ЗИМА В ПУТИ

Артур Гутман
Луну ожидала
так долго вершина горы!
Рассеялись тучи!
Есть сердце и у тебя,
первая зимняя морось!




Зима в пути

Мой друг написал мне из своего путешествия:

"Мне хочется искренности и простоты. Мы ничего не создаём, мы лишь улавливаем ритм вещей. И камни, и растения меняются каждую секунду, но не каждый человек это замечает.  Каждый день появляется заново, но в этой изменчивости есть и благородное постоянство. Смысл любой книги вовсе не в том, чтобы её написать . Смысл в том, чтобы поплыть по течению".

Долго искал
поэзии зимнюю свежесть-
Вам благодарен...

Вот мои краткие впечатления зимы:

Путь в долине и горах

"Всё засыпает зимою..."

Предгорье

Изменения

Я видел летний луг.
Там всеми красками пестрели
бессчетные цветы.
Теперь у них, убитых стужей,
один-единый цвет.

Как же этого не заметить...

Искристый иней лёг
в полях на горных склонах...

Это удивительно

И поля, и горы -
снег тихонько всё украл...
Сразу стало пусто!

Луна над зимними лугами

Лунный прекрасен свет,
когда сверкает россыпь росы
на вишневых цветах.
Но печальная эта луна
над зимним увядшим лугом...


Ночью

Полная луна
над белой равниной.
Тишина на пустынной дороге.


Деревня

Снежный край.
Пищи довольно припасено
в каждой лачуге.


Увидел, что никто не ходит в холода в этот храм и застыл в изумлении...

В центре храма - 
немой колокол   
с пыльными трещинами.


Падает снег

Снег падает днём за днём.
Печи угольщиков курятся
всё сильней и сильней.
Даже дым - до чего он печален
в деревне Большое поле!

Об этом я подумал

В этом горном краю,
где кружится снег и ложится,
укрывая леса,
люди, верно, должны отринуть
все свои мирские тревоги.

Молчание

Скрип шагов
в тишине снежной улицы.
Раннее утро в деревне.

Снежный пейзаж

После вьюги ночной
созерцаю равнину Мусаки -
и просторы полей
представляются продолжением
белоснежных отрогов Фудзи.


В поле

Холодная зима.
В пустынном поле пугала -
насесты для ворон.



Уже в горах

Это было в самом начале долгой зимы. Уйдя из долины, где снега всё же было мало, пришёл в предгорье и здесь наконец увидел зиму...

Ковёр снегов -
на высоких холмах.
Зима в Нагано!

Я оказался в горах, там, где весной зацветают первые деревья

Горы, одетые снегом,
встретили ветер молчанием.
Иней на ветках сливы.

Зима и сосны

Пришла зима,
деревья оголились.
Все листья с них сорвал
жестокий ветер.
Лишь сосны зеленеют на вершине.

Когда так много снега...

На Каэру-горе
тяжелы снеговые покровы,
что по склонам легли


Раннее утро

Зимний лес заиндевел.
Тянется солнце спросонья
к верхушкам деревьев.


Здесь ещё остались кое-где зимние хризантемы

Этой горной реке
не дано замёрзнуть зимой.
Льдинок узор на цветках хризантемы.

Присел отдохнуть на берегу реки и незаметно заснул...

Сон у зимней реки.
Царство тёмной воды,
неглубокого снега...


В горах было так солнечно и холодно...

Зимнее солнце.
Снег обжигает глаза
на замёрзшем лице.

Тревога и беспокойство поселились в моём сердце, когда я стал уходить всё дальше в горы.

Скалы среди криптомерий!
Как заострил их зубцы
зимний холодный ветер!

Река

Бесконечная лента реки
на снежной равнине.
Очарование и печаль!


Дорожный ночлег в студеную ночь

Дремота странника...
Мое изголовье - трава -
застлано инеем.
С каким нетерпеньем я жду
тебя, предрассветный месяц!

Ночной снегопад

Чудится, словно
с неба на землю летят
лунные блёстки, -
Ночью ложится снег
путнику на рукава.

День и ночь

Свет высоких небес
и блеск ночных снегов -
две половинки одного колеса.

На морском берегу

"Мир  многомерен. Такова же и зима. Времена года идут не один за другим, они существуют одновременно в многомерном мире, они как бы расположены друг над другом. Как это одновременно? В душе мира".


Песня зимы

Возле гавани Нанива
прибрежные камыши
убелены инеем.
Как холоден ветер с залива,
когда забрезжит рассвет!


