Шалом, Михалыч!

Симион Волков
Повесть о хорошем человеке.

Основано на реальных событиях.

Изменены лишь некоторые имена и названия.

Говорить хорошие слова о человеке принято обычно, когда человек уедет насовсем, куда нибудь за окраину города. А пока мы живы, то хорошие слова слышим в свой адрес разве что на юбилеях или проводах на пенсию.
В свете сказанного рискну, расскажу-ка я настоящем друге и хорошем человеке.

Пусть это в устах человека непростой судьбы и покажется высокопарным, но это правда -  я не люблю, когда говорят лозунгами и призывами. Мне ближе слова друзей за столом в сауне: "Сенька, наливай, поговорим за жизнь!"

Что такое - вспомнить эпизоды жизни для немолодого бизнесмена? Я вот читаю, причём с удовольствием, истории моремана про далёкие бурные моря и океаны или рассказы Рытхеу про охотников - чукчей из северных широт. В юности мне понравился роман Тихона Сёмушкина "Алитет  уходит в горы". Или воспоминания о "славных" делишках на блат-хатах и пляжах бывшего одессита - каталы. Он поменял даже внешность от страха за те обманы, которые совершал, забирая у людей на пляже последние деньги на дорогу домой. 

Ведь за всё когда-то придётся заплатить и хорошо если это, как говорят у евреев, будут только деньги. Ну, а книгу Арсеньева "Дерсу Узала" ещё обязательно перечту, найду время. Я зачитывался ей вместо уроков, в школьные годы.

А мне как быть, ведь в нашей среде деловые люди прячут эмоции подальше. В коммерческом сообществе похвалы не приняты, могут помешать в работе. Надо учесть и зависть коллег, если ваш бизнес успешен. Однако, вспомнил русскую пословицу, что на каждый роток не накинешь платок и сел к компьютеру, с которым у меня сложные отношения. Как у ученика начальных классов с десятиклассником.

Так вот, моё знакомство с Валерием Михайловичем было определено Судьбой. Я этой госпоже верю и она в ответ за это посылает мне по ходу пути больше хороших и порядочных людей. Михалыч - я и в глаза так зову этого солидного и подвижного одновременно мужчину, один из них. И хотя по годам я постарше него лет на пяток, но в наших дружеских отношениях его харизма моей не уступит, даже посильнее будет.

Весной 1993 года я вернулся в Россию из эмиграции, за что сердечное спасибо Ельцину и всем порядочным россиянам. Хотелось посмотреть, что это за зверь такой - "свободная Россия" и какие такие рыночные отношения в ней сложились. Идеями я был как всегда, загружен под завязку, а вот в плане финансов - совсем наоборот. Сделав пару сделок организованной мною фирмой, я обратил внимание на себя старых добрых знакомых - чиновников из горадминистрации нашего Ма-ска.

Перестройки их тоже коснулись - поменялись вывески на кабинетах, оклады увеличились, ну и "подарки" стали подносить им "барашком в бумажке", как говорят на Кавказе. Некоторым из них в советское время я подравнивал зубки и делал их красноватые от "заседаний на природе" лица красивыми. Старший брат, ныне покойный - хирург от Бога и старшая сестра - лучшая в городе невролог лечили их самих, их жён, их тёщ и всех, кого они милостиво присылали нам. К моему счастью, не все в кабинетах с дубовыми дверями это забыли.

Написал, чтобы вам понятно было - взяток я не давал, да и дать у меня нечем было. Хотя такой подробности никому знать тогда не полагалось. Бизнес - это как карточная игра, а как работали шпилевые, картёжники высокого класса, я знал и  знаком был с такими - это был их бизнес. Но сам за карточный стол играть не сел ни разу, как они меня не "разводили", кого только не подсылали. Причиной моего иммунитета к картам - наказ отца-фронтовика. КОгда он, демобилизованный сержант в голубых погонах с птичками, возвращаясь домой из Берлина с подарками для своей матери и невесты, то оказался в одном вагоне с бригадой поездных катал. Что он тогда проиграл этим нелюдям, мы так и не узнали. Так вот, иногда мастерский блеф в карточной партии может принести выигрыш такой же, как четыре туза. При условии, что блефует мастер своего дела.

