Лёвушка Часть вторая Ищу маму 32

Виктор Шель
32.
Лёвушку раздражала забота о нём как о маленьком ребёнке. Сначала было приятно, что еда всегда во время, что ему подают за столом, одевают в красивые городские вещи. Но то, что Матрёна бросалась одевать его по утрам, Лёвушке не нравилось. Он прекрасно может сам себя одеть. Не нравились ему ежедневные купания в ванне, когда Матрёна или Евдоким растирали его всего мочалкой и после купания, завернув в простыню, несли его в спальню одевать. Но видно таковы порядки у маленьких господ. За ними ухаживают, их кормят и после еды забирают со стола посуду. Лёвушка, воспитанный помогать по дому, томился бездельем. Время, которое он каждый день проводил с Анной, сначала тоже было ему приятно, но быть ежедневно обсосанным поцелуями госпожи ему быстро надоело. Его угнетало отсутствие сверстников, подвижных игр, людей, к которым он привык. Лёвушка всё это терпел, обнадёженный обещанием Евдокима найти маму. 
 
Дни шли за днями, а Евдоким  маму не находил, хотя каждый день обнадёживал Лёвушку, что поиски идут. Как мог Лёвушка знать, что Евдоким и не собирался помочь в поисках, что его задачи были совершенно другими. Евдоким был рад, что его заботы о барыне, о её душевном спокойствии, с появлением Лёвушки принесли плоды. За те несколько недель, которые ребёнок провёл в доме, госпожа не имела ни одного приступа уныния. Если так дальше пойдёт, то госпожа навсегда излечится от своего недуга. Для старого слуги, выросшего в доме Остроумовых, благополучие госпожи было несравненно дороже счастья маленького иудейского мальчика. «В конце концов, - рассуждал Евдоким, - разве может быть так ухожен еврейский мальчик в его местечке, как юный наследник дворянского рода Остроумовых?» Евдоким надеялся на то, что, когда родные обнаружат Лёвушку, они, также как и он, предпочтут относиться к юному иудею как к Коле Остроумову, чтобы сохранить здоровье Анны. Мальчик, по мнению Евдокима, мог преуспеть в жизни, оставаясь тем, за кого его принимает госпожа.
 
Анна Остроумова была занята своим сыном. Она приложила много усилий, чтобы обставить комнату не хуже, чем была обставлена комната сына в её родовом имении. Была куплена кровать с пологом, чтобы ребёнку было уютно. Большой письменный стол был установлен у окна так, чтобы свет падал слева от стула ребёнка. Был куплен огромный глобус, чтобы ребёнок развивался. У стены был установлен большой книжный шкаф. Шкаф пока был пуст, но Анна рассчитывала, что со временем шкаф заполнится книгами.
 
Второй заботой Анны был поиск воспитателя для Коли.  Анна не желала посылать Колю в школу. Она знала, что Коля не готов к поступлению в гимназию и не стала оформлять Колю в школу. Она хотела нанять гувернера, чтобы он занялся обучением и воспитанием Коли. Оказалось, что в Ялте, маленьком провинциальном городке, не просто найти человека на место гувернёра. Если и были тут образованные люди, то это были либо обеспеченные, либо очень больные люди, в основном болеющие туберкулёзом. Анна боялась заразить Колю этой страшной болезнью. После нескольких недель поисков мужчины-гувернера, Анна согласилась принять на это место молодую женщину по имени Надежда. Надежда была из разорившегося купеческого рода. Она в своё время окончила женскую гимназию. После этого она вышла замуж за пожилого богатого купца, который заболев туберкулёзом, переехал в Ялту. Богатство мужа Надежды оказалось дутым, а расходов на лечение было много. Когда муж Надежды умер, оказалось, что все деньги растрачены. Объявление о поиске грамотного гувернёра попалось ей на глаза, и она решила, что её вполне устраивает это место, обеспечивающее питание, жильё и небольшую, но стабильную зарплату. Своих детей у Надежды не было, хотя она мечтала о ребёнке. Теперь ей представилась возможность заняться воспитанием ребёнка, хотя и чужого.
 
