Марае

Vikingnz
Предыдущая часть http://www.proza.ru/2012/01/22/313

От дома Басби мы перешли к марае – красивому, резному, расписному,  деревянному дому-шатру.

Марае – священное место для маори. Его можно назвать домом собраний, но это было бы слишком просто. Если знать все ритуалы, которые положено соблюдать в марае и рядом, все случаи, когда маорийцы собираются там, вы поймете, насколько это важное место.

В то время, когда был подписан договор, именно на этом месте, где мы стоим сейчас, не было марае. Спустя сто лет в ознаменование события – подписания договора, оно здесь было построено. Как и все марае, оно украшено особой резьбой и фигурами маорийских богов, вырезанных из дерева, и маорийскими орнаментами.

В марае собираются для принятия важных решений и для различных церемоний: венчаний, крестин, похорон, разобраться с соплеменниками и т.п.

Вожди у маорийцев  - только мужчины, а вот знания древних хранят и передают старшие женщины. Но несмотря на то, что маори живут по законам матриархата, женщинам в марае говорить запрещено. Такое вот особое место.
Если вы захотите посетить марае, непременно узнайте, как себя там надо вести, а то, не дай Бог, в чужой монастырь да со своим уставом влезете, мало не покажется. Для начала – приветствие гостей:
 «Начинается все с пофири (p;whiri) или формального приветствия гостя. P;whiri включает в себя одну из самых колоритных церемоний, сохранившихся у маори – это “wero” или встреча гостя. Эта церемония состоит из множества элементов. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая тай-аха – вид оружия, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием. Кстати, надо заметить, что если в настоящее время данное действо носит чисто ритуальный характер, то в прежние времена оно имело серьезный практический смысл. Караульные, охраняющие укрепеленную деревню, должны были выяснить, явился ли гость с миром или намерения его враждебны. От этого зависела безопасность всего поселения.»
После приветствия следуют еще много правил, которые соблюдаются неукоснительно. Церемония приема гостей длинная...
Для туристов же все несколько проще, особенно, если вы приехали не в особый день, когда вы станете участниками множества действ и ритуалов, а в самый обычный. Мы сегодня – туристы.
В марае входят босиком. Итак, мы подошли ко входу и разулись перед тем, как войти внутрь.
В холле – полумрак. В углу, что справа от входа, стоит большое резное кресло для вождя или старейшины, по центру холла несколько лавок для желающих присесть и не спеша рассмотреть резьбу и орнаменты на стенах.

- А почему у одних фигур такие страшные лица, а другие голову наклонили набок и  улыбаются? – спрашивают дети.
- Потому что одни прогоняют злых духов, а другие притягивают удачу. Это целая наука, какую фигуру куда поставить.

Разглядывая фигуры богов наши детишки обратили внимание на то, что у них всего по три пальца на руках, а в орнаментах использованы всего три цвета: белый, красный и черный. Почему? Три пальца – три состояния человека: жизнь, смерть, дух. Так же и три цвета: красный – жизнь, черный – смерть, белый – дух. Каждая линия орнамента несет в себе особый смысл. А все вместе – мудрость народная.

Интересно, как некоторые места приводят человека в особое состояние. Только что дети бегали, резвились, а вошли внутрь и притихли. Марае наполнены mana – сверхъестественной силой, и не почувствовать её нельзя.

Походили мы по марае, рассмотрели внутреннее убранство и отправились к военной  лодке waka.