Г. Элла. Джон Гилл и дело Божией истины

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЖОН ГИЛЛ: ДЕЛО БОЖИЕЙ ИСТИНЫ
Георг Элла

Когда заходит речь о работе Святого Духа, которая влила в Церковь новую жизнь в XVIII веке, часто упоминаются такие звезды, как Уайтфилд, Херви, Топлэди и Ромэйн. Творения этих людей благодаря Божией суверенной благодати заслуживают достаточно высокой оценки, но те факты их деятельности, которые высветили недавние биографии, как правило, создают впечатление, что представители других конфессий, например, баптисты, в течение всего этого периода были малоактивны. Это ни в коем случае не так, чему свидетельство – жизнь Джона Гилла.
Гилл родился в 1697 г. в городе Кеттеринге и стал членом церкви частных баптистов, пока не был призван к пастырству в часовне Гоат-ярда в Хорслидауне, Лондон. Эта церковь, ныне известная как Метрополитен-скиния, получила славу в баптистской истории потому, что в ней служили такие выдающиеся люди, как Бенджамин Кич, Бенджамин Стинтон, Джон и Чарльз Риппоны, Чарльз Сперджен и, наконец, Гилл.
Когда Гилл взял на себя этот приход, его доктрины и методы церковного управления были далеки от библейских. Здесь уделялось слишком много внимания вышестоящим лидерам, которые лишали общину ее независимости. Ассоциация служителей, которые регулярно встречались в одном из лондонских кафе, поставила себя во главе частных баптистов столицы, заявив о своем исключительном праве рукополагать священников и диаконов. На самом деле лишь меньшинство церквей утверждало, что они не имеют права сами выбирать духовенство и должны предоставить это дело братской кофейне. По сути, они пришли к созданию будущего Союза баптистов. Гилл рассматривал это движение как незаконнорожденное чадо, не верное Евангелию.
После того как Гилл пришел в новую церковь, он осудил полномочия «кофейной» клики и потребовал, чтобы его община сама выбрала и рукоположила себе диаконов. Столкнувшись с широкой оппозицией, он отважно составил заявление о вере, которое было тщательно евангельским по замыслу и сознательно кальвинистским по характеру доктрины. Эта мера была необходимой, ибо наряду со слабостью принципов церковной власти начал снижаться также уровень доктрины, и в церквах стало развиваться отрицание Троицы и вечного сыновства Христа. После того как Гилл поставил общину на твердые библейские основания, членство в Гоат-ярде выросло в несколько раз и церковь, которая переехала в большое помещение на Картер-Лейн, стала одной из самых влиятельных баптистских общин страны.
Братья Хорслидауна первоначально обратились к Гиллу за помощью в благовестии, а вскоре он начал систематически евангелизировать весь Саутуорк. Его метод заключался в том, что он разделил района четыре части и назначил в каждую из них двух братьев, которые должны были посещать и наставлять остальных членов. То, что началось как обычная работа среди паствы, в скором времени распространилось как метод среди евангельского духовенства всех направлений, которое тоже стало обращаться к Гиллу за поддержкой. Вскоре англиканские пионеры возрождения, такие, как Херви и Топлэди, были полны благодарности за помощь, которую они стали получать через проповеди и публикации Гилла. Херви особенно любил Гилла за то, что он учил о необходимости вмененной праведности Христа для грешников, а Топлэди – за его осуждение ошибочной арминианской точки зрения на человека. Херви писал о Гилле, что он «представляет нам бесконечно богатые и дивные проявления славы Лика Христова, свободы Его благодати ко грешникам и нежности Его любви к Церкви». Какая лучшая похвала может быть для христианского евангелиста?   
Чтобы Гилл мог получить доступ к более широкой аудитории, многие религиозные лидеры упросили его читать еженедельные лекции. Их серия, которая продолжалась почти 30 лет, была открыта в 1729 г. проповедью на Пс.71.16: «Войду в размышления о силах Господа, воспомяну правду Твою, единственно Твою». Именно это Гилл поставил целью своего благовестия. Двумя его любимыми текстами были Ис.24.16: «Обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли» и 2 Пар.16.9: «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему». 
Проповедуя в присутствии Джона Дэвиса, Гилл сказал: «Разумные грешники – это те, кто сознает грех и его опасность, и взывает: что нам делать, чтобы спастись? Им нужно указать на то, что Христос есть Древо жизни для них, и сказать: веруйте в Господа Иисуса Христа, и спасетесь». Далее он сказал: «Ваша работа заключается в том, чтобы привести людей к осознанию своего греха и вины, чтобы они возжаждали, чтобы Кровь Христа, излитая за многих ради прощения грехов, коснулась и их, если вы хотите проповедовать им прощение». Возможно, имея в виду арминиан, которые твердили ему, что нельзя проповедовать покаяние, если люди не обязаны верить, он со властью говорил своим слушателям: «Будьте верны и трудитесь, чтобы показать несчастным людям их природное состояние, необходимость покаяния пред Богом и веры в Господа нашего Иисуса Христа, в Его Кровь, праведность и искупительную Жертву ради мира, помилования, оправдания и спасения».
Было неизбежно то, что Джон Уэсли должен был войти в противоречия с Гиллом, и обсуждение вопроса о стойкости святых привело к написанию нескольких книг с каждой из сторон. Уэсли заявил: «Я считаю, что святой может, будучи оправдан Богом, отойти от Него настолько далеко, что он погибнет навеки». Он также говорил: «Тот, кто является сегодня чадом Бога, завтра может оказаться чадом дьявола». Гилл ответил ему: «Те, кто действительно восстановлены, действенно призваны и возрождены, и внутренне освящены Духом и благодатью Божией, будут стойки в благодати до конца и спасутся навечно, и никто из них не может полностью отпасть так, чтобы навеки погибнуть».