Надежда, хотя и не была дворянского происхождения, имела хорошие манеры и знала правила хорошего тона. К дополнительным достоинствам Надежды можно было отнести свободное владение французским и немецким языками, а также неплохое умение играть на фортепиано. Анне Надежда понравилась, и она наняла её воспитывать Колю.   
 
Евдоким устроил спальню Надежды в комнате смежной с детской. Это было сделано для того, чтобы Коля был под постоянным присмотром у гувернантки. Евдоким взял на себя разъяснение Надежде ситуации с ребёнком. 
- Понимаете барышня, наш Коля несколько лет назад был украден из имения госпожи. Мы не знаем где он был всё это время, но к счастью госпожи он недавно нашёлся. За эти годы он сильно

поотстал в учёбе и, наверное, ничего не помнит, чему его учили. Вам придётся учить его с самого начала.
- Какой ужас! Неужели ребенка украли?
- Так оно и есть. 
- Бедный мальчик!
- Я думаю, что было бы неправильно напоминать ему об этом событии. Прошу вас, милая барышня, никогда не разговаривать на эту тему с Колей. Он ребёнок чувствительный. За те годы, что он был вне дома, Коля забыл многое. Он вбил себе в голову, что наша госпожа не его мама. Он вам будет рассказывать небылицы о том, что его отец старый солдат, а мать еврейка, принявшая крещение. Вы этому не верьте. Это всё болезненные выдумки, но он верит в них, как будто это правда. Это очень тяжёлое последствие от его долгого отсутствия в семье.
- Бедный ребёнок! Я буду обходить эту тему в общении с ним. Я найду более подходящие его положению и возрасту темы для бесед.
- Госпожа и я будем вам очень признательны, если вы отвлечёте мысли Коли от этой темы. Я должен вам сказать, что иногда Коля называет себя Лёвой, Лёвушкой, иногда Лейбой. Это тоже остатки той истории, которую ему внушили похитители. Есть ещё одно, что я должен вас попросить. Госпожа очень страдала, когда шли поиски Коли. Эти страдания перерастали в болезнь. Сейчас она здорова, но разговоры о пропаже Коли, о Колиных выдумках, могут привести к повторению болезни. Прошу вас, ни при каких обстоятельствах не напоминать госпоже о прошлом. Вы меня понимаете?
- Я же должна буду делиться с ней поведением и успехами Коли!
- Это можно, а о старом ни слова.   
 
Лёвушка в столовой обнаружил, что стол сервирован не на двух человек, а на трёх. Это удивило его. Он предположил, что к ним кто-то приглашен в гости. Вошла барыня с молодой женщиной. Лёвушка оглядел гостью. Высокая стройная женщина с голубыми глазами, одетая в строгое платье, с любопытством смотрела на него. Лёвушку смутило такое настойчивое внимание женщины. Он опустил глаза и покраснел.
- Коленька, это Надежда Васильевна, - сказала Анна. – Она будет твоей гувернанткой. Подойди к ней и поздоровайся.
- Здравствуйте. А что такое гувернантка? 
- Надежда Васильевна будет тебя учить читать и писать и другим наукам. Она будет с тобой играть в игры.
- Разве взрослые люди играют в игры?
- Конечно, играют, - ответила Надежда. - Ты играешь в шашки?
- Нет. Меня не учили.
- Я научу тебя этой игре.
- Вы научите меня читать Пушкина? 
- Обязательно научу.
- Спасибо, - скромно сказал Лёвушка. – Я мечтаю выучить стихи Пушкина наизусть.
- Вот и хорошо, - сказала Анна, удовлетворённая ответом ребёнка. – А сейчас приступим к обеду.
 
Повар Нюша внесла первое блюдо и разлила по тарелкам. Лёвушке хотелось ещё спрашивать Надежду Васильевну, но в этом доме он усвоил, что за обедом разговаривать не разрешается. Обед прошёл в торжественной тишине, нарушаемой только звоном посуды и шагами прислуги по паркетному полу. 
 
