Духовно-рыцарские ордена

Константин Рыжов
История двух самых известных духовно-рыцарских орденов - госпитальеров (или иоаннитов) и тамплиеров (или храмовников)- неразрывно связана с историй крестовых походов. Госпитальеры относили зарождение своей организации к середине XI в. Еще в раннем средневековье в Палестину устремились благочестивые христиане из Европы, желавшие поклониться святым реликвиям и местам. Не выдерживая всех трудностей длительного перехода, пилигримы часто добирались до Иерусалима тяжело больными. Многим требовались лечение и уход, а нередко и христианское погребение. Заботу о несчастных брали на себя небольшие гостеприимные дома и монастыри. Впоследствии эти учреждения преобразовались в странноприемные дома (госпитали), устроенные специально для паломников. Одно из таких братств сложилось вокруг госпиталя Иоанна Милостивого, основанного в Иерусалиме где-то между 1048 и 1070 гг.  неким итальянским купцом Мауро. (Первоначально он был посвящен александрийскому патриарху Иоанну Элеймону, жившему в VII в., но впоследствии госпитальеры считали своим покровителем Иоанна Крестителя).

    После завоевания Иерусалима крестоносцами госпиталь посетил Готфрид Бульонский. Он обещал всячески содействовать развитию братства и для начала подарил госпитальерам деревню Сальсола. В тот день четыре рыцаря из свиты Готфрида остались в братстве и приняли монашеский обет. Среди них был Раймунд де Пюи, герой иерусалимского штурма. В том же 1099 г. иоанниты официально зафиксировали свою деятельность, учредив орден. Первым его руководителем стал настоятель госпиталя Жерар де Тори. В 1113 г. иоаннитов взял под свое покровительство папа Пасхалий II, утвердивший название «братство госпиталя св. Иоанна». Жерар де Тори скончался   в 1120 г. Его место занял Раймунд де Пюи, принявший звание магистра. (С 1267 г. глава ордена именовался великим магистром). При нем братья разделились на три класса: рыцарей, капелланов и оруженосцев. В первый год правления магистра папа утвердил устав ордена. Согласно ему каждый брат был обязан свято хранить три обета: целомудрия, послушания и добровольной нищеты. Монахи должны были помогать обиженным, защищать угнетенных, заботиться о вдовах и сиротах. Черная суконная одежда госпитальеров шилась, по примеру хламиды Иоанна Крестителя, из грубой верблюжьей шерсти. На груди вышивался белый восьмиконечный крест – символ целомудрия.

      Долгое время забота о больных и паломниках стояла для госпитальеров на первом месте. Милостыня, собираемая за день, приносилась вечером в комнату, где находились призреваемые, и складывалась перед ними. Но мало-помалу борьба с неверными все более выдвигала воинскую цель ордена. В 1124 г. с помощью иоаннитов была снята осада с Яффы и взят Тир – богатейший город Восточного Средиземноморья. В 1136 г. граф Раймунд Триполийский поручил иоаннитам оборону замка Бет Джибелин. Через несколько лет братья взяли на себя оборону еще 50 крепостей в Леванте. Самой знаменитой их цитаделью считался замок Крак де Шевалье, который перешел в собственность ордена в 1144 г. Замок располагался на склоне Ливанских гор, был защищен мощными двойными стенами и окружен рвом, пробитым в скалах. Центром ордена долгое время служил Иерусалим, а после его падения, в 1191 – 1291 гг., ставка госпитальеров располагалась в Аккре. Но уже в то время они обладали значительной собственностью на Западе. Отдельные владения ордена назывались командорствами. Только в Европе их было 656. По обычаю, в каждом из них устраивался странноприемный дом и госпиталь в честь Иоанна Иерусалимского.