Даже когда при "совке", хотя не люблю я так свою родную страну называть, прокуроры совместно с ОБХСС пытались усадить меня на свою скамейку, влияние добрых друзей было выше денег. Однако после 1991 года всё диаметрально поменялось. Произошла, говоря языком геологов, переполюсовка. Влияние и дружбу заменили наличными деньгами и очень дорогими "подарками" - котеддж за полмиллиона баксов к примеру, это подарок или как? От этого начался и весь сегодняшний российский бедлам. Но, это лишь преамбула и как говорит один мой друг на Урале "Сеня, это не наше пиво!".

Макетинг, бизнес - так сейчас называют коммерцию, торговлю. Это по моему, сорокалетнему опыту подпольного диссидента-"цеховика" - постоянный поиск, "броуново движение". Незнакомый с законами бизнеса человек принимает нашу работу за пьянство, постоянный разгул в ресторанах и саунах, полёты в разные города и страны, приятные встречи и знакомства.

Но эта мишура - лишь видимая сторона, а изнутри всё так же, как в каждой семье. Когда приходишь из гостей и снимаешь нарядные костюмы, шубы и золотые перстни с часами "Ролекс" и вылезаешь, кряхтя, из хорошего авто. Публика не увидела ни огромных кредитов, которые на нас висят, порой как топор. Ни мночисленных поборов, ни притеснений разными контролирующими организациями. А расплодилось "контролёров" на наши головы х*ева туча и аппетиты у них - ооох, неплохие...

Не знает народ и о непростых отношениях коммерсантов с криминальным миром, для которого мы тоже, как дойная корова. И фактор ментуры, пожарных, санврачай, комитета стандартизации, да и просто участкового инспектора - всех надо вовремя "отблагодарить"! Конечно, по "подаркам" у предпринимателей в лидерах - налоговые службы и охранка.

И это не аллегорические "спасибо", а вполне осязаемые подарки. Не дашь вовремя - включается штрафной счётчик. И неизвестно, чей штраф страшнее - бандитов или банкиров. Заглянул я во время очередного похода по кабинетам городской администрациии нашего дымного Ма-ска в управление торговли города. Кто думаете управлял ею после шумной сахаровской "перестройки"?

Думаете местный демократ из местного "Тыблока"? Нет, тот же секретарь райкома, всё той же непотоплямой партии, Георгий. Только теперь он и правда был демократом - зайти к нему в кабинет можно было без записи. А выпить в нём с ним коньяку "по соточке" трижды стало ещё проще.

Но отдам Жоре должное, был он в отличии от своих партбратьев, человеком слова и дела, что в их стройных рядах редкость. И после нескольких фуршетов у меня в "офисе"[снятой задёшево хрущёвской двушке] телефон зазвенел - зайди, Сеня, дело к тебе есть.

Выяснилось, что по старым партийным каналам его нашли коллеги из Москвы и предложили на хороших условиях цитрусовые на продажу. Дело было, не забудьте, в 1993 году, а не сейчас. И апельсины с лимонами были тогда всё же ещё не повседневными фруктами, их в достатке ещё не было.

ПОлетел я в Москву, пришёл по адресу, офис оказался в престижном месте, на Гоголевском бульваре. Компания занимала одно крыло в культурном центре Сергея Михалкова, это не хухры-мухры!

Там я встретился пeрвый раз с Валерием Михайловичем, директором этого "Глобуса". Встретил меня представительный мужчина, росточком под сто девяносто сантиметров, симпатичный и я сразу заметил, очень быстрый.