На берег моря я пришёл в холодное сумрачное время, когда ветер пронизывал бедного путника, казалось, насквозь.

Зима пришла,
и берег стал чужим -
его покрыла ледяная морось.

Цапли

Только их крики слышны...
Белые цапли невидимы
утром на свежем снегу.

Залив

Берег залива,
где дикие утки гнездятся,
подёрнулся тонким ледком

В старом порту было безлюдно и очень тихо, только птицы иногда кричали, пролетая к лесу..

Голая роща
зимующих кораблей.
Холода в Нагано.

Я почувствовал, как близки мы в такие мгновения с птицами, испытывающими, наверное, то же самое...

Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
качаясь на воде.

На берегу залива я увидел вдруг на воде  птиц,так поразивших меня, что сразу же появились эти стихи

Зимнее море.
Как лепестки хризантем,
плавают чайки.

Песня

Северные скитанья мои.
Словно дрожащим голосом
долго-долго
я пел:
"Волны моют песок"


Вечер на берегу

Белым-белым блеском
сверкают льды.
Чайки кричат.
Над морем Кусиро
зимняя ледяная луна.


 В середине гор

" В  потрясенной душе нет ничего личного"

Как видение божества,
вдали появилась
гора Акан

Дорожный ночлег в студеную ночь

Дремота странника...
Мое изголовье - трава
застлано инеем.
С каким нетерпеньем я жду
тебя, предрассветный месяц!


Я думал, что не переживу этих холодов. Они застали меня в пути, когда до жилья было полдня пути.

Солнце зимнего дня.
Тень моя леденеет
на спине у коня.

Это чувство проникало в меня волной беспокойства все первые дни моего одиночества в горах. Я долго не мог с ним справиться.

Все тропинки в горах
бесследно исчезли под снегом.
Как же зябко в лесу!

Вода и лёд

Взмахом кинжала
прерывает стремленье потока
свекркающий лёд.

В горной деревне

Монахини рассказ
о прежней службе при дворе.
Кругом глубокий снег.

Олень

Зябко оленю.
Только и есть, что сухие
ветки рогов.

Скованный льдом,
замолкает, но тут же, разрушив преграду,
стремится вперёд-
горный ручей на расвете...


Увидел, как крепко спят птицы, немотря на бушующую зиму и задумался: " Как зыбка и как прочна наша жизнь!"

Птицы спят,
позабыв о метели.
Кружится снежный вихрь!

Лучи

Зимнее солнцестояние.
Пронизан сиянием небесный свод
в горной провинции.

Дерево

Подпирая облака,
стоит одиноко исполинское дерево
на увядшем поле.



В хижине

"Как в организме грубое нарушение  ведёт к поломкам и болезням, так и в жизни человека отсутствие естественного пути ведёт к незримой, но всегда реальной болезни души".



Я остановился в горах посередине долгой и снежной зимы, и остался на целые месяцы совсем один:

Над приютом моим
в горах, заметая дороги,
кружится снег.

Как же было тихо, и как остро я чувствовал здесь почему-то свою защищённость...

Покрыты угли золой,
а дом мой - надёжно
укутан снегом.

Я был бы рад любому смоскедству, но судьба мне его не подарила

Если бы...

Когда б еще нашелся человек,
кому уединение не в тягость,
кто любит тишину!
Поставим рядом хижины свои
зимою в деревушке горной.

Я теперь здесь живу...

Высоко в горах,
за кручами снежных вершин
нашёл я приют,-
Зимою не видно следов,
ведущих к лачуге моей...


Два месяца никто не приходил ко мне, и я часто грустно смотрел вниз, где далеко вдали жили люди. Но вид снежной пустыни постепенно сделал своё дело: я погрузился в своё уединение, находя в нём умиротворение и покой.

Всё засыпает зимой,
и даже дорога
становится молчанием Будды.

Не сбылось

Теперь тропинка без следа
погребена под снегом!
А ждал я, мой друг придет,
когда устилала тропинки
кленовых листьев парча

Благородная простота тишины постепенно брала меня в плен. Мне не было плохо.

Зимние дни в одиночестве.
Снова спиной прислонюсь
к столбу посередине хижины.

Холод

Слышно, как где-то
от снега ломаются ветки.
Поздняя ночь.

Тишина

Тишина и покой
под покровом пришедшего снега -
у огня моей лампы.

Ты мне приснилась

Поведай, откуда
пришла ты ко мне
тропой сновидений,
Хотя на тропинке в горах
сугробами путь преграждён?..

Видения

В час, когда снегопад
горы Ёсино преображает,
представляется мне,
будто ветер несёт к подножью
лепестки отцветающих вишен...