Ошибка Уэсли состояла в том, что он не верил во вмененную праведность Христову и не мог согласиться с тем, что Христос непрерывно ведет верующего и готовит его к вечности. Гилл цитировал Иов 17.9: «Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет все больше и больше утверждаться». Гилл говорил Уэсли: «Праведен тот, кто поистине сделан праведным через праведность Христову, вмененную ему, которую он получает по вере, в силу чего он живет и трезво хранит эту праведность, и ходит путями Христовыми, ибо он действительно получил Его праведность». Гилл утверждает, что поскольку Христос реально делает человека праведным через вменение ему Своей собственной праведности, то Христос и ведет праведника за Собой и Своими путями. Отсюда следует, что даже если праведник упадет, оступится или споткнется в силу внутренней борьбы, которая идет во всех христианах, он не может отпасть окончательно от общения со Христом, ибо это общение исходит не от человека. В конце концов, наша Праведность есть Христос, а не наши дела.
Д-р Абрахам Тейлор заявил, что поскольку Гилл кальвинист, он не может верить в святость закона и добрых дел. Будучи ректором богословского колледжа, он просто не знал, что такое кальвинизм! Гилл ответил ему: "Хотя мы говорим, что дела не обязательны для спасения, говорим ли мы, что они не нужны для чего-либо еще? Говорим ли мы, что они не являются необходимыми для послушания закону Божию? Говорим ли мы, что заповеди закона не нужны людям? Являются ли они адиафорой, которую можно делать или не делать? Нет, мы не говорим ничего из этого; но мы не считаем дела имеющими силы закона. Мы устанавливаем тот Закон, который находится в руках Христа, нашего Законодателя, к Которому мы стремимся, и потому повиновение Ему легко для нас; стремимся явить свое подчинение Ему, как Царю святых, и явить нашу благодарность за бесчисленные благословения, которые мы получаем от Него… То, что необходимо делать или должно быть сделано, вытекает из нашей надежды на то, что не может быть спасения без благодати Господа Иисуса Христа, но не из того, чтобы иметь целью получить спасение. Добрые дела необходимо творить, исходя из Божественного призвания и предназначения, тем, кто есть новое творение Божие, созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог повелел исполнять, чтобы им ходить в них. Они необходимы по воле и заповеди Бога, ибо мы обязаны повиноваться Ему и как тварь, и как новая тварь. Они необходимы, ибо мы подвластны Ему, и в качестве благодарности за бесчисленные милости, которые мы получаем от Него, чтобы ими мы, как и другие, могли прославлять Отца нашего Небесного. Они необходимы, чтобы украсить ими учение Бога и Спасителя нашего, рекомендовать религию другим, свидетельствовать об истине нашей веры и явить реальность внутренней святости. Они необходимы как для блага наших ближних, так и для того, чтобы заградить уста нашим врагам".
Гилл делал упор на духовную бесчувственность неспасенного человека и его неспособность к обращению, и это возмущало арминиан. Однажды он проповедовал о полном падении и духовной неспособности человека, и слушавшие его были глубоко оскорблены. Они начали возмущаться и заявили проповеднику: «Вы находите возможности человека слишком низкими». «Сэр, насколько, как вы думаете, люди могут способствовать своей вере и спасению?» - ответил Гилл. Этого все ожидали, и оппонент незамедлительно выдал Гиллу длинный список того, что человек может сделать, чтобы заслужить Божие расположение. Гилл терпеливо выслушал, а затем спросил: «Вы сделали все это сами?» - «Нет, я не могу о себе этого сказать» - ответил ему мужчина. Гилл посмотрел на него с удивлением и сказал: «Если вы действительно могли все это сделать и не сделали, то вдвойне заслуживаете проклятия, но в таком случае вам мало пользы от той свободной воли, которую вы так превозносите. Однако если вы сделаете что-то духовно доброе, в том случае, если вообще окажетесь в состоянии сделать это, то будьте любезны прийти ко мне и объяснить, каким образом вы до этого дошли.  Ибо я знаю, что ни одно средство не может исправить падения человека, кроме действенной благодати, которой Бог изменяет волю людей по Своему благоволению». 
Враги прилагали огромные усилия для того, чтобы заставить Гилла замолчать, и он часто предостерегал Божий народ от компромиссов с истиной. Сперджен, который в условиях «Спора под уклон» оказался в аналогичном положении, был в значительной мере в долгу перед Гиллом, которого считал своим великим предшественником. Некоторые члены  его церкви в недвусмысленных выражениях заявили ему, что если он опубликует эту книгу, он рискует потерять некоторых из своих лучших друзей, а также все доходы. Гилл сказал на это: «Я могу позволить себе быть бедным, но я не могу позволить себе ранить мою совесть». Сперджен добавил позже: «Поэтому его мантия осталась в нашей ризнице».
К сожалению, падение доктрины Союза баптистских церквей тогда вышло из-под контроля, и усилия Сперджена в борьбе с ним оказались напрасными. Нет ничего нового под солнцем, и что было во дни Сперджена, происходит и с нами. Тем не менее сам Сперджен вынужден был признать, что у Гилла он нашел лучший образец рационального богословия, и что никто не служил Богу так, как он. Это следует учитывать на фоне того, что происходит с евангельскими христианами сегодня.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn