Лёвушка Часть вторая Ищу маму 38-39

Виктор Шель
38.
Отец Феофан приехал в Евпаторию по просьбе матери Ивана Яковлева. Старый священник был уже много лет духовником Яковлевых и пользовался в семье полным доверием. Поручение, которое он получил от родителей Ивана, было весьма деликатного свойства. Ему поручалось  уговорить Ивана на возвращение к родителям. Мать считала, что в своём имении она сможет обеспечить наилучший уход за больным сыном. Отец Феофан должен был также переговорить с врачом Ивана, чтобы убедиться в том, что Иван действительно очень болен. Старый священник не предупредил Ивана о своём приезде по просьбе родителей Ивана, которые считали, что неожиданность его появления предотвратит козни жены Ивана. В том, что еврейка околдовала Ивана ради своих корыстных целей, у родителей не было сомнений. Разве не всем известна подлая суть иудейского племени? Даже священные книги просвещают христиан о жадности Иуды, продавшего Иисуса за тридцать серебреников. Отец Феофан, хотя и был сельским священником, был человеком просвященным и знал, что все апостолы были иудеями. Если Иуда предал Христа, то другие последователи учения остались верны Христу и привлекли к своей вере народы, обеспечив развитие и победу христианского учения. Он обещал Яковлевым добросовестно разобраться в причинах скоропостижной женитьбы сына, выяснить всё о его жене и о его болезни.
 
Священник остановился в гостиннице в центре города. Он пытался навести справки об Яковлевых у владельцев гостиницы, но они ничего не знали. Яковлевы жили замкнуто, и о них мало кому было известно. Отец Феофан выяснил адрес доктора Ольберга и отправился к нему обсудить болезнь Ивана.
- Чем могу служить? – спросил доктор Ольберг старого священника.
- Моё имя отец Феофан. Я приехал по поручению родителей Ивана Яковлева. Они интересуются здоровьем сына. Мне было дано ваше имя, как врача, который лечит Ивана.
- Очень приятно. Я действительно пользую Ивана Фёдоровича. 
- Так что вы можете сказать о его здоровье?
- Уважаемый отец Феофан положение Ивана Фёдоровича критическое. В его здоровье недавно произошли изменения к худшему. Процесс в лёгких перешёл в тяжёлую открытую форму. 
- Вы говорите недавно?
- Да, недавно.
- Не является ли это следствием его женитьбы?
- Что вы? Боже вас упаси, было бы большим заблуждением считать ухудшение здоровья господина Яковлева следствием счастливого брака! Ни в коем случае! 
- Так в чём же причина внезапного ухудшения здоровья?
- Я наблюдаю таких больных уже много лет. Ещё ни разу женитьба не влияла на течение болезни. Туберкулёз это такая болезнь, что ухудшение может возникнуть внезапно и без всяких причин. Организм устаёт бороться и болезнь обостряется.
- Смогу ли я перевезти его в дом родителей?
- Боюсь, что вы привезёте труп. Такого больного нельзя возить на далёкие расстояния. Я бы не стал рисковать даже перевозить его в Симферополь. 
- Так плох?
- Именно так. 
- Вы меня испугали. Каковы шансы на облегчение?
- Боюсь никаких.
- Он умирает?
- Положение крайне тяжёлое. Я не могу вам обещать выздоровление, а сколько он протянет известно только Создателю. Сейчас можно облегчить состояние больного хорошим уходом  и только.
- Боже мой! Неужто так плохо? Каков уход за больным?
- Супруга старается. Делает всё, что я приписываю. Вы можете сами убедиться в этом.
- Я пока не собираюсь с ней встречаться. Сначала я поговорю с господином Волковым.
- Батюшка, должен признаться, что Анна произвела на меня весьма благоприятное впечатление. Поверьте батюшка, у неё какая-то врождённая интеллигентность. Она делает всё, что в её силах, чтобы Иван Фёдорович получил хороший уход. Я должен вас предупредить, что Иван заразил её туберкулёзом. Пока у неё начальная стадия болезни, но ей необходимо беречься, чтобы болезнь не перешла в скоротечную форму, как у её супруга. 
- Я собираюсь встретиться с господином Волковым. Я обсужу с ним вопрос ухода за больными.
- Вот и прекрасно, батюшка.