Потом оказалось, что Михалыч, так я буду его называть, был чемпионом Союза по гребле, мастером советского спорта. Спорта, который был без допинга и анаболиков и держался на тяжёлом труде будущих чемпионов. Руки гребцов напоминали сплошной кровавый мозоль, я в юные годы часто ходил играть в пинг понг на водную станцию. Я видел, какой тяжёлой была тренировка зимой у гребцов на ледяной воде. Короче, начали мы договариваться на поставку для нас целой мехсекции апельсинов, меньше было нельзя. Фирма Михалыча получала их из Греции, в порядке шефской помощи и это не моя шутка.

Оказывается, в советские времена ЦК партии очень помогал греческим коммунистам морально и главное, материально. И так хорошо помогал, что некоторые из греческих "товарищей" разбогатели и стали миллионерами. Ну а после перестройки греческие коммунисты-миллионеры стали помогать, в знак благодарности, своим бывшим спонсорам из Коммунистической партии Советского Союза.

Михалыч, был из профсоюзных деятелей высшего звена того времени. До ельцинского переворота и очередного российского беспредела, он дослужился до председателя профсоюзного комитета крупного авиапредприятия, которое не развалилось до сих пор. В том есть немалая заслуга и моего визави.

Вернёмся к нашим баранам, которыми в тот хмурый московский слякотно-промозглый день были греческие померанцы сорта "Валенсия". Крупные, как те раки-звери, но по пять рублей, из интермедии известного советского конферансье.

В процессе переговоров высокие договаривающиеся сторону пришли к пониманию того, что понять в здравом уме трудновато. Одна из сторон, страстно желавшая стать на время владельцем мехсекции апельсин, денег для оплаты оных не имела. Однако на переговоры имела наглость прибыть.

Этой стороной, не имевшей даже половины стоимости четырёх вагонов-рефрижератов с вожделенными оранжевыми колобками с характерным запахом, был я. Этот рассказ не обо мне, поэтому я не буду отвлекать ваше внимание на свои калейдоскопические перетрубации в стиле героини из сказки "Золушка". Как успешный дантист из Союза за один лишь "Красный день календаря" превратился в "Золушку", повествовать ещё предстоить.

Про "Красный день" вставлено не для красного словца, Судьба определила мне с семьёй улететь из Москвы в Израиль именно седьмого ноября 1990 года. Тогда это был самый великий государственный праздник. По Красной площади последний раз, так потом это оказалось, промаршировали офицеры из академий, проехали советские танки и ракеты "Сатана".

И с трибуны, стоя ногами на родном Ильиче нам махал , провожая из страны, первый, он же и последний советский Президент. На голове у него красовалась странная меховая шапка, наподобие той, что носят в Иерусалиме ортодоксальные хасиды, живущие обособленно в районе "Меа шеарим". Об этих красавцАх в их шикарных одеждах и меховых гнёздах на головах, я пока мало что знаю, но когда узнаю, вам всё напишу.

Так вот, "Золушка" всеми своими чреслами и извилинами бился , чтобы превратиться  не в олигарха, об этом  в самом смелом моём сне не было. Мечтой было стать снова обычным коммерсантом средней руки, которым я был до этого больше двадцати лет. Я не ошибся, не удивляйтесь.

И при коммунистах бизнес был и развивался успешно и в правильном направлении. И если не сидели бы в Политбюро малообразованные старцы, всё сейчас было бы, как во Франции или, хотя бы, как в Израиле. Ну, на худой конец, как в Польше - она ближе была к нашему человеку, потому я там и делал дела с польскими коллегами по "серому" бизнесу, ещё в далёкие теперь от нас, семидесятые годы. Да и Израиль россиянам не чужой, СССР была одной из матерей, родивших после войны наше государство. За что мы всегда благодарны России - прееменице бывшего Советского Союза.

