Житель горы Гальтгарбен. Глава V

Валерий Шпинев
Данная повесть распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.



В. Шпинев "Житель горы Гальтгарбен ". Глава 5.


Глава 5. План дороги и развалины у горы Гальтгарбен.

Георгий, рассмотрев карту Калининградской области, которую он купил в киоске на Северном вокзале, решил проверить, правильно ли нанесена дорога и военный городок у поселка Переславское. Предварительно получалось, что карта врала: дорога проходила вроде-бы совсем не так, или вообще не так. Это-то и предстояло выяснить.
-Конечно, оно и понятно - карта то не военная, приблизительная, возможны и ошибки, или заведомые ошибки, "специально вымаранные места", - как любил повторять Костя.
Сравнение со старой немецкой картой из "Der Grosse Konti Atlas" обнадежило - некоторые места совпадали.
-Составлю-ка я план дороги от поворота до городка, нанесу некоторые развалины, старые дороги, а потом сравню и нарисую "усредненную" карту - подумал Георгий.
Для этого был разработан и продуман план - Георгий осознавал, что его измерения и записи, частые остановки и перепроверки у воинской части наведут окружающих на "грустные" мысли, из которых самая простая будет - а все ли у него в порядке с головой, а самая сложная и того похуже - а не шпион ли он, не работает ли он на западногерманскую разведку, как самую ближайшую для их региона.
План состоял в следующем - на работе у товарища был выпрошен "на время" компас - свой Георгий при увольнении подарил сослуживцу. Каждый день, при следовании на светлогорский поворот (Георгий ходил до остановки пешком) будут измеряться шагами отдельные участки дороги до поворота, а затем и до поселка Переславское. Слабым местом в плане были измерения у горы Гальтгарбен - в идеале, их необходимо было производить весной, когда местность не покрыта травой, кустарники и деревья листвой, все просматривается, видно каждую складочку местности. Но вот каким образом объяснить это военным, Георгий не знал - будь он встречен или увиден в районе воинской части, сразу возникли бы вопросы - что он здесь забыл, и что он делает возле закрытого объекта. Другое дело - летом. Здесь можно объяснить все сбором грибов и ягод, хотя тоже в напряг.
Решено было оставить составление плана в районе горы Гальтгарбен "на потом", а вначале "пробить" все дороги и тропинки от основной дороги, ну и саму дорогу.
На следующее утро Георгий начал осуществлять план. Ему еще пришла "светлая" мысль - составлять план дороги "туда и обратно", то есть при следовании на работу и с работы.
-Потом нарисую оба маршрута и сопоставлю, получится "усредненный" вариант, что и требовалось - подумал Георгий.
Выйдя из дома и отсчитав шагами его длину, Георгий взял азимут на разветвления дороги - одна из них шла на вершину горы Гальтгарбен, вторая поворачивала к воротам на основную дорогу до остановки. У разветвления Георгий уточнил азимуты начала дороги на гору, тропинки и основной дороги. С этого момента он отсчитывал только длину дороги и азимуты всех ее поворотов и петель. Все уходящие от основной дороги тропинки, грунтовые дороги и находящиеся у дороги развалины и подозрительные складки местности, а также рвы и провалы он наносил на листок.
Нанесение заметок на листок было тоже продумано - верхняя запись означала расстояние отрезка дороги, нижняя - азимут поворота дороги, или "врезку" грунтовых дорог и тропинок.
Георгий часто останавливался, записывая результаты. Со стороны это выглядело подозрительно - человек идет, широко шагая по дороге, потом внезапно останавливается и что-то записывает.
-На будущее так не пойдет. "Халява" получается. Эксперимент должен быть чистым. Был бы у меня диктофон, тогда - другое дело. А так - "вычислят"... - подумал Георгий.
Решено было записывать на ходу. В одной руке был компас и листок, в другой - карандаш. Сначала получалось плохо, но со временем он привык.
Георгий, проходя по дороге и делая записи и вычисления, как-то по-новому начал смотреть на местность. В глаза бросались провалы, на которые он раньше не обращал внимания, были нанесены рвы и валы, которые раньше воспринимались как простые овраги. Полузаросшие дороги ложились начальными азимутами на общие записи. Георгий решил со временем нанести весь участок на план, вплоть до Ворошиловки (Переславского), но вскоре понял, что задача эта, вернее ее выполнение, будет не из легких. На составление плана дороги до поворота с бесконечными уточнениями ушло чуть больше недели, обратный план был составлен быстрее. Георгий нанес на план все провалы и подъемы почвы, насколько позволяло время. Но весна заканчивалась, как назло пустили автобус, планы начали рушиться. Последнее, что он успел сделать, - это нанести план старой немецкой дороги на гору Гальтгарбен, при этом был неприятно удивлен - в 1986 году, когда он приехал из Забайкалья для продолжения службы и получил жилье в военном городке, дорога была каменной, из булыжников, они еще с женой любили прогуливаться по ней вечерами. Сейчас от булыжника не осталось и следа - бесконечные стройки гаражей и ритуальных площадок "слизали" около 350 метров. Дорога стала грунтовой, со всеми вытекающими последствиями - начались размывы, образовались небольшие промоины и провалы.
