Эльбрус, я вернусь!

Татьяна Комендант
Эльбрус – это своего рода Мекка для альпинистов. В хорошие времена к подножью двуглавой горы съезжалось до двух тысяч туристов в день. Всем жителям Эльбрусского района находилась работа – в гостиницах, туристических базах, кафе. Местные рукодельницы бойко торговали на импровизированном базарчике теплыми носками, свитерами и жилетами, связанными из овечьей или козьей шерсти, - между прочим, по образцам из последних модных журналов, так что изделия шли нарасхват.
Мы побывали в Баксанском ущелье в конце ноября. К тому времени уже была отменена контртеррористическая операция, объявленная в районе после того, как в конце февраля этого года произошли взрывы на канатной дороге, ведущей к вершине Эльбруса, на участке от станции «Старый Кругозор» до станции «Мир». Случилось это как раз перед началом бархатного сезона в Приэльбрусье, ведь в марте здесь катаются на лыжах в купальных костюмах.
КТО продолжалась целых девять месяцев, и все это время туристическая деятельность в районе была под запретом в целях безопасности людей. Население района составляет 36 тысяч человек, почти в каждой семье кто-нибудь да работал на обслуживании туристов, так что КТО ударила по всему району. Но, пожалуй, хуже всех пришлось жителям поселка Эльбрус – там без работы остались 3 тысячи человек.
Разговариваем с директором альпинистского лагеря «Шхельда» Магомедом Темекуевым и начальником службы трассы Вкууанчем Доттуевым. У обоих в глазах тоска и безнадега. Отсутствие туристов подкосило семейный бюджет. Один рассказывает, что две семьи – его и брата – вынуждены пока жить на пенсию пожилых родителей. Другой жалуется, что обещали выделить корма на коров, но лично он так ничего и не получил. Не увидели они и обещанной материальной помощи. Правда, признаются, что заявления на матпомощь они не писали. Зато подтверждают, что кредиты всем, кому это требовалось, реструктурировали без проблем. Кроме того, некоторые балкарцы на время вынужденного простоя арендовали кафе в равнинной части республики и зарабатывали средства на жизнь там.
День яркий, солнечный, поляна Азау, где мы стоим, уже покрыта снегом, снег на вершинах гор и кое-где на склонах. Технически все канатные дороги уже готовы. Дело осталось за малым – за туристами, которых пока нет. Разве что вот для нас попросили электроэнергии у соседей – строителей, чтобы на короткое время запустить канатную дорогу.
Входим в просторную кабинку с застекленными окнами на станции «Азау» и кабина медленно ползет вверх. На середине пути справа видим группу людей, спускающуюся по склону горы, кажущемуся отсюда почти отвесным. Расстояние между нами и альпинистами такое, что их фигурки выглядят не больше муравья, но можно разглядеть, что идут они пешком, а лыжи несут за спиной. Говорят, что это тренируются военные спасатели. Отсюда кажется удивительным, как они не сыплются с такой крутизны.
Слегка покачиваясь, наш неторопливый маленький вагончик все же опережает тень, постепенно покрывающую поляну Азау. Солнце там рано прячется за невероятно высокие вершины гор, а здесь вверху оно еще согревает нас своими лучами и слепит, отражаясь от снежного покрова. От вида величественных и удивительно красивых гор вокруг нас, от этой высоты, доступной лишь горным орлам, хочется вздохнуть полной грудью, насладиться этим острым ощущением зыбкости и почти полета, но сердце предательски колотится от недостатка кислорода, и приходится сдерживать свои эмоции.
Чуть-чуть не доползя до станции «Старый кругозор», наша кабинка замирает и, едва заметно покачиваясь, висит над бездной бесконечно долгих минут 10-15. Чтобы не поддаться предательскому страху, пытаемся шутить: «Падая, обратите внимание, что Эльбрус находится слева. Спешите полюбоваться изумительным видом справа, где солнце очень удачно освещает гряду величественных гор. Не забудьте сделать снимки с необычного ракурса».