Эх, если бы не было у кремлёвских "небожителей" амбициозных жён и дочек и непонятных африканских вождей в друзьях, Россия была бы в другом строю. Её законное место в первой десятке мира, а не в середине второй сотни, как сегодня. Политика не моя тема, я экономический и торговый человек. Повторю ещё раз мудрые слова друга-уральца "Это не моё пиво!" И мне и моим партнёрам в разных странах, как воздух нужны мир, стабильность и честность в бизнесе.

Вернусь в "Центр Михалкова", к нашим переговорам. Настроение у моих новых московских знакомых изменилось и они совсем не хотели влезать в дорогостоющую авантюру. Михалыч вроде проникся ко мне доверием, послушав моё краткое резюме о жизни. Но другой директор, Вячеслав, человек неспешный и осторожный, справедливо возражал.

Он, кстати, тоже был раньше не рядовым работником одного из московских райкомов партии. И человеком он оказался образованный и культурный. А дураков в аппарате партии  отродясь не держали, в конце тридцатых годов от них избавились. Это я сказал к тому, что часто читаю необъективные отзывы о бывших аппаратчиках. В моём жизненном плавании я много партийцев знавал. Алкоголиков и "ходоков" среди них встречал, а вот дураков и малограмотных нет.

Меня оставили одного и посовещавшись, всё же решили переслать моей фирме на Урал из порта Азова вожделенные апельсины. Конечно я подписал гарантийные обязательства, но главным гарантом был в этом деле директор ООО "Глобус" Валерий Михалыч. Он очень рисковал, взяв на себя финансовую ответственность перед греческими контрагентами и московскими партнёрами.

Да и то - что было с меня взять в финансовом плане? Был вопрос моей чести и совести, эти качества я ни в каких перепитиях своей ровной, как молния, жизни не опускал. Память расстрелянных дедов и родителей - фронтовиков стучала мне в сердце.

С тех пор у нас с ним как-то незаметно сложились доверительные отношения.
Дружбой, в полном объёме этого слова наши редкие встречи я бы не назвал. Почти каждый приезд в Москву я приезжал в офис к московским друзьям - Михалычу и Славе - поговорить за "жизнь", попить чай "с рюмочек", в шахматы сразиться, хотя мне шахматы не нравяться медленной игрой. Почему так сложилось, не знаю. Но близкого ко мне по возрасту Вячеслава Викторовича я звал запросто - Слава, а директора, хоть и помоложе он был нас, Михалычем величал. Харизма видимо была у него крепкая и внешность соответственная.

Что же у нас решилось с мехсекцией цитрусов? Продали мы её, с большими сложностями и проблемами, конечно. А как, скажите, без сложностей обойтись в коммерческой работе? Директор фирмы - простой советский дантист, его помощник и партнёр Вадим - бывший фотограф и фарцовщик цветной фотобумагой[тогдашним дефСитом] и шмотками, не вылезавший  с львовского базара в советские годы.

Я ведь и торговлей в советское время тоже не гнушался, тогда её фарцой обзывали, но сами же к нам и шли за импортом. Хотя денег от работы в трёх поликлинниках и ещё иногда дома, вполне хватало. И жена моя, в отличии от нынешних бизнес-"подруг", дня не сидела дома, преподавала в техникуме, медучилище и в школе, где наша приятельница директорствовала. В Польшу мы с ней стали ездить ещё в семидесятых годах прошлого века не только ради визитов к родственникам.

Посмотреть на Мариацкий костёл в Кракове и послушать его орган, пройти по красивейшим улицам Варшавы - Маршалковской, Иерусалимской и Новы Свят - это культурная сторона программы и она нам очень нравилась. И само собой, сделать всё же свой гешефт[бизнес] - обменять на варшавском базаре золотые колечки, часы, паутинки и самовары на джинсУ, замшевые и кожаные пиджаки. Жене я вообще организовал и вывез особым, мною придуманным способом, шикарную нутриевую шубу, себе цигейковую, с покрытием. Я старался быть скромным, хотя это не получалось, молодость и амбиции брали верх. Ещё моден был в те годы сервиз "Мадонна". Всё это мы пёрли от друзей-поляков на ридный Урал в неподъёмных баулах.

