Обида,

Павел Старцев
               

   Классная комната , где учился Гошка ,  большая и на солнечной стороне. В тёплое время года солнышко  жарко пригревало , особенно тех , кто сидел около  окна. Зато зимой от него веяло холодом , когда наступали сильные  морозы и бураны. Классная комната    тесно  заставлена  ученическими столами-партами. Потому  что вмещает сразу два класса-второй и четвёртый. В соседней  комнате учились  первоклассники и третьеклассники. Почему начальные классы объединяли , объяснялось просто. Детей военных и послевоенных сороковых годов было очень мало.                Парты - двухместные  деревянные с наклоном столы , стояли в три ряда. Крышки парт открывались,  было очень удобно вставать , доставать сумки и другие принадлежности из ящиков-пеналов внутри столов. В начале каждого урока , когда входил учитель и все  вставали, одновременно открываемые  крышки парт издавали громкий стук , после слов учителя "Садитесь"-раздавалось повторное оглушительное хлопанье закрываемых крышек.
 Никакие увещевания педагогов - не стучать громко - не помогали. Даже наоборот,   стук-гром после просьб- предупреждений  усиливался. Зная это, учителя делали вид , что такую шутку не замечают.  Впереди , перед партами, как и положен, на стене классная доска чёрного цвета, которую после каждого урока , на переменах, надо было дежурному по классу тщательно протирать , что было совсем не просто.Особенно после уроков арифметики и грамматики. Учителя, как будто нарочно , "вовред" дежурным , много писали мелом на доске, стирали написанное тряпочкой и снова писали, писали. Так что дежурному, чтобы   успеть за перемену привести в порядок  доску, надо  было  сначала  стереть всё написанное , для этого  подставить к доске стул, как минимум раза два, потому что в начальных классах ты ещё мал ростом, чтобы достать до верха . После этого  быстро сбегать к бачку с водой в коридоре, промыть тряпку от мела, а если там очередь,- переждать её, повторно  протереть доску и снова бежать к бачку,чтобы  начисто промыть эту  тряпку для использования на следующем уроке  и тогда уж заняться другими обязанностями дежурного до конца перемены .А обязанностей тьма - подравняй парты, подбери бумажки, поставь на место учительский стул. И всё время короткой перемены надо  следить , чтобы ученики - твои однокласники - не бегали по комнате, а то и по партам, не сорили, не разбрасывали бумажные самолётики, да мало ли что  ещё...Учеников в сдвоенном 2-4 классе за двадцать. Попробуй успеть за всеми углядеть.
 Но хуже всего, когда на перемене из другого класса  дружки-приятели  пожалуют. Тут начинается такое...Крик , визг, беготня, потасовка, иногда заканчивающаяся дракой. Нет, дежурным по классу быть не просто.
  Вот и сегодня  Гошкино  дежурство началось с неприятностей. Прозвенел уже звонок на первый урок, а он не нашёл злополучную тряпку ,  на доске же кто-то нарисовал чёртика с рожками. Гошка ладошкой своей попытался стереть нарисованное, но вместо этого размазал
  мел  на полдоски, а когда вытер  ладонь  о свои штанишки , на них  остались меловые следы. Вот уже и  учительница Нина Васильевна зашла в класс,а Гошка растерянно стоял у доски,и весь класс дружно над ним хохотал.У него, оказывается, ещё и нос, и щёки тоже  были  испачканы мелом.  На вопрос учительницы,-"Кто сегодня дежурный по классу?",- Гошка еле слышно произнёс, -"Я".
 -Какой дежурный , такой и порядок!,- после многозначительной паузы сделала она   вывод .
 -Сходи к техничке за тряпкой и приведи в порядок доску. Да с одежды и своего лица мел сотри. Устроил цирк здесь!-добавила недовольным тоном Нина Васильевна.
  Гошка позже, уже сидя за партой , про себя возмущался незаслуженным упрёком: разве его вина, что эту самую тряпку кто-то спрятал(в этом не было сомнений), и никакого цирка он не устраивал.
  На большой перемене никто не хотел выходить из класса , как ни старался Гошка выпроводить учеников, его не слушали. Даже доску протереть от мела ему с трудом удалось только  к середине перемены. Почему ребята не хотели выходить в коридор,  причина была  уважительная - на улице мороз  завернул нешуточный. В коридоре холодно, в классе же около круглой, обшитой жестью теплой печки, образовалась давка, всем хотелось прижаться к ней, особенно девчонкам,-они же «мерзлячки». А пацаны их нарочно отталкивали, не подпускали к тёплой стенке.В невообразимо шумной  толкучке кто-то смеялся громко, кто-то возмущался, и в этой сутолоке вдруг послышался громкий плач девочки. Её оттолкнули от печки, и она упала. Упала, потому, что была инвалидом, передвигалась  на костылях .Поражённая детским церебральным параличом,Маша, так звали девочку,  училась в четвёртом классе, но на  на три года была  старше одноклассников. Нервная , вспыльчивая, обидчивая, по причине недуга, она ни с кем не дружила в классе, сидела на крайней парте одна. Училась старательно, но с большим трудом. Переживала даже за поставленную учительницей тройку до слёз. По этой причине иногда ей за ответы Нина Васильевна несколько завышала оценки, чем вызывала недовольство многих учеников,  особенно "троечников" за такую "несправедливость" по их мнению, и они дразнили Машу обидной кличкой "Маша -пыша". Учительница, когда слышала, строго наказывала обидчиков. Но разве могла она защищать  девочку поминутно. Поэтому на переменах Маша обычно сидела за своей партой, не участвовала в  играх. А в эту большую перемену, озябнув, решила погреться у тёплой печки. Упавшей на пол Маше девчонки попытались помочь подняться, но Маша, громко плача ,отвергла помощь.