 
Встреча с Волковым произошла в тот же вечер. Отец Феофан от родителей Ивана получил адрес Волкова и письмо к нему. В этом письме Яковлев старший уполномочивал Волкова, как друга семьи, взять на себя заботу обо всех финансовых делах Ивана. Теперь деньги на содержание молодых супругов будут высылаться Волкову, а он уже будет передавать их молодым Яковлевым. Отец Феофан пояснил удивлённому Волкову, что родные не доверяют жене Ивана и хотели бы, чтобы он, Волков, контролировал её действия.   
- Извините, дорогой отец Феофан, но зачем такие сложности?
- Видите ли, уважаемый господин адвокат, мы знаем алчность её племени. Фёдор Яковлев желал бы, чтобы вы проследили за тем, чтобы его деньги уходили на достойное содержание его сына, а не на прихоти молодой супруги. У молодых Яковлевых большие расходы на лечение, очень большие. Не завышены ли они?
- Насколько мне известно Анна Яковлева живёт жизнью мужа. Она не обновила свой гардероб с момента приезда из Гориловки. Родные отказались от неё. Она ни с кем из её родственников не поддерживает отношений. Кроме мужа и малолетнего сына у неё никого нет.
- Вот видите, у неё, оказывается, есть малолетний сын!
- К сожалению, мальчик исчез. Иван много бы дал, чтобы вернуть его, но пока наши усилия не принесли плодов.
- Это ребёнок Ивана?
- Помилуйте батюшка, не Ивана, но Иван бы его с радостью усыновил.
- Нельзя было завести своего?
- Теперь уже нельзя. Иван серьёзно болен.
- Сколько лет мальчику?
- Около двенадцати.
- Большой мальчик. И куда же он делся?
- Если бы мы знали, то он был бы здесь.
- Он сбежал от Ивана?
- Нет. Его похитили. Мы нашли похитителей, а он, оказалось, умудрился от похитителей сбежать. Мы не знаем куда. Мы не знаем, жив ли он. Мы ничего о нём не знаем.
- Это отразилось на здоровье Ивана Фёдоровича?
- Возможно. Я не могу это утверждать. Иван очень переживал, но резкое ухудшение его состояния возможно и не связано с его переживаниями. Болезнь такая. 
 
После бесед с доктором и адвокатом отец Феофан чувствовал себя готовым к встрече с Яковлевыми. Благоприятный отзыв врача об Анне не очень повлиял на священника. Он не мог поверить в благородство намерений Анны, хотя и понимал, что предоставить хороший уход мужу в её интересах. Только проявлением знаков любви и уважения она могла привлекать мужа. Потеря мужа означала бы для неё потерю всего – и уважения и содержания. Родители Ивана не намеривались содержать Анну, и если Иван умрёт, ей придётся самой себя содержать. И всё же старому священнику было очень любопытно, чем привлекла Ивана эта недостойная женщина. 
 
Анна встретила отца Феофана приветливой улыбкой, когда он постучался в калитку дома молодожёнов. Старый священник, давно потерявший свою попадью, внимательно присматривался к Анне. Спокойные, печальные глаза на бледном лице, обрамлённом волосами цвета соломы, смотрели на него открыто без заискивания. 
- Здравствуйте батюшка, - приветствовала его Анна. – Чем могу служить?
- Это дом господина Яковлева? – спросил священник.
- Да. Какой оказии мы обязаны вашему посещению?
- Меня зовут отец Феофан. Я духовник семьи Яковлевых. По поручению родителей господина Яковлева я приехал навести справки о состоянии его здоровья.
- Я слышала ваше имя от Ивана. Прошу вас в дом, батюшка. 
Анна приветливым жестом пригласила священника в дом.
- Ивану Фёдоровичу сейчас легче и я надеюсь, что он сможет вас принять, - сказала доверительно Анна. - В последнее время Ваня чувствовал себя очень плохо и не был в состоянии вести разговор. Слава богу, ему немного легче. Его болезнь очень заразная. Вы не должны подходить к нему близко, если не хотите заразиться.
- Я это знаю. 

 
Анна скрылась в спальне, оставив священника одного в гостиной. Отец Феофан оглядел комнату. Убранство комнаты было очень скромным – дешевый диван, вместо кресел стулья, на столе небольшая ваза из простого стекла. «Как у простолюдинов» - подумал священник. 
 
