Рассказы матери моей... 2 часть

Лариса Проскурина
КАК НАС ВЫСЫЛАЛИ...

Рассказывает моя мать...

Начало - http://www.proza.ru/2012/01/29/136


Дом наш, большой и светлый, стоял на пригорке.
Если смотреть на реку из окна моей комнаты, - казалось, будто плывешь... 
Высокое, с резными перилами  крыльцо, сходило к дощатому настилу  внутреннего крытого двора. Настил тот, как и крыльцо, часто скребли и мыли, отчего ступеньки и половицы во дворе, были цвета яичного желтка.
Парадное крыльцо дома, было украшено белыми колоннами... – это все, что я помню про наш дом... 
 
До Революции, наш отец, - купец первой гильдии, имел конный завод. Он любил лошадей, а породистые, были предметом его особой гордости.
Георгиевский кавалер, - он не сбежит за границу, как это делали многие, более того - благодаря стараниям отца, во времена НЭПа запустится небольшая кондитерская фабрика и при ней же, будет работать маслобойня.
Я запомнила отца очень добрым... - он всегда и всем помогал.
 
Детей, в нашей семье было четверо* - старший брат Федор, женился и жил своим домом. Фамилию своей жены, брат взял себе, и это зачтется!... - его не вышлют. 
Илларион - второй брат, работал на кондитерской фабрике отца. Ему, в то время, было шестнадцать* и вникая в суть дела, он помогал отцу. 
Дальше, шла я - девяти-летняя.*
Четвертый ребенок - мой младший брат Родион.** 

В  доме, на стене, висело  наградное оружие отца, украшенное  серебром, но особенно запомнилась мне  шашка, с надписью  на клинке. 
Отец гордился той шашкой, с ней была связана какая-то  история, о которой мне ничего не известно...

У одной из стен залы стоял  кованый сундук, в котором хранилось мое приданое. Сундук был таким большим, что на нем  спала наша няня.
В то время у каждой девочки было свое приданое!... - собиралось оно годами, со дня рождения, и до самого замужества девушки.
В моем сундуке, лежали наборы столового серебра и сервизы с позолотой.
Каждый предмет  сервиза был  завернут в папиросную бумагу и бережно уложен по своим коробкам.

Мы, с мамой, изредка перебирали мое приданное и полюбовавшись, снова укладывали  все на свои места.
Ювелирные украшения  лежали  в шкатулке  с крошечным навесным замочком, там же находились бумаги, по которым выходило, что я, - богатая невеста.
В том сундуке лежали и дорогие отрезы материи, да и много чего еще было, -  я теперь не вспомню уже... - столько лет прошло.

В нашем доме, в самом центре залы, как раз напротив двери в мою комнату - стояла  украшенная изразцами печь. Вот почему я и оказалась невольным свидетелем события, вслед за которым последовала наша высылка.

...В один из самых обычных дней - ранним утром, отец снял оружие со стены и  завернув каждый предмет в мешковину - спрятал  в тайник той печи. 
Давно проснувшись, я лежала в кровати наблюдала за ним и ждала, когда же  папа подойдет и погладит меня по голове, как это бывало обычно по утрам! 
В то  утро, отец  так и не подошел...

Не дождавшись его, я встала и пошла к няне, которая занималась братишкой - одевала его и кормила.
Она  и объяснила, что случилось, а еще, подсказала,  как  следует вести себя, если, вдруг - "к нам придут чужие люди да станут описывать и забирать наше добро...". 
Няня научила меня словам, которые нужно было сказать тому, кто подойдет, чтобы мой сундук  с приданным, не забрали.

...Мы  завтракали, когда в залу вошли несколько человек... - громко переговариваясь и матерясь, они по-хозяйски ходили по комнатам осматривая дом.
Мама  заголосила, а отец даже не поднялся из-за стола... - сидел и казалось, спокойно допивал свой чай из большой фарфоровой кружки.
Я увидела, как побелело его лицо...

Быстренько, как научила меня няня, я забралась на свой сундук и устроившись поудобнее, поджидала, когда же дядя подойдет ко мне и попросит сойти с сундука. 
Вот тогда-то я и скажу ему:  «нехорошо, дескать, дяденька мое приданное забирать!...».
Наша добрая няня была уверена, что дяде станет стыдно и он отойдет.

Тот, что сидел за столом записывая имущество в клеенчатую тетрадь, вдруг "вспомнил", что в доме имелось наградное оружие, и к отцу приступили с допросом.
Вначале, отец отшучивался, потом замолчал, и его стали избивать.
Потом они  подошли  ко мне...
Я  сидела на своем сундуке и дрожала от страха, позабыв, чему меня научила  няня...
Видя  лежащего на полу  отца, я  только и успела пробормотать: «Нельзя дядя чужое ...», и... - не успела закончить. 
Ухватив за шиворот,  дядя будто котенка, отшвырнул меня к двери, чтобы не мешала "творить справедливость". 
Больно ударившись о косяк, - я  заплакала.