Кто бы мне сказал тогда, когда я прятал цепочки и перстни от таможни в Бресте, что через десяток лет я буду ходить по камням Святого города Иерусалима. По меркам Истории, сравнительно недавно, по этим же камням шёл человек, названный впоследствии Иисусом Христом, неся свой тяжёлый Крест на Голгофу.

Почему я про него вспомнил? Потому что каждому из нас при рождении Бог даёт крест и его надо нести всю жизнь. Говорят, что каждому Бог даёт Крест по его силам. Но иногда бывает так, что силёнок до конца донести не хватает. Одно приключение, связанное именно с этими апельсинами у нас всё же приключилось.

И для Михалыча, когда он эти строки увидит, это будет сюрпризом. Было вот что - половину апельсин я, по рекомендации очень крутого перца, начальника таможни, перегнал на какую-то овощебазу в большой промышленный соседний город Чел-ск. Хоть и с гарантом, начальником таможенной службы, но деньги за товар отдавал директор базы Юрий Иваныч с трудом.

Нам для получения долга проходилось зимой мотаться за триста вёрст каждую неделю, а это уже небольшой подвиг. Зимой можно по уральской тупиковой дороге проехать сто километров и ни одной машины не встретить. Короче, двадцать седьмого декабря 1994 года мы выехали из Че-ска, чтобы засветло проскочить самые гнилые места на трассе. Погода утром была хорошая, но это уральская зима, а у неё для водителей всегда сюрпризы.

Километров сто не доезжая до Ма-ска потихоньку стало вьюжить, побежала позёмка по шоссе. Дальше - больше, попадаем в сплошую метель, но не горюем. "Восьмёрка" практически новая. Это не "БМВ" восьмой серии, а "Ваз-2108". И это две большие разницы, как говорят в Одессе, да и канистра с бензином запасная есть.

И тем не менее, по законам детективного жанра, мотор у машины начал чихать и задыхаться. Мы подумали - бензин кончился, стали заливать. Оказалось бензина достаточно, а вот под капотом у нас вырос снежный сугроб и мотор зачах!

Мой Вадик из достоинств имел главное - фамилию Халатников и разгильдяем он был советским. На заснеженной дороге декабрьским вечером вылезла его забывчивость. Как часто у него бывало, этот талантливый мудак,  забыл перед дорогой поставить защитный поддон под мотор. Выскочили мы, из не успевшей остыть кабины в снежную белую темень, редкие машины проносятся мимо, не останавливаясь.

Надо быть сумасшедшим, чтобы в метель остановиться на тёмной заснеженной уральской дороге, где у обочины стоит чёрная "восьмёрка". Около неё два нехилых хлопца в кожаных полуперденчиках стоят. Кто забыл или не знал этого - на такой марке и такого цвета в те годы гарцевали по дорогам страны и по её улицам "бригады" рэкетменов. Остановка и "знакомство" с таким экипажем могло быть последним впечатлением в жизни остановившихся. Говорил ведь я молодому партнёру - бери белую машину!

От мороза в минус двадцать градусов и сильного ветра кожанки нас не спасали. Ещё одна маленькая деталь, но важная - у нас с собой был дипломат, полный бумажных российских ассигнаций и документов, на уже ставшими враз злосчастными, апельсины.

Что делать, идти пешком до города, все двадцать километров? Не дойдём, замёрзнем, никто так и не остановился бы. Замёрзнуть и подарить кому-то машину и денег ещё, штук на двадцать баксов, мы не собирались.

-"Давай, будем жечь деньги и мотор отогревать" - это я вгорячах и по злобе предлагаю другу Вадику. Мой попутчик был верующим баптистом, да и я в Иерусалиме положил в тот год записку с просьбой о помощи к Богу в Стену Плача.