    В середине XIII в. для госпитальеров, как и для всех крестоносцев в Палестине, наступили тяжелые времена. В 1241 г. в сражении при Газе пала большая часть братье во главе с самим магистром. Спустя четверть века мусульмане взяли Маргаб – последний крупный замок ордена. После окончательного изгнания крестоносцев из Палестины, госпитальеры перебрались на Кипр и сделались вассалами здешнего короля Анри II Лузиньяна. Резиденцией магистра стал Лимассол. С этого времени рыцари начали активно участвовать в морских походах и сражениях с корсарами. Через 20 лет их силы умножились. В 1306 г. госпитальеры завладели Родосом  и  основали здесь свое суверенное государство. Вскоре на острове открылся большой странноприемный дом, были построены новые оборонительные сооружения, великолепный дворец правителя, склады, школы, а главное, создан мощный флот. В течении двух следующих столетий корабли ордена  постоянно патрулировали Средиземноморье, защищая торговые суда христиан от турецких корсаров. Многолетнее противостояние завершилось в 1522 г., когда султан решил положить конец этому христианскому государству. Небольшая армия рыцарей (около 5000 человек) в течение полугода выдерживала осаду 140 тыс. турецкого войска. В ночь на новый 1523 г. остатки госпитальеров оставили остров. Впрочем, это поражение не стало окончательным. В 1530 г. император Карл V уступил  ордену Мальту. Здесь госпитальеры быстро восстановили силы и продолжали свою деятельность вплоть до 1798 г., когда остров захватил Наполеон.

    Не столь долгой, однако, не менее славной была история ордена тамплиеров. Датой его рождения считается 1119 г., когда Гуго де Пейен - благородный рыцарь из Шампании, собрал в Иерусалиме благотворительное братство, а затем официально учредил Орден. Клятва, данная иерусалимскому патриарху, обязывала первых тамплиеров охранять дороги, обеспечивая защиту паломников от грабителей. По собственным правилам они соблюдали целомудрие, жили в бедности и послушании, строго выполняли религиозные обряды. Сообщество Гуго де Пейона, состоявшее поначалу всего из девяти человек, первые годы существовало на подаяние. Затем иерусалимский король Балдуин II пригласил его соратников перебраться к себе во дворец, а патриарх выделил им церковное имущество. Монахи поселились в помещении, вплотную примыкавшему к храму Гроба Господня. По старинной легенде здесь некогда располагался храм царя Соломона. Этому соседству храмовники и были обязаны своим именем (templi, по-французски, «храм»).

     Новые времена наступили в 1128 г., когда Гуго представил свой орден на соборе в Труа и попросил собравшихся там отцов об определении его устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными делами, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернар Клервосский с радостью обещал тамплиерам свое покровительство, участвовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырским правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Устав ордена был достаточно строгим. Братья должны были вкушать трапезу молча. Мясо подавалось только два раза в неделю. После вечерни полагалось хранить полное молчание. Отдельных келий не предусматривалось. У каждого брата была своя кровать с соломенным тюфяком и покрывало из овечьей шерсти. Спали они в общей спальне. Каждый брат мог иметь трех лошадей и одного оруженосца. Магистр считался духовным отцом, принимающим исповедь. Устав требовал от рыцарей полного и безусловного героизма.

    Однако первоначальная нищета вскоре отошла в прошлое. После собора в Труа Гуго де Пейен проехал через Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где бы он не появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или передавали ему богатые владения. Император Лотарь II подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; подобным же образом поступил английский король Генрих I и многие другие князья и владетели. Бедный орден  в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 г., вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго де Пейен увидел свое дело в самом лучшем ходу. Накопив немалые средства, тамплиеры стали одним из самых влиятельных духовных учреждений Европы. Этому способствовала также значительная автономия в духовных делах. В 1139 г. папа Иннокентий II освободил орден от подчинения любому светскому и церковному органу. Отныне тамплиеры подчинялись только папе, а в своей  внутренней организации лишь великому магистру и капитулу.

      Но нельзя сказать, что  накопление богатств являлось для ордена самоцелью. Исполняя напутствия Бернара, рыцари снискали себе славу умелых и отважных воинов. Второй крестовый поход стал первым предприятием с их участием. Для братьев он начался с собрания, в ходе которого 140 рыцарей получили из рук папы изображение алого креста и поклялись носить его «под сердцем». Тамплиеры разделили тогда все тяготы, выпавшие на долю французских крестоносцев, включая трудный переход через горы и осаду Дамаска. Во время третьего крестового похода безупречно сражавшийся орден  в очередной раз доказал свою боеспособность. Однако именно тамплиеры отговорили английского короля Ричарда Львиное Сердце от осады Иерусалима. Многие крестоносцы расценили тогда их осторожность как трусость.

    Кроме охраны дорог (обязанности, возложенной на них уставом) тамплиеры взялись вскоре за перевозку паломников по воде и охрану их на суше. Грандиозные морские переправы проходили дважды в год – ранней весной и поздней осенью. Корабли ордена отходили из Сан-Рафаэля, Колликура и многочисленных средиземноморских портов Италии. Мощный флот тамплиеров представлял богомольцам самый быстрый и безопасный способ путешествия в Палестину. Кроме Иерусалима центрами паломничества были Тортоза и Аккра, где у тамплиеров также имелись свои командорства. В конце XII века братья стали предоставлять новую услугу – охрану замков. Они занимались также строительством новых крепостей.

