Свобода и ее границы

Сергей Корягин
Свобода и ее границы. Дитя от зависимости матери освобождается, когда вырастает, более того: со временем отношение меняется на противоположное. С природой дело обстоит иначе: мы всегда остаемся ее детьми. Изменяются лишь формы зависимости.

Почему человечество до сих пор не нашло «наилучшего способа общественного устройства»? Я полагаю так: количество этих способов, как дурных, так и хороших,  неисчерпаемо, а неисчерпаемость нельзя исчерпать. Как нельзя достичь конца бесконечности. Ошибка Маркса в том и состоит, что он пытался «одним прыжком» (с помощью кровавой революции) достичь бесконечности.  Предсмертный час  человечества можно принять за «наилучший способ» –  это когда все его материальные и духовные силы исчерпаны, и оно, как терпящий аварию самолет, вот-вот рухнет.

В сфере человеческих отношений свобода сопряжена с необходимостью (с необходимой зависимостью). Возможна еще свобода как произвол, она ведет к распаду целого, к развалу общества. Сбалансированное соотношение свободы и необходимости (зависимости) в жизни общества я сравнил бы с положением столбика ртути в термометре на нуле. Столбик поднимется вверх при теплой погоде (благоприятные обстоятельства), опустится вниз – при холодной погоде (неблагоприятные обстоятельства). Свобода входит в свои права в условиях мирового спокойствия и внутреннего социального благоденствия. Ужесточение правил жизни приходит, когда обостряются внешние и внутренние отношения социума. Все это так и было бы, если бы решения принимали адекватные лидеры, реально оценивающие положение субъекта развития. Однако адекватность мышления и поведения правителей  – не столь частое явление.

Проблема в том, что в общественной жизни непросто определить границу между тем, что пойдет на пользу коллективу и что пойдет во вред, что можно позволить (свобода) и тем, чего нельзя позволить (необходимость). И эту трудность все тираны используют. Гитлер: немцам негде жить, а на Востоке – пустые территории. И необходимость (расширить границы) заняла все пространство свободы. Соответствующая идеология должна была оправдать необходимые действия и вдохновить солдат. Сталин: мы окружены врагами социализма, нас раздавят, если мы не примем мер. И необходимость (готовиться к войне, чтобы защитить завоевания революции) заняла все пространство свободы. Здесь была своя идеология, которая санкционировала индустриализацию, коллективизацию, террор и строительство системы лагерей. Но даже в условиях принятия необходимых решений, диктуемых чрезвычайными обстоятельствами,  полагаю я, возможен свободный выбор вариантов. Выбор в рамках, не выходящих из сферы человечности. Человек, даже политик, всегда должен оставаться человеком. Даже на войне, когда выбирают между двумя крайностями – «победить» или «умереть», есть варианты: можно победить умом (хитростью) или безрассудными жертвами солдатских жизней, можно умереть достойно или умереть иначе. Советские вожди не размышляли о тонкостях. 

Рабство – это грубая, жестокая, брутальная зависимость в сфере человеческих отношений.   Классическое рабство, рабство граждан в нацистских и советских лагерях. В Германии при нацистах, в России при коммунистах многие граждане чувствовали себя рабами не только в лагерях, но и дома, потому что жили под страхом: вдруг вождь узнает, что я думаю не так, как он.  Сейчас по телевидению идет фильм – «Жуков», там как раз об этом. Суббота, 28 января 2012 г.