Но вот трос дергается, кабинка снова приходит в движение, как космический кораблик стыкуется со станцией, мы выходим на площадку, и взгляд упирается в табличку с надписью «3000 метров над уровнем моря». На равнине, конечно, спокойней и комфортней, но поднявшись сюда, чувствуешь себя наравне с этими горами, то есть возвышаешься над всем суетным и мелким, что осталось внизу. Как бы заново ощущаешь вкус к жизни. Ради этого стоит подняться в горы.
Спустившись вниз, возвращаемся к земным проблемам. Людей, живущих и работающих в Приэльбрусье, волнует даже не столько сегодняшняя ситуация, гораздо больше их страшит будущее и иностранное слово «кластер», в котором они видят угрозу для собственного благополучия. Так же когда-то рабочие на английских фабриках, привыкшие к ручному труду, страшились прихода станков, увеличивающих производительность труда и улучшающих технологию производства. Да, сначала это грозило массовыми увольнениями, но постепенно жизнь налаживалась и становилась лучше, богаче прежней. Увы, безболезненно перейти на более цивилизованный уровень практически невозможно.
Сколько ни называй Приэльбрусье российским Куршевелем, но пока рядом с уникальной горой, великолепными трассами, потрясающими полянами – каких не сыщешь в Европе – не выстроена система высококлассного сервиса, тягаться с европейскими горнолыжными курортами будет сложно. Ну, и конечно, главный вопрос – обеспечение безусловной безопасности туристов от террактов.
Глава администрации Эльбрусского района Аслан Малкаров рассказал нам, что к зимнему туристическому сезону практически все готово. Подъем отдыхающих на горнолыжные склоны будут осуществлять четыре комплекса канатных дорог на горе Эльбрус и на горе Чегет. На всех комплексах проведены регламентные работы: техническое освидетельствование канатных дорог, технический осмотр всех механизмов и систем, совершенствование и повышение квалификации персонала. Завершены ремонтно-восстановительные работы второй очереди канатной дороги «Старый Кругозор – Мир», взорванной прошлой зимой.
- На объектах канатных дорог организована круглосуточная охрана, -  доложил накануне главе администрации директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Ахмат Хаджиев. – Эвакуация и транспортировка пострадавших на горнолыжных трассах будет обеспечиваться спасательной службой. Камерами видеонаблюдения оснащены станции «Азау», «Старый Кругозор» и «Мир». Громкоговорящая связь установлена во всех гондолах первой и второй очереди канатной дороги, ведущей к Эльбрусу, а также на протяжении всех горнолыжных трасс. Полностью укомплектованы необходимыми средствами спасательные и медицинские службы канатных дорог. Все трассы оснащены обязательными средствами пассивной безопасности – сетками, указателями, матами. К зимнему сезону подготовлена система искусственного снегообразования и благоустроена территория поляны Азау.
Аслан Малкаров заверил нас, что все гостиницы и кафе в ближайшее время будут оснащены видеокамерами, заключен договор с частным охранным предприятием, создается отделение милиции в поселке Эльбрус. Практически все передвижения туристов будут под контролем – от встречи в аэропорту, до спуска с гор и отправки домой.
- Кстати, номера гостиницы «Кабардинка» уже все заказаны на период новогодних праздников, - заметил глава администрации.
В отличие от большинства жителей Приэльбрусья Аслан Малкаров не только не опасается создания на территории района туристического кластера федерального масштаба, но и возлагает на него большие надежды. Он уверен, что для района это будет только во благо.
Наш собеседник рассказал, что в рамках создаваемого на Северном Кавказе туристического кластера в Кабардино-Балкарии к 2020 году будет построен горнолыжный курорт мирового класса «Эльбрус-Безенги». Почти год назад появилось соглашение о создании в регионе туристско-рекреационной особой экономической зоны. Его подписали Правительство РФ, глава Кабардино-Балкарии, администрации Чегемского, Черекского и Эльбрусского муниципальных районов КБР. А в сентябре был утвержден комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны.
