Солипсизм

Аля Лисёнок-Дульцева
Солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам) - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.



 - …И я вам поведаю ещё одну притчу…
 - Учитель, - возразил один из сидящих со мной рядом, - но мы голодны. Бурчание наших желудков забивает твои слова, Учитель.
Я тихо вздохнул.
 - Неужели в этой пятитысячной толпе не найдётся хотя бы пяти лепёшек?...

…Я люблю этот мир. Он – ярчайшая иллюстрация солипсизма. Главное – правильно подбирать слова, сочиняя притчи. И не противоречить самому себе. Их существование весьма зависит от их представлений об этом мире. Ну и от веры тоже. «По вере вашей и будет дано вам…» Я незаметно усмехнулся.
А вот и хлеба. Теперь, наверно, я их разломлю на несколько частей… Главное – не забывать про слова… Я вдохнул и произнёс:

 - Вот эти пять хлебов, которые нашлись в толпе. Сейчас я преломлю их, затем ещё раз преломлю, и ещё, и каждым из полученных кусочков можно будет накормить любого из здесь сидящих… Каждый из вновь полученных кусков этих хлебов будет таким же, как и хлеб сначала, и им можно будет легко насытиться каждому…

Как и всегда, удалось. В этом мире легко творить чудеса – достаточно перед этим заявить, что произойдёт чудо, и возможно, описать его. Тогда сами представления этих людей будут творить эти чудеса у них же на глазах. Наверно, когда мне опять надоест находиться в этом мире, я умру, предварительно рассказав, что воскресну…

***

 - …А мир вообще – есть?
 - Есть, - с уверенностью ответил парень.
 - А вот докажи!
Я откинулся на стенку купе и улыбнулся во весь рот. Это был далеко уже не первый мой спор на подобную тему, и я собирался, как минимум, посеять сомнения в его бедной голове. Но парень явно был настроен доказывать свою правоту.
 - Ну смотри. Я могу видеть этот мир. Я могу потрогать его руками или попробовать на вкус, - он демонстративно взял со стола конфету, развернул её, лизнул, оценивающе прищурился, кивнул сам себе и кинул её в рот. Потом вопросительно посмотрел на меня. – Что ты мне на это скажешь?
 - А гипнотизёры?
Парень пожал плечами.
 - Хорошо, уговорил. А тогда как ты объяснишь то, что люди видят одно и то же?
 - А если это массовый гипнотизёр?
Наша попутчица хихикнула. Она явно болела за меня и ждала, когда же я одержу победу. Я улыбнулся и подмигнул ей.
 - А сумасшедшие? Говорят, их нельзя загипнотизировать.
 - А кто говорит? – моментально возразил я. – Они говорят – ты веришь. Если ты веришь – то это существует, даже если это не так. Точнее, это уже так, потому что ты, и все, кто кроме тебя это слышал, верят в это. Вот тебе и солипсизм.
 - А что тогда ты скажешь насчёт разных вер?
 - А кто тебе сказал, что они все не верят в одно и то же?
 - А докажи?

Чёрт… я попался в свою же ловушку. Ну как мне, бывшему и Муххамедом, и Гефестом, и Иисусом, и Буддой, и Перуном в своё время, доказать, что все религии едины, не указывая на этот факт? Надо будет постараться…

 - Ну вот смотри, - с тяжёлым вздохом начал я. – Что у нас говорит любая религия, в которой у нас есть Ад и Рай? «От твоего поведения в этой жизни зависят условия твоей загробной жизни». Так?
 - Так, - серьёзно подтвердил он. Девушка также кивнула и внимательно-оценивающе посмотрела на меня.
 - А индуизм, буддизм и тэ дэ говорят: «От твоего поведения в этой жизни зависят условия твоей следующей жизни». Следующая жизнь наступит не раньше твоей смерти в этой, то есть, относительно текущего момента, является загробной… - я высунул язык. – Съели?
 - Подавились, - серьёзно вернул мне он. – Я верю в одно, в один мир, если говорить твоими словами, ты – в другой, тем не менее, эту девушку мы видим одинаково хорошо и в одной и той же кофточке, надеюсь. Тем более – по вере вашей, говоришь? – я ожидал, что я буду ехать в купе с девушкой один, а пришёл ещё и ты.
 - Так одно дело – мечтать и ожидать, другое – опасаться, как это пойдёт на самом деле. Ты ведь опасался, что девушка будет, но будет и попутчик? – парировал я, делая вид, что не заметил, как она покраснела. – Кстати, а чего опасалась и на что рассчитывала сама девушка?
 - Ты мне не объяснил, почему мы её одинаково видим, - быстро, пока попутчица не успела ответить на этот вопрос, возразил он.
 - Наложение миров, - пожал я плечами. – На этой планете семь миллионов миров, на каждого человека свой, местами они совпадают, поэтому возникает полная иллюзия единой реальности…
 - Не верю, - мрачно сказал он.
 - Ну и не верь, - пожал я плечами. Потом поднялся и пошёл в тамбур со словами «я на перекур, минут через пять вернусь».

Господи… как же всё изменилось. Я был тут чуть меньше двухсот лет назад, и насколько же этот мир успел поменяться… Я усмехнулся и закурил. За окном проносились какие-то леса, как всегда хмурые и грязные из-за мартовской мороси, но почему-то они вызывали у меня улыбку. Хотя, возможно, она появлялась от того, что в голову опять стучалась шальная мысль, нередко появляющаяся у меня в последнее время: «А не является ли этот мир, в котором ты временами «глаголом жжёшь сердца людей», как ты выразился когда-то, твоей личной фантазией, сублимацией твоих отдалённых мечтаний, твоей личной иллюстрацией к удобному для тебя солипсизму?».

Я затянулся ещё раз и улыбнулся. Ну и ладно, пускай этот мир – моя фантазия и моё представление о данной точке пространства, но… Чёрт побери, как приятно, что я бессмертен. Было бы крайне обидно, если б этот славный мир исчез вместе с моей безвременной кончиной…