («логико»), независимому  от  богов.
«О логос»  многозначен: «слово», «понятие», «мысль», «разум», «наука», «рассуждение», «причина», «повод», «основание».
    Понятие  «о Логос»  применяли  Платон (5-4 в.в. до н.э), Аристотель (4 в.в. до  н.э.), философы-стоики (3-2  в.в. до  н.э.), отождествлявшие  «Логос» с  «Душой  Мира».
    Так  что  идея  «Логоса»  как  основы  мироздания  использовалась  задолго  до  возникновения  христианства.
     Введению  «Логоса»  в  христианское   богословие  способствовали  взгляды  иудейского   теолога  и  философа-мистика  Филона (ок. 25 г. до н.э. – ок. 50 г. н.э.) из  еврейской  диаспоры  в  Александрии. Филон, говоривший и  писавший  по-гречески, воспитанный  и  живший  в  греческой  культурной  среде,   соединял  идеи  греческих  платоников  и   стоиков  с  образами  иудейской  Торы (Ветхого  Завета). По  толкованию  Филона  иудейский  Бог Элох  творит  Мир  и  управляет  им  через своего  посредника – Логоса.
Как  и  все  мистики, Филон  в  понятие «о  Логос» вложил  некий  тайный, аллегорический   смысл, понятный  лишь  посвященным.
     Дело  в  том, что  греческая «г» («гамма»), произносится как  украинская, на  манер «h»; «о лоhос». На  лицо  омонимия  со  словом  «элохос» (греческая  транскрипция  еврейского «Элох»).
     Ранние  христиане-гностики, проповедовавшие  познание  Бога  путем  внутреннего  озарения, приняли  идеи  Филона  в  свое  учение.    
     Иоанн, автор  Четвертого  Евангелия, испытавший  влияние  гностиков, использовал  понятие  Логоса  в  аллегорической  филоновской  интерпретации.
     С  учетом  сказанного, первые  стихи  Евангелия  от  Иоанна  можно  понимать  так:
     «Вначале  был  Элох(ос),Элох (ос) было (имя) у  Бога. И  Бог был (звался) Элох (ос). Оно (это  имя) было  вначале  у  Бога»…   
      При  переводе  Евангелия  на  церковнославянский  из  многозначного  «о Логос» было  выбрано  лишь  одно -  «Слово».