    Важное значение для тамплиеров имела финансовая деятельность. Орден располагал огромными богатствами, которые бережно сохранялись и преумножались рачительными братьями. Деньгами ордена пользовались многие светские правители и представители духовенства. Обездоленные странники также могли получить небольшую сумму под залог какого-нибудь имущества. В конце XII века парижское отделение ордена тамплиеров превратилось в крупнейший банк Европы. Тамплиеры первыми ввели в обращение банковские чеки, депозиты, именно им принадлежит заслуга в разработке сложной формы финансовой документации. Банковское дело вскоре стало основной статьей дохода. Так во второй половине XII века сумма годового дохода ордена составляла 54 млн. франков. Во время третьего крестового похода храмовники купили у английского короля Ричарда остров Кипр. Еще через столетие орден владел 9 тысячью замками на Востоке и на Западе. Неисчислимые богатства тамплиеров хранились в Париже, где в мрачном замке Тампль, занимавшем целый городской квартал,  находился центр их финансовой деятельности.

     В 1291 г., после утраты всей собственности в Палестине (магистр ордена Гийом де Боже погиб, защищая Аккру), орден тамплиеров переместился в Париж. Поначалу их приняли здесь очень радушно. Но потом отношения с французским королем Филиппом IV Красивым обострились. Ссылаясь на свою автономию, тамплиеры старались проводить независимую политику и не спешили делиться с королем своими богатствами. Не желая мириться с подобным положением вещей, Филипп приказал арестовать всех французских тамплиеров.

    13 октября 1307 г. в Тампль ворвался французский отряд во главе с королевским советником Гийомом де Ногаре. В тот же день схватили всех тамплиеров, находившихся на территории Франции, включая великого магистра ордена Жака де Моле. Братьев заковали в цепи и бросили в подвалы их собственной резиденции. Вскоре им были предъявлены обвинения в ереси и отступничестве от истинной веры. В течение семи лет шло следствие, сопровождавшееся жестокими истязаниями заключенных. Рыцари прошли через дыбу, раскаленное железо, испанский сапог. Вначале тамплиеры не боялись смерти и держались стойко. Они надеялись на помощь папы Климента V, но тот не решился выступить против французского короля. В 1311 г. папа под нажимом Филиппа объявил о роспуске ордена. Весной 1314 г. в соборе Парижской богоматери состоялся суд над руководителями тамплиеров. Рыцарям вменялось в вину отречение от Христа и участие в сатанинских оргиях, а также множество других надуманных и нелепых обвинений (говорили, что рыцари плевали на крест, жарили невинных младенцев, а затем «их жиром мазали своих идолов»). Великий магистр Жак де Моле и приор Жоффруа де Шарне были приговорены к сожжению на костре. Вслед затем были казнены многие простые рыцари. Только в Париже было сожжено 54 тамплиера.

     Хотя большинство обвинений против ордена были явно сфабрикованы недобросовестными судьями, считать братьев совершенно невинными все же нельзя. По всей видимости, среди тамплиеров действительно имели место некоторые кощунственные обряды. Так при посвящении вновь поступившие должны были плевать в сторону распятия, их принуждали произносить богохульные речи и совершать другие сомнительные поступки. Нельзя исключать, что в XIV веке среди членов ордена утвердилась альбигойская ересь. Так выяснилось, что некоторые братья не признавали божественную суть Христа и считали его только боговдохновенным пророком. Установлено также, что магистр ордена Жан де Моле отвергал поклонение иконам. Крест он считал орудием казни, а не святым символом. Из этого видно, что значительная свобода, предоставленная ордену папами, не пошла ему на пользу.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН.  Историю Тевтонского ордена начинают обычно с 1128 г., когда небольшим кружком богатых немцев в Иерусалиме был
основан монашеский орден св. Марии Тевтонской, поставивший своей целью оказание материальной помощи бедным паломникам германского происхождения. Около 1189 г. сын Фридриха Барбароссы сообщил этому ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и новое название – Тевтонский орден. Первым его главой – гохмейстером стал Генрих Вальпот. Окончательную организацию ордена утвердил в 1198 г. папа Иннокентий III. Устав его был строгий: рыцари не имели индивидуальных помещений, жили вместе, спали на жестких ложах, за общей трапезой ели скудную пищу, не могли без позволения начальников выходить из дома, писать и получать письма.