При подъеме на гору Гальтгарбен слева от дороги обозначилась ровная площадка, примерно 40 на 50 метров, «врезанная» в гору (это место потом приснилось Георгию – во сне он медленно «плыл» - спускался с горы Гальтгарбен, справа, на месте этой площадки светился каркас здания, довольно высокого, состоящий как бы из тонких лучей красно-желтого цвета; потом была найдена фотография этого дома – ну чем не мистика? – с семьей, живущей здесь. Раньше это было здание гостиницы с рестораном для туристов). Далее дорога разветвлялась - одна из них уходила направо, вдоль горы Гальтгарбен, а вторая сворачивала в небольшой "каньон". По рассказам местных жителей, здесь раньше стояло два или три дома. Сейчас о них не напоминали даже фундаменты.
-Нужно будет посмотреть на "каньон" с верхней точки весной, в следующем году, тогда по складкам местности обнаружатся фундаменты - подумал Георгий.
Дорога направо шла по верхней части горы Гальтгарбен, примерно по ее середине. В одном месте дорогу пересек ров - одна его часть уходила под колючую проволоку забора воинской части, вторая шла вниз, под гору.
-Я потом нанесу подробно все рвы и провалы в районе горы Гальтгарбен, и мне все станет ясно - где здесь были замки, где укрепления пруссов, где примерно закапывали убитых пруссов и немцев - местность отдаст свои секреты - подумал Георгий.
Грунтовая дорога вклинилась в каменную, Георгий пошел медленнее, словно прогуливаясь. Здесь нужно было идти осторожнее - в любой момент из-за поворота могли появиться солдаты или офицеры, а встреча с ними была нежелательной, тем более при ведении записей. Мелькали явные остатки грунтовых укреплений, в одном месте каменная дорога раздваивалась, в месте пересечения была площадка.
Здесь, очевидно, находилось охранное помещение немцев - ведь раньше в районе горы Гальтгарбен была зона отдыха Люфтваффе. Новую дорогу, по слухам, прокладывали наши, хотя Георгий в этом сразу засомневался - только немцы прокладывали "крученые" дороги, делая повороты каждые 300-400 метров - для удобства стрельбы прямой наводкой из орудий по появляющимся из-за поворота танкам.
-Развалины внизу у горы Гальтгарбен - понятно - таверна или бордель, может быть, дом отдыха или гостиница. Дома слева от дороги на горе - обслуживающий персонал и казарма для солдат охраны - подумал Георгий.
Здесь же, на горе, были видны остатки трамплина. Внизу Георгий нашел несколько фарфоровых пивных пробок. Поле под горой в 1986 году было свободно от деревьев, сейчас лес медленно, но верно наступал осинами и березами к дороге. Лет через 10 все зарастет, и только "аборигены" будут помнить, что здесь раньше было.
У дороги Георгий обнаружил два подъема правильной квадратной формы.
-А, ну это легко, это по-английски - сообразил Георгий. - Это были трибуны для зрителей, которые любовались прыжками с трамплина.
В Сибири бытует мнение, что на месте, где растет Иван-чай, раньше были дома или поселения людей, это растение повсюду следует за человеком. Следуя этой нехитрой заповеди, Георгий обнаружил еще одно возможное местонахождение дома - левее трамплина, у дороги на гору Гальтгарбен.
-Будет день, будет пища... Обследуем штырями это место с Костей. Да и рамки не помешают - подумал Георгий.
При обследовании рвов внизу, под горой Гальтгарбен, Георгий наткнулся на торчащий из земли камень правильной формы. Он что-то напоминал, до боли знакомое. Камень торчал вертикально вверх, рядом был небольшой холмик.
-Если предположить, что это могила древнего прусса, или тевтонские рыцари разрешили похоронить убитых при захвате горы Гальтгарбен, то получается... И тут он вспомнил... Подобные камни он видел в Забайкалье и на Украине. Они называются "каменными бабами" и ставились на могилах древних. Одно из их применений - обозначение территории рода или племени, но опять таки они ставились на могилах - древние хоронили умерших или погибших под порогами жилища или в валах, окружающих поселение - духи умерших, по поверью, защищали род от врагов.
В профиль камень был похож на лицо, но если смотреть прямо, то получалось, что половина лица была отколота.
Еще одно интересное место он обнаружил у Переславского – «Ворошиловки» - и вот ведь интересно - тысячу раз ходил мимо этого места и не обращал внимания, а стоило заняться нанесением плана дороги и местности для сравнения с картой - сразу в глаза стали бросаться ранее незаметные детали.
На подходе к Ворошиловке(Переславскому) высился холм, обсаженный елями - явно братская могила, судя по елям - немецкая - у немцев ель была священным деревом, наряду с дубом.
Слева от дороги находились валы, явно искусственного происхождения, возможно - одна из территорий прусского рода.
Собственно, на этом исследования закончились - закрутили другие дела.