Наверное мы с ним в свои молитвы вложили всю свою энергетику замерзающих на дороге людей. Можете верить или как хотите, но наши молитвы нашли Творца Вселенной и чудо случилось. Около нас остановилась машина, да ещё она оказалась вездеходом "Нивой".

Это настоящий вездеход и он даст фору вперёд любому паркетному "иностранцу" на широких шинах и с коробкой - автомат. Мы "Ниву" испытывали пару раз по кукурузным полям и по грибным полянкам в осенние уральские дождливые дни. Да ещё приняв до того "на грудь", после шашлычков на даче одного из областных боссов.

А в этот раз "Нива" буквально спасла нам жизни, мы даже потом не заболели. Хозяин вездехода, фамилию его я запомнил навсегда - Котельников, был фермером. Он долго не рассуждая, зацепил нас на буксирный трос и попёр в сторону города. Странное дело, но буквально через несколько километров мы неожиданно выехали из пурги. Как будто это нечистая сила каким-то образом испытывала нас на прочность. Пока нас тащили, снег на двигателе растаял и машина прочихавшись, завелась.

Котельников этот вообще типом оказался непробиваемым - отказался у нас деньги взять в благодарность за спасение. Настоящий добрый русский человек! Так у меня, вот везение, оказались в дипломате сувениры со Святой Земли для православных. Я всегда брал с собой для подарков друзьям и "нужным" людям. От такого подарка - набора с Распятием и Святой землёй и водой и от иконы с образом Спасителя, наш спаситель не отказался.

С той поры двадцать седьмое декабря стало у меня особой датой, вроде второго дня рождения. С этим днём у меня связана ещё одна, не менее трагическая история, но о ней особо расскажу. Спустя четыре года, тот же  самый злополучный декабрьский день стал как бы вторым днём рождения моей любимой жены, которой я едва не лишился из за нападения местной бандгруппы. К тому времени мы уже прожили вместе в радостях и проблемах как раз тридцать лет. Слава Богу, этого не произошло, она выжила и мы продолжаем вместе идти по дороге жизни.

Вот такими нелёгкими путями я расплатился с новым столичным другом. Надо сказать, что в те "славные" годы, когда кто-то ураганил, раззоряя предприятия, мелкие коммерсанты делали всё, чтобы бизнес не закрыть. Остаться на плаву и при этом заработать на хлеб с маслом - вот такие были наши желания. В наших делах была ещё одна торговая страница. Это когда в моё отсутствие партнёр подписал договор с крупным городским рынком на поставку для него большой партии лимонов. Естественно, что я сразу обратился к Михалычу.

Сумма была намного больше прежних сделок, но моя репутация была вне сомнений и Москва дала "добро" на oтправку лимонов из Греции к нам, на Юг Урала. Об этой операции, которую мы шутя потом называли "Лимоны", я хочу рассказать. В ней наши коммерческие интересы столкнулись с махровой местной торговой мафией советского пошиба.

Красные директоры горторга решили устроить бывшему дантисту "прописку" в деловой мир города Ма-ска. "Пропиской" на языке уголовников называют избиение новичка до полусмерти, первый раз попавшего в тюремную камеру.Не приведи Господи этого никому, кроме нескольких моих недругов.

Koроче, если бы не появился мой Ангел-Хранитель, перспектива моего дальнейшего бизнеса в России не просматривалась. Однако молодого Ангел послал мне спасение в лице племянника, врача-нейрохирурга. Каким-то образом он оказался знаком с крутой тётёй, руководившей огромным общепитом, ещё более огромного гиганта - металлургического завода. В начале девяностых ещё не всё хорошее в городе и в стране развалилось. Потом дорушили либералы и коррумпированное чиновничество. Сначала это делала "тимуровскай команда", а продолжили потом славные парни-дзержинцы.