Сейчас власти республики совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа» определяют сроки и исполнителей работ по разработке проекта планировки территории зоны и плана ее обустройства, по оформлению земельно-имущественных отношений (это всегда очень щепетильный, болезненный вопрос, потому что касается интересов тех, кто уже что-то построил здесь и имеет свой бизнес), а также формированию перечня объектов инфраструктуры и созданию органов управления ОЭЗ. Рассматривается возможность расширения особой экономической зоны за счет включения в нее Зольского района республики для освоения северного склона Эльбруса.
Надо сказать, проект под стать местным горам грандиозный. Пропускная способность высокогорного курорта «Эльбрус-Безенги» по проекту составит около 30 тысяч человек в день. Курорт займет площадь в 320 квадратных километров, протяженность лыжных трасс составит 170 километров, спусков – 1360 гектаров. Планируется построить 30 подъемников производительностью 61500 человек в час и гостиниц на 14450 мест (понятно, что в них будут обеспечены комфортные условия проживания на уровне европейских).
Уже к 2014 году в поселке Терскол Эльбрусского района предполагается построить самый высокогорный автовокзал в Европе. Уже определен инвестор – им стало ООО «Эльбрусмежтранс», решены вопросы землеотвода – под строительство объекта на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря выделен участок в 1,18 гектара. Автовокзал будет оснащен новейшими средствами безопасности. Будет построена гостиница для отдыха водителей, где они также будут проходить медицинский контроль перед выездом на маршрут.
В рамках проекта Северокавказского туристического кластера на юге России предполагается построить пять новых горнолыжных курортов мирового класса. Это «Лагонаки» в Республике Адыгея Краснодарского края, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии, «Матлас» в Дагестане и уже упомянутый «Эльбрус-Безенги» в Кабардино-Балкарии. Проект предполагает поэтапное создание в регионе свыше 330 тысяч рабочих мест.
Так что опасения жителей Баксанского ущелья по поводу грядущей безработицы, похоже, безосновательны. Другое дело, что уже сегодня им надо готовиться к тому, что туристический кластер предъявит более высокие требования к их квалификации, потребует соответствия иному уровню сервиса. На их месте надо бы проявить дальновидность и уже сегодня посылать своих детей в учебные заведения по подготовке очень престижных сегодня и востребованных специалистов в области туристического сервиса.
Понадобятся здесь и повара высокого класса. Правда, в Кабардино-Балкарии, как мы успели убедиться, и без того гостеприимство на высоком уровне, и готовить здесь умеют очень вкусно. Но с расчетом на то, что обновленный горнолыжный курорт привлечет туристов со всего света, не лишне будет освоить кухни разных национальностей, чтобы зарубежные гости могли почувствовать себя в гостях, как дома.
Думаем, что нарасхват пойдут и уютные вязаные вещи местных рукодельниц. Наверное, уже сейчас можно подумать о производстве оригинальных сувениров, ведь каждому туристу захочется увезти какую-то вещичку на память о днях, проведенных в Приэльбрусье. Вот вам толчок для развития народных промыслов, раздолье для местных художников. То есть при желании и определенной предприимчивости из создания в этих краях туристического кластера можно извлечь большую пользу и для экономического развития, и для культурного возрождения района. А тот, кто сумеет вовремя занять свободную нишу, имеет шанс стать состоятельным человеком.
Есть еще одна важная составляющая – к проектам туристических кластеров в международном масштабе предъявляются особые требования по части сохранения экологической девственности осваиваемой местности. А значит, можно быть спокойными за хвойные леса, альпийские луга, чистейшие горные ручьи и реки. Ведь, собственно, как раз этим и едут сюда туристы - за глотком свежего воздуха, за возможностью порадоваться великолепными пейзажами и выпить нарзана не из пластиковой бутылки, а прямо из горного ручья. Ну, и конечно, затем, чтобы помериться силами с гордыми, непокорными вершинами, напоминающими о вечности.