Арест

Маргарита Школьниксон-Смишко
20.10.1943 года был день моих именин. Обычно во время войны его не отмечали. Никому не приходило в голову приглашать гостей. Но всё-таки в этот день ко мне на улицу Ludwika 6/82, где я жила с больной мамой, пришла старая тётя и Янина Грабовска - одна из моих лучших связисток. Мы проговорили до 3-ёх часов утра. Тётя и Янина остались ночевать, потому что с 8 часов вечера был комендантский час. Большой шум от того, что колотили во входную дверь, сначала разбудил маму. Когда, наконец, и я проснулась и хотела выбросить в окно свёрток с именами, я обнаружила, что дом был окружён гестаповцами. Я бросила "картотеку" Янине и пошла открывать дверь. Они ворвались в квартиру, 11 человек. Обыск длился 3 часа. Был проломлен пол, распороты подушки. Всё это время я не смотрела на маму и Янину, потому что боялась, что они неправильно отреагируют.  Мы знали, что только "картотека" была важна. Янка, на которую всегда можно было положиться, спрятала её под мышкой, потому что на ней был халат с длинными руковами.
Когда гестаповцы мне приказали одеваться, хотя это звучит нереально, я была счастлива, потому что я знала, что списки спасённых детей не попадут в их руки. Я так торопилась, что вышла из дома в тапочках; у меня было единственное желание, чтобы бандиты поскорее покинули дом. Янка выбежала ко мне с туфлями, и немцы позволили мне их надеть. Я шла через длинный двор и думала только о том, что мне нужно ни в коем случае не показать, что я боюсь того, что меня ожидает. Страх сдавливал мне горло. Но в этот день произошло три чуда. Первое: "картотека" не была найдена, дети остались в безопасности! Второе: в день до ареста я принесла в дом большую сумму денег для поддержки наших подопечных и список с их адресами. Кроме того там были пропуска и метрики. Действительные и фальшивые. Всё это лежало под моей кроватью, которая во время обыска сломалась. Немцы, занятые распарыванием подушек и вознёй в шкафах, к счастью, не обратили внимания на провалившуюся кровать. Мне удалось сохранить в этой ситуации так необходимое тогда внутреннее спокойствие. Это было начало, первая ночь...
Третье чудо случилось во-время поездки на алею Шуха, где расположилась главная квартира гестапо. В кармане моей жакетки находился список детей, которым я на следущий день должна была передать деньги. Я знала, что меня разденут до гола и обыщут. По-тихоньку я разорвала бумагу на мелкие кусочки и выбросила из не совсем прикрытого окна машины. Было 6 часов утра и темно. Усталые немцы клевали носами. Никто ничего не заметил. Что касается судьбы детей, я была спокойна. Моя судьба была мне не известна.