Анна вошла в гостиную. Она была смущена.
- Уважаемый батюшка, Иван спит. Не можете ли вы подождать с полчасика, пока он проснётся? Уж больно не хочется будить его.
- Отчего не подождать, я подожду.
- Вам чаю с вареньем, или рюмочку?
- От чашечки чая я бы не отказался.
- Сейчас принесу.
- А что, у вас нет прислуги чай подать?
- Мы держим кухарку и конюха. А ешё сестру милосердия для ухода за Ваней. На большее пока у нас нет средств. Ваня ведь не получает жалованье, а помощи от родителей мы давно не видели.
- Вы надеетесь на помощь родителей?
- Я не верю в эту помощь, а Ваня надеется, что мать его не обидит. 
- И это всё на что вы живёте?
- Я бы пошла работать, но Ваня против, да моя помощь в доме просто необходима. Но вполне вероятно, что мне придётся искать работу. Наши средства кончаются. Доктору платить нечем. Что это я заболталась? Бегу за чаем.
 
Отец Феофан задумался. Его смутила скромность обстановки и очевидная бедность. Родители давно не посылали денег, и это было видно. Простота и достоинство, с которым приняла его Анна, произвели впечатление. Она ведь понимает, что он - глаза и уши родителей Ивана, но не проявила никакого заискивания. Она говорила о наступающей бедности, как о вещи обыденной, к которой она относится без страха и упрёка. И это в доме наследника такой богатой семьи!   В имении Яковлевых не менее ста слуг и обслуживающих работников! Можно понять было бы нежелание обогащать авантюристку, но обрекать сына на нужду совершенно не допустимо. 
 
За чаем, отец Феофан продолжил беседу с молодой хозяйкой. Чем дольше длилась беседа, тем больше он проникался уважением к Анне. Он видел, что все её мысли были направлены на уход за мужем, на облегчение его страданий. 
В разгар беседы вошёл конюх и принёс пакет от градоначальника. Анна взяла пакет, но не стала его вскрывать.
- Ваня проснётся и прочтёт, - пояснила она.
- Может быть, господин градоначальник прислал неотложное сообщение, требующее немедленного ответа?
 - Я не могу будить Ивана. Он нуждается в отдыхе.
- Могу я взглянуть на пакет?
- Отчего же нет.
Анна протянула пакет священнику. Тот оглядел пакет, запечатанный сургучовой печатью, и покачал головой.
- Официальный пакет. Это должно быть что-то важное.
- Возможно. Мне сейчас все официальные дела не кажутся спешными.  Пока Ваня болен, официальные дела подождут.
 
Анна ошибалась. В этот раз пришёл очень важный пакет. В официальном письме было подтверждение отставки Ивана по болезни и уведомление о том, что ему назначена персональная пенсия в 300 рублей в год. В случае смерти чиновника пенсия будет выплачиваться вдове пожизненно. Отец Феофан был в спальне, когда Иван прочёл это сообщение. Иван просиял улыбкой. Отец Феофан был удивлён – на такую жалкую пенсию, меньше рубля в день, немыслимо прожить благородному господину. Родители Ивана тратили столько в неделю.
- Чему вы радуетесь? – спросил он Ивана.
- Понимаете, батюшка, я знаю, что мои часы сочтены. Мои мысли и заботы о моей молодой жене. Я её люблю и чувствую себя виновным в том, что увёл её от привычного быта, от семьи, и не смогу предоставить ей обеспечение. Я ответственен перед ней. Мои родители ей не помогут. Они

доказали это перестав помогать мне. Теперь она, хотя и не богато, но сможет просуществовать после моей смерти. Это снимает с моей души камень, душивший меня последнее время.
- Помилуйте Иван Фёдорович, с чего вы взяли, что родители перестали помогать вам?
- Разве это не так?
- Я привёз вам немного денег от родителей, всего двести рублей. Ваши родители будут посылать деньги через господина Волкова.
- При чём тут Волков? 
- Волков будет контролировать, чтобы помощь использовалась по назначению!
- Они не доверяют Анне! Боятся, что их помощь перепадёт и ей? Да, Анна благороднее всего их дворянского рода! Больнее оскорбить меня родители не могли! Не приму я такую помощь! Доложите им, что Анна - это часть меня самого. Не доверяя ей, они не доверяют мне! Как бы ни была мала моя пенсия – мы проживём без оскорбительных подачек! 
От волнения Иван покрылся весь потом. Кашель вырывался из его груди. На звуки кашля в спальню вбежала Анна. Она нежно вытерла лоб мужа мягким полотенцем и, повернувшись к священнику, сказала:
- Пожалуйста, оставьте нас.
 
