О правильном отношении к многообразию направлений

Лев Хвоя
Когда я был маленьким – мне было лет восемь – у нас с отцом однажды зашла речь об альпинистах. Я, разумеется, уже тогда знал, что есть такие дяди и тети, которые забираются на высокие горы, и понимал, что это связано с некоторыми трудностями, благодяря наличию которых взобравшиеся-таки на особо высокие вершины получают почет и уважение в обществе.
Однако сам механизм того, как это карабкание наверх происходит, оставался мне непонятен. И у нас состоялся примерно такой разговор:
- Значит, на Эвересте есть несколько альпинистских трасс? – помню, мне было трудно сформулировать свою мысль, и я долго подбирал слова, чтобы это сказать.
- Ну, что значит «трасс»? – ответил отец. – Ты имеешь ввиду, что-то оборудованное? Нет, там такого нет.
- То есть, каждый лезет, как хочет? – наивно спросил я.
- Ну, да. – ответил отец.

Приводя эту небольую сценку в качестве эпиграфа, я хотел сразу обозначить ту метафору и тот образный ряд, к которому я буду снова и снова обращаться, рассуждая о разных путях духовных исканий.


Известно, что, чтобы достичь высшей цели в этой жизни (того, что мы по-русски обозначаем словом «просветление»), надо стать «дважды рожденным». Под этим понимается целый комплекс психических явлений, позволяющих взрослому вдруг снова взглянуть на мир глазами ребенка.
Зачем это нужно?
Для того, чтобы достичь цели, нужно, во-первых, ясно видеть саму цель, во-вторых, иметь намерение ее достичь, и, в-третьих, непредвзято отнестить к важной задаче выбора пути для ее достижения.
Проблема заключена в том, что первые два условия требуют от человека быть взрослым и интеллектуально развитым. А третье – напротив – требует от человека детской наивности и свободы от предрассудков.
Поэтому единственная возможность освободиться в этой жизни по индийской философии – это найти некоторый способ соединить в одном человеке взрослого и ребенка. Поскольку невозможно требовать, чтобы новорожденные обладали интеллектом взрослого, остается лишь одна возможность – взрослому, уже обладающему интеллектом и разумом, достаточными для определения цели и желания до нее дойти, попытаться посмотреть на мир наивными глазами ребенка.

Под вывеской «йога» собрано огромное количество школ и учений, следование каждому из которых, якобы, как минимум способствует достижению высшей цели.

Однако, стоит взглянуть на каждое из них более пристально, становится ясным, что они все построены, так или иначе, эмпирически, но никогда – теоретически.
В основе каждого из них стоит опыт некоего духовного или религиозного авторитета, который достиг просветления (сам не опираясь при этом ни на какие авторитеты и зачастую отрицая и попирая их) и анализ этого опыта.

Сонмы учеников пытаются пройти по стопам своего учителя, и у них, конечно же, ничего не получается, а если и получается, то лишь у тех, кто не побоялся добавить к учительским предписаниям изрядную долю отсебятины, адаптировав, таким образом, учение под свою индивидуальность. И случай, конечно же, играет здесь далеко не последнюю роль, поскольку даже подобный сценарий предполагает известную изначальную близость персональных потребностей ученика и учителя.

А что делать остальным – которые совсем другие?

Прежде всего, важно понять, что все учения и практики, а также их названия – во-первых, созданы эмпирически, а во-вторых, границы между ними условны.

Как условны границы и различия между южным, западным, северным и восточным склонами Эвереста, в том смысле, что принадлежность любого отдельно взятого участка горы к одному из четырех склонов условна и происходит из весьма произвольно установленных людьми понятий о сторонах света, каковые отнюдь не могут являться свойствами самой горы, так и условны границы и различия между духовными учениями и практиками.
Их ни в коем случае не следует рассматривать как некие емкости, наполненные знаниями. Более того, знаний, как таковых, в них нет. Есть только описание некоторых способов и тренировок для овладения определенными техниками.

Причем вопрос о полезности и применимости этих техник для каждого конкретного человека остается за кадром и зависит опять же от индивидуальных качеств – надо, опять же, подходить к этому беспристрастно.
Приведу в пример себя: я, будучи высоченным стотридцатикиллограммовым дядькой с животиком, испытываю известные проблемы, пытаясь выполнять большинство упражнений хатха-йоги.
И я не вижу смысла себя насиловать, пытаясь преодолеть природу и здравый смысл. Нигде не написано, что без хатха-йоги нельзя духовно развиваться, никто не говорит, что все духовно развивающиеся люди должны быть маленькими и худенькими. Все, что теперь от меня требуется – это взглянуть на ситуацию безпристрастно, и делать то, что я сам считаю нужным для достижения моей лично для меня поставленной цели.

Следует признать, однако, что эта наша гора, на вершине которой маячит цель, может иметь сложные, заковыристые и непредсказуемые свойства. На разных этапах подъема от индивида могут требоваться разные качества и умения, и поэтому мало даже один раз у подножия беспрестрастно выбрать один путь, поскольку вполне может оказаться, что уже поднявшись на определенную высоту, придется этот путь изменить, обойти гору кругом или даже спуститься немного ниже.
Значит, это слишком мало – один раз взглянуть на мир глазами ребенка. Надо это восприятие сохранять и удерживать. Вероятно, именно поэтому многие люди, далеко продвинувшиеся в своем духовном развитии, воспринимаются окружающими как не вполне адекватные или сумасшедшие.

Чтобы достичь высшей цели, надо найти золотую середину.
С одной стороны, ничего не знать и лишь думать о цели и жаждать ее – это слишком мало. Слепой имеет мало шансов дойти куда бы то ни было, не зная дороги. С другой стороны, жадно впиваться в каждое направление эзотерического знания, увенчанное хитроумным санскритским названием – тоже не стоит.
Надо идти так, как подсказывает сердце (стремясь при этом приблизиться к мировосприятию ребенка), не забывая, однако, оглядываться по сторонам, чтобы иметь представление обо всех имеющихся тропинках и возможностях.

Напоследок я хочу отметить, что сама формулировка цели также может сбивать с толку в виду своей трудноопределимости. Не надо формулировать свою задачу, пользуясь словами и терминами, о значении которых сам имеешь лишь смутное представление.
Если человек не понимает, что такое «просветление», то он может хотеть «постичь Бога» или «узнать смысл жизни».

Резюме: слишком многие люди идут к цели, которую сами не в состоянии определить, пользуясь средствами, польза которых неочевидна. Чтобы чего-то достичь, надо
а) определить цель
б) иметь желание и намерение ее достичь
в) быть постоянно информированным о возможностях, имеющихся в каждый конкретный момент
г) выбирать из этих возможностей только подходящее для себя, избавившись от предрассудков, иными словами – родившись во второй раз.

Лев Хвоя 29.01.2012