Запахи зимы

Ударил я топором,
и замер...Каким ароматом
повеяло в зимнем лесу!

Зимние дни

Зимние дни в одиночестве.
Снова в плену у молчания
смиряется сердце.


Ветви сосен

"Природа- это мы. Значит, говоря о природе, мы говорим о себе".


Горная хижина в зимнюю пору

Нет больше тропы.
Засыпали горную хижину
опавшие листья.
Раньше срока пришло ко мне
Зимнее заточенье.


Конечно, я был порой совсем не рад, что остался один. Но что было делать? Никто из моих друзей не согласился разделить со мной долгие дни уединённой жизни в горах!

Мои друзья

Дверь хижины в горах
осенена ветвями сосен,
не знающих весны.

В глубине холодов

С треском лопнул кувшин.
Замёрзшая вода  -
и зимняя ночь.

Далеко в горах

Ветер спит
на вершинах, одетых снегом.
Тишина холодной ночи.


Было ветрено и шёл густой снег. Я сидел у огня в своей хижине и невольно думал : "Как же холодно сейчас тем, кого в горах застала непогода!" Но чем я мог им помочь?

Приютите скитальца!
В него свои острые стрелы
мечет метель.

Я жил недалеко от бурлящего после дождей потока, и порой был совсем не рад этому близкому соседству.

Когда ночами дождь
и мокрый снег,
я зябну от дыхания реки.

Снегопад

Сколько выпало снега!
А ведь где-то люди идут
через горы Хаконэ.

Порой от тишины звенело в ушах, она давила. Тогда выручал любой звук...

Одиночество в зимнем доме
не страшит моё сердце.
Что за звук? Это чайник свистит на столе.

Туманное и тёмное небо покрывает землю в мягкие прохладные ночи, и тогда особенно чувствуется, как близки мы со всем, что существует...

Зимняя ночь.
Долгий сон
одинокого снега.

Земля и небо

Идут тяжелые снега -
словно одним дыханием соединены
земля и небеса...


Путь обратно

"Для нас нет разницы между малым и великим. Все великие и малые проявления  часть единой жизни мира".




На середине пути

До столицы - там, вдали,
остаётся половина неба.
Снеговые облака.

Утро

Даже на лошадь всадника засмотришься -
так дорога пустынна.
А утро такое снежное!

Остановка

Полумрак за окном
и тишина в старом доме.
Зимний вечер в пути.

Каким же счастьем было увидеть после дальней дороги огни столицы!

Фонари в сумраке
зимнего вечера.
Возвращение в Эдо.

Встреча

Сокол рванулся ввысь,
но крепко охотник держит его.
Сечёт ледяная крупа.

Конец зимы

Шумящая в сумраке вьюга
и скупое солнце зимы -
путники, отправившиеся домой.


Воспоминания

"Стихотворения - реальность мира, состоящего из множества зеркал, отражающих друг друга. Список впечатлений - россыпь осколков одного разбитого зеркала. Цель - собрать их и восстановить Зеркало зимы".


Уже появилось тепло и начали цвести в горах первые сливы, но я ещё долго не мог забыть свою жизнь в зимнем уединении:

Зима ушла, но я в её плену.
Над рекой в моих снах
всё кружатся снежные хлопья.

Снова воспоминания

С хрустом и шорохом
плыли льдины в волнах
лунной ночью.
Я шёл по морскому берегу
к ней и опять от неё.

Даже тогда, когда уже вовсю сияло весеннее солнце и везде цвели вишни, я вечерами, на пороге наступающей ночи или ранним утром, едва только выйдя из сна, вспоминал тишину и покой долгих дней одинокой зимы

Зимнее уединение.
В глубине моего сердца
горы Ёсино - белы.

Возвращение зимы

Хижина зимой теперь мне только снится.
Я всё танцую мёрзлыми ночами
под шум метели и петельный скрип.


Проводы зимы

Радость от вида наступающей весны и печаль от того, что проходит зима, как всегда, неразрывно соединились друг с другом..

Серый в яблоках день -
тают большие снежинки   
на оконном стекле

Радость и изумление

Проталина в снегу.
А в ней - светло-лиловый
спаржи стебелёк.

Зима уже, казалось, должна была уступить своё место весне, но вдруг повалил густой снег и шёл целый день и целую ночь...

Как ни взгляну
всё падает снег.
Зима на исходе зимы!

Всё так просто

Небо, сияющее бирюзой
и солнечное утро
возвестили мне о конце зимы.