Отец Феофан вышел в гостиную, не понимая, чем был вызван гнев Ивана. Разве он не понимает, что нет и не может быть доверия иудиному племени! Молодая жена выглядит честной и благородной, но, что у неё на уме, только Господь знает! 
- Извините батюшка, - сказала Анна, выйдя из спальни. – Иван Фёдорович почему-то сильно разволновался. Я не думаю, что он сможет продолжить с вами беседу сегодня.
- Не могу понять, чем вызвано волнение Ивана Фёдоровича! – сказал священник. – Мне поручили встретиться с ним, и я ничего не сказал ему такого, чтобы вызвало волнение!
- Прошу прощения, но доктор велел оберегать Ваню от волнений. Волнения вызывают приступ кашля. Вам было бы лучше дать Ване несколько дней отдыха, прежде чем возобновить передачу родительских наставлений ему. 
- Я привёз вам немного денег от родителей. Я знаю, что вам эти деньги были бы полезны, - он протянул пакет Анне.
Анна отстранила руку, добавив:
- Я не уполномочена принимать деньги от родителей Ивана. Без его указания я деньги принять не смогу.
- Я же знаю, что вам нужны деньги! Берите!
- Да, нам нужны деньги, но я взять деньги от родителей Ивана не могу. Поймите меня. Вы могли дать Ивану – вы этого не сделали. Может быть, это явилось причиной волнения Ивана? Я против его воли не пойду, даже если буду голодать! Я в состоянии работать. Мы не пропадём.
- Помилуйте, я не хотел вас обидеть. Мне поручили передать эти деньги.
- Вот Ваня чуть окрепнет, приходите и отдайте ему. Я денег не возьму!
 
Священник уехал в смятении. Отказаться от денег! Слыханное ли это дело в их-то положении! Молодой барин обижен недоверием к его жене!  Можно подумать, что он выбрал невесту из княжеской семьи. Отцу Феофану казалось естественным недоверие к еврейке. А она тоже хороша! Не взяла деньги! Отец Феофан не хотел выглядеть перед Яковлевыми человеком, который не нашёл подход к их сыну. Особенно в такое время, когда здоровье Ивана подорвано. Кто как не он, личный духовник семьи, должен найти подход к больному барину. Надо посоветоваться с Волковым.
 
Волков выслушал священника с большим вниманием. Ему было понятно недоверие родителей Ивана к Анне. Новые веяния о равенстве людей перед богом и обществом, привитые Ивану Московским университетом, кажутся старикам богохульством. Воспитанные на неравенстве отдельных слоёв общества, гордые превосходством дворянства перед всеми сословиями империи, не могли они понять поступок сына. Столбовой дворянин не может даже замечать евреев. Женитьбу Ивана они восприняли как вызов обществу, семье и лично им. Если бы Иван взял бы Анну как содержанку – они были бы шокированы, но поняли бы сына. Нет, Иван женился на ней, даровал ей их семейное имя! Это было воспринято как оскорбление.
 
Сам Волков относился к Анне с большим уважением. Он знал, что женщина не приложила никаких усилий, чтобы завоевать сердце Ивана. Это Иван завоёвывал её сердце. Волков постарался

объяснить отцу Феофану, что в женитьбе Ивана винить Анну нельзя. Её красота дарована ей богом и не виновна она в том, что Иван в неё влюбился. Священник не мог понять Волкова. Неужели барин потерял всякую гордость и унижался перед еврейкой, чтобы добиться её любви? Священнику было трудно поверить, но если это правда, то понятен гнев и волнение Ивана. Волков взял деньги и обещал найти удобный предлог, чтобы передать так необходимые Ивану средства без ущерба его гордости. 
 