Кроме того, нарушив все неписанные в криминальном мире "законы", какие-то беспредельщики, угнали как раз в этот день у моего племяша, прямо из больничного двора, новенькую "Жигульку". При его ограниченных доходах потеря у него была практически невосполнимая. По неписанным "законам" криминального мира, учителя и врачи у них были "персона грата", их не грабили, ведь к ним уголовники и их семьи сами обращались. Потрёпанное здоровье и больная печень от чифиря и омнопона у них у всех. И в их сообществе "законы и понятия" соблюдаются хорошо, в отличии от законов государственных.

Я этой тёте в общепите такие песни пел, такие сказки говорил - куда там пушкинскому Коту на его Лукоморье. Да ещё эта всемогущая тётя "положила глаз" на моего молодого партнёра. В середине пятого десятка я тоже не был уродом, но мой Вадик не достиг тогда и тридцати.

Конечно ничего серьёзного не произошло, просто стареющая дама любила окружение из мужчин моложе неё. Хотел бы рассказать, да нет здесь места, про её молоденького шофёра Володю, с полной пастью жёлтых коронок. Она ему доверяла свои маленькие тайны и удивлялась, когда опять ограбили очередную её подчинённую из общепита.

Гоп-стоп тогда был серьёзный, с трупами. Менты с ног сбились, мы с помощником тоже замандражили. Мы входили в самый близкий круг "друзей" крутой тётки. Кончилась история обыском в частном доме у родителей её водителя и любимца Володи. Нашли похищенные при ограблениях вещи. А её улыбчивый белокурый красавец был главарём банды молодых отморозков. Ни у кого из них не было в прошлом судимостей, поэтому их не долго не могли выцепить. Гражданский муж общепитовской директриссы, Виктор, тоже был нестарым интересным мужчиной. Он тоже едва не погиб, был ранен, когда банда пыталась открыть двери в их квартиру.

Всеми мыслимыми и немыслимыми усилиями мы убедили "тётю"-директриссу и она оплатила все сто шестьдесят тонн жёлтой греческой кислятины. Платила правда она частями и мы постоянно вели заочный диалог с Михалычем и его партнёрами, убеждая не применять к нам штрафные санкции.

Добавлю, что инфляция в те годы, прозванные сейчас лихими, была бешенная и рубль падал, как член у царя-Бориса или даже быстрее. А часть лимончиков рабочие съесть за зиму не успели и их отвезли весной в подарок свиньям в подсобное хозяйство.

Ну а мой племянник Яков получил за помощь в стратегической операции "Лимоны" от меня ключи от новенького польского фиата "Полонез-126". Мы с Вадимом пригнали зимой того же года несколько машин на продажу ,прямо с заводского двора в Варшаве. И никак не могли найти на них покупателей три месяца.

К тому времени отношения мои с Михалычем были почти семейные. Когда я привозил платёжки, то не было проблем - как доехать из захудалого, криминальнейшего а/порта "Быково" до Москвы и где в столице ночевать. Все заботы Михалыч брал на себя. Если не мог встретить сам, посылал сына, тоже бывшего спортсмена, косая сажень в плечах, как и папа. Прекрасно встречала меня и супруга Михалыча, Ольга, а их дом был настоящим русским домом - хлебосольным и приветливым.

Будет нелишним сказать, что никогда в наших разговорах не муссировалось национальная тема и проблемы Ближнего Востока. Михалыч, как и его московские партнёры был истинным интернационалистом. И он и его московские коллеги - просто умные мужики - приятно вспоминаю общение, с теплотой.

Как всё было со мной не просто ему, я узнал совершенно случайно. В конце девяностых годов я появился в Москве не только, чтобы найти приличый недорогой товар. Моему другу подошёл красивый рубеж - пятьдесят лет! С подарками и коньяком "Сакартвелло" я явился в знакомый офис.

Не знаю, не спрашивал я тогда и не знаю сейчас - почему здание их офиса было в одном дворе с одним из корпусов всемогущего охранного ведомства на Лубянской площади. Крут мой московский друг был и я этого не забывал.