После обеда Надежда Васильевна повела Лёвушку в его комнату. Там она надеялась подробно проверить знания ребёнка, чтобы понять с чего нужно начать обучение. Лёвушка послушно уселся напротив гувернантки. Он не знал, как себя вести с ней. Он понимал, что эта женщина теперь будет иметь власть над ним, и это ему не нравилось. Ему было неизвестно, как она будет относиться к нему. Он вспомнил порядки в хедере, где учитель, не стесняясь, применял грубую силу по отношению к ученикам, которые, по его мнению, не успевали или баловались. Неужели теперь и его ждут розги за малейший проступок?
- Дорогой Коля. Я хотела бы проверить твои знания в правописании, арифметике и других науках.
- Я не знаю, что означают слова правописание и арифметика.
- Надеюсь, что ты хорошо умеешь читать?

- Я умею читать древнееврейские молитвы, но не умею читать по-русски – ответил мальчик.
- Не понимаю тебя, - сказала Надежда, задумавшись. – В твоём возрасте не следует заниматься такими выдумками. 
- Но я не выдумываю. 
- Нет, дорогой, ты выдумываешь. Так не может быть. Я не потерплю твои фантазии!
 
Лёвушка подумал, что не стоит сердить гувернантку. Он не стал настаивать на своей правоте и ничего не ответил.
- Надеюсь, ты азбуку знаешь? – продолжила Надежда. 
- Русские буквы? Я знаю буквы. 
Надежда открыла детскую книгу и, указывая, на букву «Б» спросила:
- Какая буква?
- Бэ – ответил Лёвушка.
- А эта, - Надежда указала на букву «Я».
- Я!
- Эта? – теперь она указала на букву «Ж».
- Эту букву я не знаю.
- Подумай, Коля!
- Я эту букву не знаю. Какая это буква?
- Жэ. Придётся начать с азбуки.
- Я с большим удовольствием буду учить русскую азбуку.
- Умеешь ли ты считать?
- Конечно, я умею считать. 
- Сколько будет пять плюс три?
- Извините, что такое плюс?
- Ну, прибавить.
- Восемь. 
- Правильно. А сто двадцать прибавить тридцать?
- Сто пятьдесят. Я считать умею.
- А деление ты знаешь?
- Знаю. 
- Десять разделить на два, сколько это?
- На двоих? – спросил Лёвушка. Надежда утвердительно кивнула. - По пяти придётся.
- А на троих, - спросила Надежда, лукаво улыбаясь.
- На троих будет по три рубля и тридцать три копейки. Остаётся одна копейка, на неё можно купить три леденца и разделить по одному на каждого, чтобы справедливо было.
Надежда рассмеялась. Лёвушка не понял, почему она смеется:
- Разве я что-то не то сказал? Копейку разделить можно только на две полушки. Тогда третьему не достанется полушки. Это несправедливо. Лучше купить три леденца и тогда всем достанется поровну.
- Нет, ты всё правильно сказал. Так, действительно будет справедливо. Но мы не деньги делим, а числа. Ты правильно подметил - десять на три не делится. 
- Поэтому надо покупать леденцы!
- Нам с тобой много трудиться придётся, чтобы догнать твоих сверстников. А смекалка у тебя есть. Будешь трудиться – подгоним программу.
- Обещаю трудиться! Я хочу научиться читать по-русски.
- Вот и хорошо!  А теперь пойдём в сад на воздух. Там я тебе немножко почитаю стихи. 
 
Они спустились в сад и устроились в беседке. Виноградная лоза мощным стеблем тянулась к беседке, своими ветвями обвивая её. Зелень листьев создавала крышу. Гранки спелого винограда спускались над скамейкой, на которой устроились Надежда и Лёвушка. Надежда раскрыла книжку и начала чтение:
 
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит. 
 
- Я знаю эти стихи, - сказал Лёвушка. – Это Пушкин. Мне мама читала. 
- Вот и хорошо, что тебе мама эти стихи читала. Мы с тобой их почитаем. 
- Я с удовольствием послушаю.
 