Отец Феофан возвращался с тяжёлым чувством проваленной миссии. Он не выполнил поручение госпожи. С каким видом он явится в дом Яковлевых, не сумев найти общий язык с Иваном? Не для того посылали его в далёкий Крым, чтобы он не смог убедить молодого барина в пагубности его брака на еврейке. Тяжело будет родителям узнать и новость о резком ухудшении здоровья Ивана. Не любил священник быть источником плохих новостей, но придётся.
 
 
39.
Лёвушка открыл глаза. Он лежал на широкой кровати укрытый теплым одеялом. К нему склонилось улыбающееся женское лицо. Женщина что-то сказала на непонятном языке. Лёвушка повернул глаза в ту сторону, куда обращалась женщина. Там стояла девушка, смотревшая на Лёвушку широко открытыми глазами. Девушка, выслушав внимательно женщину, покинула помещение. Женщина положила на лоб Лёвушки смоченное водой полотенце. Левушка закрыл глаза. Он не мог понять, как он оказался в этой кровати, в этой комнате. Он помнил только собачью морду у своих глаз и страшную черную бороду. 
 
Голову Лёвушки нежно приподняли и к его губам приложили горлышко кувшина. Лёвушка понял, что женщина хочет, чтобы он попил из кувшина. Напрягшись, Лёвушка потянул жидкость из кувшина. Это было козье молоко. Лёвушка с трудом глотнул жидкость. Его голову отпустили на подушку.  Через минуту процедура повторилась. Терпеливо женщина и девушка поили Лёвушку тёплым молоком, пока кувшинчик не опустел. Женщина ласково посмотрела на Лёвушку, вытерла пот с его лица и шеи и отошла от больного. Утомлённый Левушка закрыл глаза и заснул.
 
Лёвушка не знал, сколько времени он спал, но, когда он открыл глаза в следующий раз, женщины в комнате не было. Он лежал на широкой кровати, укрытый одеялом, поверх которого был положен войлочный ковёр. На Лёвушке была надета длинная рубашка, а его одежда, та в которой он бежал от Остроумовых, исчезла. Лёвушка оглядел комнату. Бревенчатые стены и такой же потолок были не заштукатурены. В комнату вошел пожилой бородатый мужчина страшного вида одетый в рубаху с косым воротом и широкие шаровары. Мужчина сел у его постели.
-  Мальчик, что ты делал в горах? Где твои родители? – спросил по-русски мужчина. 
- Я ищу их, - с трудом выдавил Лёвушка. - Я хотел пройти через горы, чтобы их найти.
- В горах дождь. Тебя могли загрызть дикие звери. Где твои родители?
В комнату вошла женщина и сказала что-то сердито мужчине на непонятном языке. Мужчина встал и пояснил:
- Она не разрешает говорить с тобой. Велит отложить вопросы до тех пор, пока ты не окрепнешь.   
 
Мужчина, пятясь, вышел из комнаты. Женщина приветливо улыбнулась Лёвушке и положила свою ладонь ему на голову. Девушка пришла с маленьким кувшинчиком в руках. В этот раз Лёвушке предложили какую-то  довольно противную на вкус настойку. Лёвушка сделал глоток и замотал головой, желая показать женщине, что напиток ему не нравится. Женщина строго посмотрела на Лёвушку и подсунула горлышко кувшинчика к его губам. Лёвушка понял, что она требует от него допить содержимое кувшина. Пришлось подчиниться. Проверив, что всё содержимое кувшинчика выпито, женщина приветливо улыбнулась и погладила Лёвушку по голове. 
 
Прошло несколько тяжёлых дней. Постепенно Лёвушка начал выздоравливать. Теперь женщина разрешила Лёвушке сидеть в постели, когда приносила ему пищу. Все эти дни бородатый мужчина не заходил в комнату. Всю заботу о Лёвушке несли женщина и помогавшая ей девушка. Лёвушка мог сам держать в руках кувшин, из которого его поили, и даже есть немного твёрдой пищи. Большую часть дня Лёвушка спал, и женщине приходилось будить его для приёма пищи. 
 

