Офицерская линейка

Поправкин
Прилетев после окончания Академии в солнечный город Архангельск, начались работы по подготовке к полётам, которая заключалась, прежде всего в желании летать, твёрдых теоретических знаниях, подготовленных полётных картах и чёрных носках, как показало светлое будущее.
О роли чёрных носков у меня было уже написано, а если не читали, то почитайте.
Желание летать становилось навязчивым. Дело оставалось лишь за подготовленными полётными картами. Кроме маршрута с аэродромами нужно было обозначить запретные зоны, радионавигационные средства, превышение рельефа и многое другое. Сильно помогала в этом офицерская линейка. Офицерская линейка имела трафареты, и приготовление карт было делом не слишком утомительным. Однако, офицерские линейки не входили в комплект обязательного штурманского снаряжения, а продавались в воен.торгах иногда, и были линейками не только офицерскими, но и дефицитными.
У меня была такая ценная  офицерская линейка. Кроме того я был достаточно талантлив в рисовании, поэтому полётные мои карты могли конкурировать с произведениями искусств. В общем, полетные карты были приготовлены и начал летать. Полёты, кстати, дефицитом не были.
Как-то надо было показать полётные карты главному штурману с обозначенной новой сверхсекретной зоной. Мы были в резерве, и я решил нарисовать ту сверхсекретную зону на полётную карту. Я уже собрался идти рисовать, как обнаружил, что потерял офицерскую линейку. Не надо говорить о том. как я расстроился сильно. Моё настроение исправил командир Ан-24 с которым мы летали. Он сказал:
-держи, Леха, линейку.  С тебя пузырь!
Я с благодарностью взял линейку, на которой была нацарапана фамилия командира, и сунул её в надёжное место, а бутылку, купленную мной, мы благополучно распили после полётов.
Я уже переучился на Ту-134, успел жениться и купить квартиру, а жена родить ребёнка, а ребёнок дорасти до катания на санках. Всем семейством мы пошли погулять и проходя мимо воен.торга решили туда зайти.
Был конец месяца, воен.торг  выполняя план  “выбросил” дефицит в виде офицерских линеек коих я купил штук десять.
На следующий день я вошёл в штурманскую и каждому сидящему там линейку подарил. Там же сидел тот самый командир Ан-24 с которым я летал, и который  меня выручил офицерской линейкой за пузырь.
-а мне- спросил он.
Я отдал ему ту самую линейку, что когда-то получил от него за пузырь.
Другим важным штурманским атрибутом была навигационная линейка НЛ-10. Навигационная логарифмическая линейка – очень удобная штука, для расчетов, чесания позвоночника и других не менее полезных вещей. Эти линейки нам выдавались, но к линейке испытывал явное уважение, поэтому мне её хватало на срок в 2 и даже 3 раза больше, чем было положено. Так я экономил линейки и был очень доволен, что страна богатеет. Страна стремительно богатеет, со страной богатею и я.
Я перебрался на Родину, в Ленинград, Санкт-Петербург.
Там мне выдали новую навигационную линейку и я снова летал. Потом я познакомился с одной американкой (Когда Боливар двоих не выдерживает)
У той американки двоюродный брат летал на Lear-Jet.Все иностранцы были помешаны на наших деревянных счётах. Поэтому я решил, что НЛ-10.
просто восхитит того двоюродного брата! Так и произошло, но это уже другая история.
В общем, навигационная линейка НЛ-10 полетала со мной лет 5 на Севере и ещё года 2-3 в Питере и разрушалась. У меня была ещё запасная НЛ-10, её и использовал. Может кому-то что-то показывал, может кого воспитывал, может ещё чего-то, только в штурманском портфеле линейки не оказалось! И я очень сильно поэтому поводу расстроился. Мы должны были лететь сначала в Архангельск, а потом в Нарьян –Мар, а линейки нет. Нет, это трассы моего детства в Авиации, но нет НЛ-10! Я там и без приборов навигационных летал, но нет навигационной линейки! Это как на пароходе вы вдруг обнаруживаете, что нет спасательного круга!
Полетел я с очень тяжёлым сердцем и без искры всякого вдохновения.
Сели в Архангельске, там меня все помнят и любят. Я к главному штурману, линейки мол нет. А Леонид Александрович и рад бы дать, да нечего.
Полетели мы в Нарьян-Мар. Настроения совсем нет.(До чего же страну довели. Даже линеек навигационных нет!)
Прихожу в штурманскую комнату, а там на столе НЛ-10 лежит почти новая, но уже с фамилией счастливого владельца. Я чуть было на колени не упал, только чтобы линейку отдали. А тот дежурный штурман мне и говорит, мол, что если только поменяться на офицерскую. Я чуть было не подпрыгнул от радости! У меня ещё с тех Северных времён, те линейки ещё остались и через 5 минут были уже у того дежурного штурмана, а НЛ-10 у меня!
Потом мы сели в Пулково. Нашлась моя линейка вскоре, а ещё через пару дней все наши лётчики  стали мне навигационные линейки приносить. Принесли на целую эскадрилью! Меня когда в 2004 списали, я все линейки парням молодым отдал, а две себе оставил. Ту с которой летал до “потери”, и ту из Нарьян-Мара.