Всхлипывая, она пригрозила пожаловаться Нине Васильевне. Вмиг ребятня отбежала от неё на расстояние, чтобы не быть в ответе перед строгой учительницей. Маша поднялась с пола, и опираясь на костыли пошла к своей парте, не переставая горько плакать. Гошка , воспользовавшись замешательством , бросился в коридор к бачку с водой помыть тряпку.  Там, как на зло, выстроилась   длиннющая очередь. В класс он вошёл уже после Нины Васильевны. Его поразила  необычная тишина , в которой слышны были только истеричные всхлипы Маши. Учительница, вполоборота стоя к классу , смотрела на доску. На ней крупными , кривыми буквами красовалась надпись - "МАША-ПЫША". Гошка , ещё не видя надписи на доске, смотрел на разгневанное лицо учительницы как кролик на  удава, теребя в руках мокрую злосчастную тряпку.
 -Кто написал эту гадость?- прозвучал голос Нины Васильевны.                -Ещё раз спрашиваю, кто написал на доске? - через длинную паузу повторила она.
  В ответ ей раздавались только истеричные всхлипы обиженной  девочки.
  Гошка повернул голову к доске и похолодел от предчувствия непоправимого.
  -Это ты, Гоша , написал - тихо, свистящим  шёпотом , спросила учительница.
  Гошка с ужасом смотрел в лицо учительницы, даже не в лицо, не в её глаза, а на искажённый гневом  рот . 
 Он не смог произнести в оправдание себе ни слова, только мотал отрицательно головой, а из   расширенных от такого подозрения глаз уже лились предательские слёзы.
 - Так! -после длинной паузы продолжила учительница,- как дежурный ты должен был следить за порядком в классе , вместо этого ты хулиганил, обидел девочку, своё поведение будешь объяснять бабушке, за которой сейчас сходишь домой. Пока не приведешь свою бабушку, я не допущу тебя до занятий.
  Гошка громко  заревел:
-Это не я написал, не я.
 -А кто же ? - прервал его голос учительницы. -Ведь ты же дежурный! Одевайся, иди домой за бабушкой.
  Гошка , давясь от слёз, оделся и бегом побежал домой.
  Бабушка , увидев заплаканного внука, запричитала с расспросами, но услышав от Гошки известие о том, что её учительница  вызывает в школу, ещё больше расстроилась:
-Ой, горюшко ты мое горькое, опять что-то натворил. Тебе бы учиться, сиротинушке, а ты хулиганничаешь, бабушку свою не жалеешь.
  Гошка шёл в школу следом за бабушкой, слёзы нет-нет да наворачивались на глаза.
-Я же не виноват, ведь не я написал обзывалку, а как доказать, что не я? - било молоточком у него в голове.
  Нина Васильевна завела бабушку с Гошкой в учительскую, где сидели свободные от уроков  педагоги . Бабушку усадила на стул.Она села на самый краешек, видно было , как ей стыдно за непутёвого внука.
 -Рассказывай, Гоша , как ты учишься в школе, о своём поведении расскажи бабушке. Пусть бабушка порадуется на своего внука.-Язвительно начала Нина Васильевна.
  Гошка, опустив голову, молча плакал.Что он мог сказать в свое оправдание? И бабушку жаль, на её лице было такое расстройство, в огорчении своём за внука она сидела нахохлившись , виновато глядя на учительницу.
  -Ну , что молчишь? Как хулиганить, так ты герой, а как отвечать за свой поступок , то тебя не слышно. Девочку обидел, инвалидку, еле успокоили. Перед бабушкой бы постыдился!
-Это не я! Это не я написал на доске,- взвизгнул по-щенячьи Гошка.
-А кто?- Жёстким голосом прервала его  учительница.- Никто другой написать не мог, ведь ты же дежурный. Но дежурство своё с самого начала ты исполнял очень недобросовестно. Встань на колени перед бабушкой, проси у неё прощение за свое хулиганство, - жестко закончила  она.
  Гошка плакал, уже не пытаясь оправдываться, он обречённо понимал , что оправдания его  не слышат. У бабушки на глазах тоже  были слёзы.
-Проси прощения на коленях, -неумолимо повторил  голос.
 Гошка , заливаясь слезами, опустился на колени перед бабушкой. Он не произнёс ни слова , сломленный несправедливостью. Весь мир , казалось ему , враждебно давил на его худенькие плечи. Одна  бабушка, мама-стара, как он её называл,  осторожно  гладила  его  и , он чувствовал , роняла  слёзы на его  коротко стриженую голову.
  Прошло много, очень много лет.  Гошка, став давно уже " дедой Гошей", много в жизни своей повидал.И хорошего и плохого, и очень плохого. Долгие  годы работал  учителем.  За добросовестный труд награждён был званием     " Почётный работник общего образования". Но самым главным своим достижением считал, что познал глубочайшую истину в отношениях с детьми, с самого малого их возраста.  Дети  всегда остро  чувствуют   добро и зло, фальшь души и искренность, ложь, как бы её не скрывали  и добро в любом его проявлении. Человек далеко не религиозных убеждений , он всю свою сознательную жизнь следовал принципу: унижать человека, а более всего ребёнка - большой грех! Непростительный  грех! Прощал детям многие шалости, находил в душе своей прощение неблаговидным поступкам друзей, товарищей , обидевшим его людям.И старался не помнить зла, нанесённого ему. Но через всю свою жизнь пронёс   боль унижения  и  несправедливого  наказания от  учительницы начальных классов.
 
                2012 год