Крашеные миры Кара-Радевич. К 100-летию Поллока

Мара Рушева
Мара Рушева

К СТОЛЕТИЮ ПОЛА ДЖЕКСОНА ПОЛЛОКА (отрывок из текста: КРАШЕНЫЕ МИРЫ КАРА-РАДЕВИЧ)


Следующая серия 6 объединяет разновременные полуфигуративные и нефигуративные абстрактные композиции, в которых живописный мазок Ирины Кара-Радевич обретает лучистое строение. Сохраняются многослойность сюжета, «плавающая образность», и картографичность основы, что также позволяет отнести серию 6 к живописному направлению географической информели…


Первая ранняя работа – «Пейзаж»… Красочность палитры ларионовского «Петуха»… Лысый бородатый карлик на животе гиганта... меч... Процесс разглядывания картины взывает к памяти византийскую песнь о знаменитом трапезундском герое Ксанфине и гиганте-сарацине, и в этом алгоритме нужно угадывать иных героев, и иное время событий… К примеру: неужели Белый Рыцарь, персонаж сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье», расчлененной на цитаты и видео-ряды, он же ; авторская персонификация Кэролла, который пытался объяснить Алисе основы косвенной адресации? - Образ Белого Рыцаря возникнет в живописи Ирины Кара-Радевич позже, в иной серии картин, в полотне «Дама с лошадкой» с его демонической улыбкой Чеширского кота…

Тело гиганта на полотне "Пейзаж" несет ряд характерных географических подробностей ... Вот Скандинавский полуостров, надетый на рыцаря белым шлемом... Новая Земля выглядит оленьим рогом... Вот черепаха, ползушая с Дальнего Востока... Охотское море вклинено между ног рыцаря…

Невольно вспоминается номерная композиция «Номер 1 A» (1948 г.) Пола Джексона Поллока, сумевшего средствами абстрактной живописи выразить идею «холодной войны», навязанную миру*. И там, и здесь географической основой композиций послужила карта Северной Евразии… Черепаха,ползущая с Дальнего Востока, была взята Кара-Радевич именно с этого полотна Поллока...

Если попытаться найти в полотне "Пейзаж" истоки вдохновения Кара-Радевич на российской почве, то можно обратиться к сказкам Пушкина. В поэме "Руслан и Людмила" имеется рассказ гигантской головы о коварстве своего младшего брата, карлы Черномора... 


* см. статью Мары Рушевой "Холодный апрель-1947 Пола Джексона Поллока" - литературная критика, 28.10.2011 22:01, ССЫЛКА: http://proza.ru/2011/10/28/1625