Спрут в томатном соусе. Глава 8

Виталис Мерта
Моя напарница Маня, женщина из категории тружениц, которыми гордится страна, после угрюмого молчания неласково уточняет количество рыбы, подлежащей разморозке. Убедившись, что от проклятых трех тонн ей никуда не деться, тяжело, по - коровьи вздыхает, выразительно потягивается и шаркает сапогами к фартуку, что висит на трубе отопления.
В пустом и гулком цехе постанывают и пыхтят дефростеры, булькают сбегающие в рыбьи завалы струи воды, стучат замороженные брикеты о края дефростерных баков, Гулко хлопнула подставка, спугнув сытых толстых крыс. Сонный кот на трубе обогревателя лениво приоткрыл левый глаз и проводил равнодушно бегущее вдоль стены крысиное семейство. Здесь у крыс и котов -мирное сосуществование. Политические разногласия им не ведомы, а пищи хватает и тем и другим.

Три тонны - это три стропа картонных упаковок с килькой. Их нужно распаковать, забросить в дефростер, разморозить теплой водой и выпустить в мятые-перемятые дюралевые ящики. Получится 300 ящиков. Ящики с килькой составляют на поддон в стропы по 60 штук в каждый. Строп подвозится электропогрузчиком на весы. Взвешивается. Сбрасывается вес пустых ящиков и подставки. В верхний ящик кладется бумажка с цифрой нетто. Этот же вес фиксируется в специальной тетради. После взвешивания строп вывозится на эстакаду. Утром ночную кильку заберет с эстакады другой погрузчик. Старый, воняющий бензином ветеран колхоза времен вождя всех народов. Урча и дымя, он увезет стропы в консервный цех. Консервники быстренько превратят рыбу в консервы. И еще 5 - 6 тонн, которые разморозит первая смена. Вторая смена добавит не менее 5 тонн. И так - ежедневно. Сей процесс - производственная гордость колхоза.
А в кастрюле дефростера идет интенсивный процесс разморозки. Десятикилограммовые килечные монолиты, заброшенные в дефростер второй сменой, под воздействием пара, воздуха и воды,раскисли, растаяли. Миллионы килек, которым в соответствии с правилами разморозки, следует погрузиться на нижнюю ленту. И по этой ленте прибыть в ящики, стоящие на столе приемника.
Все бы хорошо, но каспийская килька, в отличие от своей балтийской сестры и крупной океанической рыбы, тонуть не хочет. В ней сохраняется воздушный пузырь. Килька подло плавает на поверхности воды в дефростере. Для того, чтобы ее выпустить по ленте, приходится выпускать воду из дефростера. Это технологией запрещено. Да и время разморозки резко увеличивается.Но иначе норму не сделать.
Скорее бы закончилась эта бессонная смена. Впрочем, вторая смена еще хуже. Пока трясешься в автобусе 15 километров по лесной дороге, пока перекусишь и немного поглазеешь какой-нибудь американский боевичок, транслируемый ТВ недальней соседней страны... Проснешься в 10-11 утра. А в два - на углу у почты тебя уже ждут колхозные скрипящие автобусы. Вторая смена хороша тем, что большую часть ночи ты все же спишь. А утром еще есть время сбегать за продуктами. Это особенно ценят женщины. Ночная смена тоже дарит рабочему классу колхоза свободный день, хоть и не полный. Но, ох как болит головушка после бессонной ночи.Мои бывшие ночные пароходские вахты - просто мгновение.Да, они трудные,морские и речные ночные вахты. Но, ведь длится ночная вахта на судах всего четыре часа. Здесь - вместе с дорогой - 10 часов и более.
Первая смена - это ночной подъем ( автобус отправляется в пять двадцать). Это работа под надзором многочисленного колхозного начальства. Сколько "ценных указаний", пустых и часто глупых придирок ! В то же время все предложения рабочих по улучшению условий труда игнорируются.
Особенно трудно работать, когда происходит обмен сменами. Смены меняются еженедельно. И выходить на работу в первую смену, неделю отработав во вторую - мучение. Организм активно сопротивляется такой ломке режима.