Через некоторое время произошло одно явно мистическое событие, хотя остались сомнения в его "не случайности".
Однажды Георгий с женой ездили за покупками в город и назад решили поехать на микроавтобусе, что случалось с ними редко - в это время они ездили на электричке.
В микроавтобусе сидели в основном молодые люди и несколько пожилых. И вдруг - о чудо - прямо перед носом у Георгия одна из девчонок развернула карту и углубилась в ее изучение. Сверху карты была крупная надпись – «Переславское».
-Девушка, где вы купили эту карту - спросил Георгий. - Мне нужна такая же.
-Вы эту карту нигде не сможете купить, эти карты выдают командам для спортивного ориентирования. Приезжайте на соревнования, мы потом эти карты выбрасываем пачками.
-Ну... Это бесполезно... При моей занятости... - заныл Георгий.
-А зачем вам эта карта? - спросила одна из девчонок.
-Понимаете... Я там живу, часто хожу в лес по грибы и карта мне просто необходима.
Микроавтобус подъезжал к Светлогорскому повороту. Пора было на выход. Георгий достал 50 рублей, собираясь расплатиться с водителем за себя и жену.
И здесь произошло второе чудо - одна из девчонок отдала ему свою карту. Георгий начал горячо благодарить, побыстрее засовывая карту в карман, пока она не передумала.
Вышли из микроавтобуса. Девчонки уехали. Так у Георгия появилась карта, которая сэкономила ему кучу времени, да и не смог бы он составить столь подробную карту. На это ушли бы годы, а времени у него было и так в обрез.
Дома Георгий изучил карту. Она была очень подробной, на ней были нанесены все рвы и даже некоторые развалины. Отдельными точками были обозначены какие-то "непонятности", но теперь, имея карту, можно было уточнить, что это такое.
В документальном центре "Ксерокс" Георгий увеличил район горы Гальтгарбен, сопоставив потом карту со своими прорисовками дороги. При сравнении сразу стали понятны некоторые неясности. У Георгия теперь было несколько увеличенных карт - из книги В. Кулакова, для спортивного ориентирования и карта области. Вырисовывалась общая картина. Теперь было понятно, куда уходили некоторые дороги, ясно прорисовывалось укрепление древних пруссов в районе горы Гальтгарбен, были видны древне - прусские дороги. Картина была ясна, но поражала "мистика" - уж очень легко досталась карта, как будто сама судьба была за то, чтобы наконец раскрылась тайна горы Гальтгарбен...

Продолжение: http://proza.ru/2012/01/28/757