Беседы с мудрецами Иоанн Дамаскин

Елена Пацкина
Новый спиритический сеанс наш медиум открыл беседой с замечательным византийским философом и поэтом VIII в. Иоанном Дамаскином(ок.675-ок.753), монахом Иерусалимского монастыря св. Саввы, которого Вселенский собор 787 г. назвал глашатаем истины.
Вот запись их беседы:

М. – Уважаемый Учитель, наш известный историк, популяризатор и писательница Н.Басовская, изучая историю войн, пришла к неутешительному выводу, а именно, что вся история развития человечества есть не что иное, как череда сражений. Мир же всегда остается только идеалом,  в лучшей случае – кратковременной передышкой между военными действиями. Как Вы считаете, почему люди не могут жить, не убивая друг друга? Ведь даже призывы христианства возлюбить ближних и дальних привели не к миру, а к новым войнам –  крестовым походам. Причем, воюя за идеи, ни крестоносцы, ни другие воины никогда не забывали о грабеже. Возможно, всему виной вечная человеческая алчность?

И.Д. – Алчная душа всем злым делам начало.

М. – Есть ли способ избежать этого зла?

И.Д. – Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпение и смирение нужно иметь и для мира, и для войны.

М. – Те, кто развязывают войны, отнюдь не терпеливы и смиренны.
 
И.Д. – Затевающие войну сами попадают в свои сети.

М. – Не всегда. Нападая на слабых соседей, сильные легко завоевывают новые и новые земли и ресурсы.

И.Д. – Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить.

М. – Цари не часто имеют таких советников –  в этом их беда.

И.Д. – Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.

М. – Это верно, но дурные советы иногда дают не по злой воле, а по неразумению или неопытности.

И.Д. – Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.

М. – А мудрец захочет идти в царские советники?

И.Д. – Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.

М. – Почему мудрые избегают царской службы?

И.Д. – Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.

М. – Похоже, Вы не ждете от власти ничего хорошего. Но ведь только около сильных мира сего можно достичь богатства и почестей.

И.Д. – Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.

М. – Конечно, ведь такому человеку алчность не свойственна.

И.Д. – Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью.

М. – Но многие люди не хотят себя ограничивать и вовсе не стремятся к душевному покою.

И.Д. –  Кто не довольствуется малым, а устремляет свои взоры на многое и дальнее, не задумываясь о причинах и следствиях, добьется того же, чего мухи: им ведь недостаточно, чтобы летать на цветы и деревья, вот и оказываются они задавлены, влетев порою в слоновьи уши.

М. – Как образно Вы мыслите! Однако жизнь бывает сурова не только к мухам – часто самые мудрые и добродетельные люди попадают в беду.

И.Д. – Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.

М. – Почему Вы так думаете?

И.Д. – Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи ученых, скверные не скверных, а испорченные хороших.

М. – К сожалению, это правда. Чем достойней человек, тем больше у него врагов, тайных и явных. Особенно страшна тайная вражда родных и близких, уверяющих вас в любви.

И.Д. – Удаляйся от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним.

М. – А, может быть, следует проявить больше доверия и доброты к такому человеку, чтобы в нем проснулась совесть, и он устыдился и исправился?

И.Д. – Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.

М. – Но, чтобы порвать с близким человеком, надо удостовериться в его враждебности. Ведь так легко ошибиться.

И.Д. – Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом.

М. – К сожалению, мне не всегда хватало проницательности, и это имело для меня самые неприятные последствия.

И.Д. – Во время испытания стекаются все беды.

М. – Как следует вести себя в таких обстоятельствах?

И.Д. – Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого.

М. – Хорошо, если кто-то поддерживает человека в такое время.

И.Д. – Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья – в беде.

М. – Вы верите в дружбу?

И.Д. – Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

М. – Взаимная радость, вероятно, возникает при свободном обмене мыслями?

И.Д. – Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.

М. – Такая беседа не для чужих ушей?

И.Д. – Среди мудрых нет чужаков.

М. – Замечательно! А если человек недоброжелательный и завистливый захочет, он легко может поссорить и неразлучных друзей, разве нет?

И.Д. – Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.

М. – Ведь сплетни и клевета нас особенно уязвляют.

И.Д. – Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.

М. – Как Вы правы! Но христианство велит нам всех прощать и даже любить врагов. Вы смогли бы возлюбить таких разрушителей чужих судеб, ранящих в сердце наших друзей?

И.Д. – Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.

М. – Такое доказательство мне более доступно и понятно. Благодарю Вас, уважаемый Учитель, за яркие и мудрые ответы на наши наивные вопросы.