     Впрочем, большой роли в Палестине Тевтонский орден никогда не играл и был обречен на роль придатка к двум основным орденам – госпитальеров и тамплиеров. Но вскоре тевтонцам предоставилось поле для более масштабной деятельности. В 1226 г. князь мазовецкий Конрад попросил у ордена защиты от пруссов  и предложил ему за службу Кульмскую и Лободскую области. В 1228 г. братья переселились на берега Вислы и повели упорную войну с язычниками-пруссами. В 1231 г. был заключен договор с епископом Пруссии Христианом, после чего начался постепенный захват прусских земель. В 1237 г. в состав Тевтонского ордена вошел орден меченосцев, занимавшийся крещением Ливонии и Эстляндии. Границы орденских владений значительно расширились, а его могущество возрастало с каждым годом. Из Германии хлынул поток переселенцев. Было основано много новых замков и городов. К началу XIV в. Пруссия представляла собой уже настоящую германскую провинцию. В 1309 г. гохмейстер Зигфрид Фейтхванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. Тевтонский орден, оставаясь полумонашеской организацией, де факто превратился в независимое государство.

    В 1331 г. началась многолетняя война с Польшей. Поначалу орден одерживал в ней победы. Его владения к концу XIV в. включали в себя Восточное Поморье с Данцигом, Эстляндию, Жемайтию, Ливонию, остров Готланд и простирались от Вислы до Нарвы. Перелом в борьбе произошел в начале XV века. В июне 1410 г. состоялась знаменитая Грюнвальдская битва, закончившаяся полным поражением ордена.  В сражении с поляками, литовцами и русскими пало 18 тыс. крестоносцев, а 14 тыс. попало в плен. После этого наступило быстрое ослабление тевтонцев. Польша и Литва возвратили многие из утраченных прежде земель. После 1433 г. сделался независимым Ливонский орден. В 1464 г. орден признал себя вассалом польского короля. Наконец, в 1525 г. гохмейстер Альбрехт Бранденбургский принял реформацию, секуляризировал орденские земли и получил их от польского короля в лен в качестве герцогства Прусского. Тевтонский орден прекратил свое существование.

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН.   Первым духовно-рыцарским орденом в Прибалтике был орден меченосцев, образованный в 1202 г. по инициативе рижского епископа  Альберта. В основу его организации был положен устав тамплиеров. Рыцари нового ордена давали клятву безбрачия, послушания папе и епископу, а также обязывались всеми силами распространять христианство. Все братья должны были иметь общее жилище в орденских замках и общий стол. Всякие удовольствия, включая охоту, запрещались. Во главе ордена становился пожизненно избираемый магистр с резиденцией в Риге или Вендене.

     В начале XIII в. меченосцы предприняли несколько успешных крестовых походов против ливов, эстов, земгалов и других языческих  народов Прибалтики. Однако в сентябре 1236 г. объединенные силы литовцев и земгалов нанесли меченосцам жестокое поражение в битве при Шауляе. Погиб магистр и пятьдесят командиров рыцарских отрядов. Сотни рыцарей попали в плен.  Чтобы спасти положение остатки меченосцев объединились в мае 1237 г. с Тевтонским орденом, образовав в Восточной Прибалтике Ливонский орден, который считался отныне филиалом Тевтонского. Гроссмейстером образовавшегося союза стал бывший магистр Тевтонского ордена.

     Едва восстановив свои силы, орден ввязался в новую опасную войну. Речь шла о завоевании северо-западных земель Руси. Поначалу наступление было успешным. В 1240 г. рыцари захватили Псков и ряд других менее значительных городов. Однако летом 1241 г., когда новгородскую армию возглавил князь Александр Невский, полоса удач закончилась. Князь быстро вернул все утраченные земли и в начале 1242 г. вторгся в Ливонию. В апреле армия ордена была разбита в ожесточенном сражении на Чудском озере.
 
    В последующие годы положение в Прибалтики стабилизировалось. В XV в. орден стал быстро слабеть и окончательно распался, в 1560 г., после поражения, понесенного от русских войск при Лугажи. Последний магистр ордена Готтард Кеттер перешел в лютеранство, секуляризировал орденские земли и стал первым герцогом Курляндским.