Так вот на банкете, когда всё шло своим чередом, юбиляр поднял свой бокал и предложил тост, вы не угадаете за кого. Чтоб не ломали голову, тост за меня, за моё здоровье, мою семью и мой бизнес. Всё это было весьма приятно и я был тронут, но дальше меня его слова просто поразили.

Он рассказал присутствующим об операции "Лимоны" и сказал, глядя на меня: "Мы доверили ему, гражданину другой страны, под честное слово товара на огромную для нас сумму. И он полностю расплатился, согласно договору. А ведь мог забрать деньги и уехать с ними в свою тёплую страну!"

Прошло после этого ещё десять лет и я могу смело сказать, что такой мысли, у меня не возникло ни разу. Ни до, ни после этой сделки. Я давно понял и вывел для себя аксиому - честно торговать и вовремя всё делать гораздо выгоднее и спокойней. И по сей день этого принципа держусь.

Минуло ещё несколько лет тихой жизни недалеко от красивой природы - лес, поля, море сине-зелёное, да ещё тёплоё какое! В декабре температура в Средиземном море, такая же, как в Чёрном море в июле. Дела вынудили нас собраться в поездку на Урал, а Москву я всегда посещал - друзей повидать и новости делового мира узнать. Звоню водиле, которого много лет нанимал в столице.

Серёжа, грамотный человек, с дипломом операторского факультета ВГИКа. И знаток Москвы был отменный. Вот вороват только бывал мой Серый. Как-то я зазевался, устал около очередного офиса на Варшавке,125. Выскочил зимним вечером из машины минут на десять, потом недосчитался двух пачек десятирублёвок. Пустячок, а неприятно.

Звоню ему вечером, а он меня как холодным душем окатил. Я сейчас, говорит он мне, меньше, чем по тридцать евро в час я за руль не сажусь. Я сейчас экспертом на канале "Россия" выступаю, советы даю, как пробки открывать и как веники вязать. Весь мир теперь на меня смотрит, "бомбить" теперь западло. А самому должно быть стыдно, это для оправдания рэкета. Вот так, всё хорошее, что я для него сделал за почто десять лет, забыто из за паршивых сотни евро.

В "Домодедово" однако нас встречал не банщик из Трёхгорки, а директор крупного спортивного магазина, наш друг Михалыч. Мы вышли вместе с ним на площадь, а там, мама дорогая, нас огромный джип "Инфинити" ждёт. Целый день мы с ним по Москве рассекали. Он ещё и сюрприз нам устроил - привёз обедать в ресторан "Берёзка", в берёзовую рощу.

Мы с женой разве когда нибудь забудем меню в "Берёзке" - каспийскую селёдочку с обжаренной целиком картошечкой и настоящий студень. А пельмешки из свининки с хреном - да ещё и пару рюмок ледяного "Русского стандарта" - супер-дупер! За все любезности, что Михалыч для нас сделал, я с трудом уговорил его разрешить оплатить бензин на заправке.

Недавно я послал ему посылку с подарками на Новый год. У него первый вопрос мне телефону - когда тебя в Москве встречать? Я был приятно удивлён, что я не забыт и ценю нашу дружбу с ним.

Как наша жизнь сложиться, куда дороги повернут - знает тот, кто всё создаёт - Творец. Будет у меня совместный бизнес со старым товарищем, не знаю. Хотелось бы, планы есть, не зря говорят - "один старый друг лучше новых двух". Но мы коммерсанты, очень суеверны и я уже давно понял - загадывай - не загадывай, кривая сама выведет туда, на мой Млечный путь..

Успехов и благополучия тебе, Михалыч, молодой дед, отец и супруг. Ты, мой друг, недавно седьмой десяток разменял. А у нас здесь именнинику желают: "Ад меа вы эсрим!" - жить до ста двадцати лет!

2012год. Израиль.