А тем временем, дяди приступили к моему сундуку... 
Они разбирали его, попутно "расспрашивая"  отца о наградном оружии.
Отец продолжал молчать, я, тихо плакала в углу, а малыш брат, на руках у мамы, испуганно поглядывал то на избитого отца, то на рыдающую  мать. 
Ко мне подошел дядька, и что-то спросил - я сейчас и не вспомню, о чем  он говорил, а тогда... - просто показала рукой, куда папа спрятал оружие.

Все бросились к тайнику, а отец подполз ко мне,  погладил по голове и обнял.
Мы так и сидели с ним,  пока они доставали  из тайника все, что спрятал отец.
Потом нас вывели во двор дома.
Зачитав по бумажке - за  что нас  высылают... - повезли затем в застланной соломой  телеге, по центральной улице станицы.
К телеге подбегали  люди и бросали нам что-то из еды. 

Со станции, в вагонах для скота, нас отправили на Урал.
Дело было осенью...
Стоял октябрь, теплый еще  на Кубани и уже зимний, на  Урале.
Потом, из вагонов, всех  выселенцев  переместили на баржи, и повезли дальше - по реке Вишере.
Барж было несколько, последней, к месту назначения, - шла баржа с продуктами.

Мы не успели дойти до пункта, куда нас отправляли, по открытой воде... - река покрылась льдом, а  баржи встали.
Нам приказали оставаться на баржах, и никуда, не уходить. 
Баржу с продуктами облили керосином и подожгли...
Я не знаю, сколько прошло времени, а только провизия, что  набросали нам  добрые люди в телегу  и  все, что удалось  взять с собой,  кончилось.
Лед окреп, - по нему уже можно было добраться до берега. 

О нас, видимо, просто забыли, а может быть, намеренно оставили умирать.
Вокруг того места, где баржи вмерзли в лед, - лес стоял стеной. Ни одного поселка, поблизости, не было видно. 
Выкопав землянки на  берегу реки, - выселенцы с барж  стали жить...

Отец сложил в землянке печурку, а плитой для нее  послужила принесенная  с баржи, железная пластина. На этой пластине отогревались гроздья рябины - замороженные, и потому, сладкие ягоды.
Отец с мужчинами  охотились, ставили силки, что-то добывали и, изредка, мы ели горячее из птицы или зайца.
Однажды, охотясь, отец нашел целую полянку с диким луком, который еще не успел промерзнуть, он выкопал его и принес нам, предварительно разделив поровну на всех, кто жил рядом на берегу.

Позже, обнаружив поселение чалдонов, мы будем менять у них наши вещи, на картошку и муку, а потом, когда менять уже будет нечего, мы станем ходить к ним в поселок и просить милостыню...

Голод  творит ужасное  с человеком!...
Оставляя в землянках своих малых детей - уходили взрослые.
Может быть, они погибали в дороге, а может бросали детей намеренно - кто теперь знает?...
Наши родители были с нами.
Вечерами, мы садились возле печки, папа рассказывал, истории из нашей прошлой, счастливой жизни, мы слушали и, вспоминая веселое - смеялись.  Всем становилось тепло и уютно в нашей землянке. 
Я расчесывала мамины густые волосы и заплетала их в косу.

Но вот мама заболела. Мы не знаем, что было причиной болезни... - возможно, организм её настолько ослаб, что не мог сопротивляться суровой действительности. 
Болела мама, неделю. Худенькая уже тогда - она совсем высохла и стала похожа на маленькую девочку.
Вскоре она умерла...

Отец завернул маму в  большую  шаль с кистями, которую успела закинуть к нам в телегу няня и заложил камнями у входа в землянку. 
У отца не было сил долбить промерзшую землю. Часами, он сидел возле заложенной камнями  мамы и, казалось, плакал...
Спустя несколько дней, отец, как обычно  принес нам гроздья промороженной рябины и положил их на плиту, а сам  прислонившись к плите - уснул.

Он уснул навсегда, оставив нас с братом круглыми сиротами. 
С помощью тех, кто мог двигаться, мы похоронили наших родителей  рядом с землянкой, на берегу  реки «Вишеры».
Дно выдолбленной ямы, устлали еловыми ветками, на которые положили тела, теми же ветками накрыли их и засыпали промерзшими комьями земли.
Вот весь "адрес", где лежат наши родители...

***********************

* От автора: В связи с открывшимися новыми сведениями (документы подлинные) о высылке нашего деда с семьей, в документах, указана еще и старшая дочь деда(имени нет - только возраст - 22 года).
Значит детей было пятеро, однако, о своей старшей сестре, мама никогда не упоминала.
Выяснилось, что семью раскулачили и выслали не в 1933 году, а, согласно документам - в 1930 году.
Мама была в возрасте шести лет (о чем указано в документах), Иллариону было пятнадцать.

** Родион в документах на высылку, не указан.



Продолжение - http://www.proza.ru/2012/02/13/1922