Лёвушка не знал сколько прошло времени с того дня, когда он покинул Ялту. Временами ему казалось, что его приключение в Ялте были сном. Позже он ясно вспоминал, как он бежал от сытой жизни в доме  госпожи Остроумовой. Его мучила мысль о том, что из-за этой болезни он не может продолжать поиск мамы. Он послушно глотал всё, что ему давала эта незнакомая женщина в надежде, что это поможет быстрее выздороветь и продолжить поиск мамы. 
 
Наступил день, когда женщина сама позвала бородатого мужчину, чтобы он расспросил Лёвушку. Теперь Лёвушке было совсем не страшно встретиться с бородатым. Бородатый уселся на скамью у постели Лёвушки.
- Как тебя зовут? – задал он первый вопрос.
- Лев Умов, - ответил Лёвушка. – А как мне вас называть?
- Меня зовут Ахмед. 
- А вашу жену?
- Сабрие. Она не говорит по-русски. Как зовут твоих родителей?
- Маму зовут Анна. Анна Яковлева, я думаю. Я не знаю где её искать. Мой отец Зиновий Умов и он живёт в Гориловке, Херсонской губернии.
- Как ты попал в горы?
- Это я не могу объяснить. Я искал маму. Сейчас, я думаю, я должен добраться в Гориловку к папе. Мне будет легче там узнать, где искать маму.
- Я не знаю, как тебе помочь. Я посоветуюсь. Наш мулла очень знающий человек.
- Спасибо. Спасибо большое вам.
- Выздоравливай. 
 
Ахмед позвал жену и покинул комнату. Лёвушка откинул голову на подушку. Даже этот короткий разговор его утомил. Сабрие вошла в комнату и с тревогой посмотрела на Лёвушку. Лёвушка с трудом ей улыбнулся. Она положила руку не лоб Лёвушке и, убедившись, что лоб холодный, укутала мальчика одеялом. 
 
Лёвушкино здоровье поправлялось очень медленно. Когда Лёвушка решил впервые стать на ноги, оказалось, что он так ослаб, что не может стоять на ногах. Отчаяние охватило мальчика. Как искать маму, если он даже стоять на ногах не может? Сабрие видела, что мальчик загрустил, но не понимала в чём причина. Она позвала мужа, чтобы он выяснил, что беспокоит мальчика. Ахмед пришел и сел около кровати. Лёвушка беззвучно плакал. По его лицу стекала слеза. 
- Чего плачешь? – спросил Ахмед. – Где тебе болит?
- Я не могу искать маму – я даже не могу стоять на ногах!
- Силы придут к тебе. Твоя слабость временная. Ты постепенно окрепнешь. 
- Это правда? Я смогу ходить? – с надеждой спросил Лёвушка.
- Конечно, сможешь. 
- А вы поможете мне искать маму?
- Это я не знаю. Я не знаю, где её ты потерял. Но мулла сказал, что надо тебя отправить в Карасубазар. Передать властям – они тебя отправят к родителям.
- Они меня вернут госпоже Остроумовой. Она не моя мама, но она принимает меня за её пропавшего сына Колю. 
- Какой госпоже?
- Моя фамилия Умов, а власти решили, что я Остроумов и отдали меня госпоже Остроумовой, которая давно потеряла сына. Но я не её Коля, я Лейба. Я не русский. Я еврей. Я не хочу назад к чужой маме. Я хочу найти свою маму!
- Я тебя не понимаю. Расскажи мне всё по порядку.
 
Лёвушка подробно рассказал все свои приключения Ахмеду. Ахмед задумался. Ему рассказ Лёвушки показался неправдоподобным. Одно только говорило в пользу истории мальчика – он обрезан, значит, он не может быть русским мальчиком. Ахмед решил обратиться к мулле за помощью. Мулла учёный и лучше знает, как поступить.
 
Дни шли за днями. Лёвушка убедился, что Ахмед был прав и силы вернуться к нему. Теперь Лёвушка начал ходить и не хотел больше лежать в постели. Он освоил дом Ахмеда. Он узнал, что у Ахмеда было три сына и дочь. Сыновья были много старше дочери и давно жили самостоятельно. Дочь Ахмеда

была лет на пять старше Лёвушки и, хотя и была засватана, пока ещё жила с родителями. Это она помогала матери ухаживать за Лёвушкой. Девушку звали Зейнаб, и она понимала по-русски. Зейнаб была очень красивая девушка. Одетая в широкую длинную рубашку и цветные шаровары, Зейнаб носила нагрудник, на который были нашиты блестящие монеты. Лёвушка с удовольствием наблюдал за ней. У Ахмеда была большая черная собака. Собаку в дом не пускали, а Лёвушку из дому не выпускали. Лёвушка, относившийся к животным как разумным существам, хотел познакомиться с собакой и поблагодарить её за то, что она его нашла там в лесу.
 
Сабрие и Зейнаб начали подготовку к празднику. Лёвушке объяснили, что наступает праздник Наврез и к этому празднику необходимо особенно тщательно убрать дом. Сабрие приготовила к празднику вкусные блюда. Ахмед сказал, что придут его сыновья с женами и даже сам мулла. Мулла был самым уважаемым человеком во всём селе. Он получил образование в Турции и говорил на нескольких языках. Местный мулла даже совершил паломничество в Мекку и заслужил право называться ходжой. Жители села почитали за большую честь, если мулла посещал их дом. Это всё рассказал Лёвушке старый Ахмед, предупредив, чтобы мальчик с особым уважением отнёсся к гостю.
 
Оказалось, что мулла был приглашен, чтобы обсудить с ним как помочь Лёвушке в поисках родителей. Мулла расспросил Лёвушку и, выслушав его рассказ, решил, что Лёвушку нужно передать евреям в городе Карасубазар. Там найдут способ, как помочь Левушке в его поисках. В начале апреля из села поедут в  Карасубазар продавать шкуры ягнят и шерсть. Обычно эти товары скупает еврейский купец, который потом их сбывает в Одессе. Вот мулла и посоветовал передать ему Лёвушку.
Лёвушка сомневался в том, что в Карасубазаре найдутся желающие помочь ему найти маму. Он боялся, как бы не вернули его в Симферополь к часовщику. Он робко высказал свои сомнения мулле. Мулла внимательно выслушал возражения и пояснил:
- Я велю попросить, чтобы тебя к часовщику не возвращали. Это всё, что я могу тебе обещать.
- Спасибо вам, - сказал Левушка. 
- Мы имеем дело там с еврейским купцом, - продолжил мулла. – Это добрый человек и известен тем, что не обманывает татар. Я распоряжусь, чтобы попросили его помочь тебе.
Левушке ничего не оставалось, как ждать начала апреля.   
 
В доме Ахмеда Левушку принимали очень тепло. Лёвушка в свою очередь старался помочь по хозяйству. Ахмед нашел в одном из сундуков старый овечий тулуп, который, по всей видимости, носил один из его сыновей, когда был в том же возрасте, что и Лёвушка.  Там же он нашел и тёплую баранью шапку и сапоги. Теперь Лёвушка мог покидать дом и помогать во дворе. В самом начале весны, когда овцы начали обзаводиться потомством, работы по хозяйству прибавилось. Лёвушка был рад, что он может помочь гостеприимным хозяевам. 
 
Незаметно пришел апрель. Ахмет привёл Лёвушку к своему односельчанину Исмаилу, который отправлялся в Карасубазар. Исмаил, уведомлённый муллой о необходимости доставить Лёвушку в Карасубазар, критически осмотрел мальчика. 
- Ты хочешь в Карасубазар? – спросил он.
- Я не знаю. Я хочу найти свою маму.
- Я тебя отвезу к Иоселю. Там уж ты объяснишь, что ты хочешь. 
 
Провожать Лёвушку пришли сыновья Ахмеда. Лёвушка надеялся, что Зейнаб придёт тоже, но она не пришла. Старший сын Ахмеда сделал Лёвушке подарок – новые сапожки. Лёвушка был очень подарку доволен. Мальчик обнял старого Ахмеда и сказал ему:
- Я вас никогда не забуду. Я вырасту и приеду к вам в гости.
- Приезжай, - ответил Ахмед. – Мы всегда рады гостям.
 
Исмаил тронул лошадей, и телега покатила вниз по дороге. Лёвушка долго смотрел назад, пока дорога не повернула, и смотреть больше было не на что. Лёвушке было тревожно на душе. Он думал о том, что его ждёт в незнакомом городе Карасубазар и как его примет неизвестный еврейский купец по имени Иоселе.