Надежда с увлечением продолжила чтение «Руслана и Людмилы». Лёвушка слушал очень внимательно, переживая злоключения Людмилы. В его сознании похищение Людмилы смешалось с его собственным похищением из дома старой графини.  Он очень хотел, чтобы нашёлся богатырь, который бы вытащил его из той золотой клетки, в которой держит его Анна Остроумова. Руслан-то знал, что Людмилу похитил и держит Кощей, а его мама не знает ничего об Остроумовой. Как она найдет его? Одна надежда на Евдокима. Он ведь обещал! Евдоким был очень добр к нему, и Лёвушка ему доверял. Он понимал, что не просто найти чиновника Яковлева, если не знаешь даже в каком городе его искать. Евдоким сказал, что надо набраться терпения и ждать. Лёвушка верил в обещание Евдокима и ждал.
 
Окончив чтение, Надежда прошлась с Лёвушкой по внутреннему двору дома. Двор был маленький. У заднего забора двора во всю длину забора была протянута железная проволока, продетая внутырь кольца. К этому кольцу была одним концом закреплена цепь, а другой конец цепи был закреплен на ошейнике огромного пса. Пес не ходил по цепи, а бежал вдоль забора, огрызаясь на каждого, кто посмел к забору приблизиться. Лёвушка пожалел пса, свобода которого была ограничена короткой цепью и проволокой. Страшный и злой пес, которого боялись все жившие в доме Остроумовых, внушал Лёвушке только жалость. Никакого страха перед этим лохматым чудовищем Лёвушка не испытывал.  Ухаживал за псом конюх Кузьма, муж Матрёны. Лёвушка видел, что Кузьма боится пса. Даже еду псу он подавал лопатой, не подходя близко. Пес, завидя Кузьму, вилял хвостом, как бы приветствуя кормильца, но стоило Кузьме подойти ближе, как пёс начинал волноваться и лаять. Видно чуял пес, что Кузьма приносит пищу не из любви к животному, а по обязанности. Не мог Лёвушка знать, что пёс от людей не ждал ласки, только побоев, а потому и злобно лаял даже на Кузьму.
 
Надежда продолжала беседу с Лёвушкой о только что прочитанном куске поэмы Пушкина. Ей было интересно, как мальчик понимает содержание поэмы. Но Лёвушкины мысли были о Жуке, псе в конце двора. Ему очень захотелось погладить пса, угостить его куском свежего хлеба, который ещё во время обеда он положил в карман штанов. Надежда была в ужасе, когда Лёвушка вдруг вместо ответа на её вопросы пошел к забору. Жук бешено залаял, когда мальчик приблизился к нему. Лёвушка все приближался и приближался. Жук внезапно перестал лаять и злобно оскалил зубы. Лёвушка протянул руку навстречу зубам животного, приговаривая:
- Спокойно, я друг. Я тебе хлеба принёс.
 
Собака схватила кусок хлеба и, проглотив его в одно мгновенье, неожиданно успокоилась. Левушка положил руку на голову собаки и погладил её, не обращая внимания на крики Надежды, звавшей Кузьму на помощь. Жук, почувствовав ласковое прикосновение руки ребёнка, окончательно успокоился. Лёвушка обнял его за шею и сказал:
- Я к тебе приду ещё. Ты меня жди.
 
После этого ребёнок спокойно вернулся к Надежде и Кузьме, прибежавшему с топором в руках спасать барина. Взглянув на них спокойными глазами, Лёвушка сказал:
- Зачем топор? Разве Жук меня обидел?
- Ну, барин, вы меня испугали. Это ведь не пес, а зверь. Он мог вас загрызть.
- Зачем ему меня грызть? Я Жуку не враг. Я его люблю.
- Не скажите, Жук искусал многих здесь. Это очень злая собака.
- Жук не злой! Он очень одинок. Некому с ним играть. Никто к нему не подходит. Вот я его и пожалел.
 
Надежда, с облегчением убедилась, что её питомец вернулся невредим.
- Николай! Вы меня поражаете. Зачем вы пошли к этому мерзкому грязному псу? Что скажет ваша мать на это?
- Моя мать была бы горда мною, - ответил Лёвушка с упором на слово «моя».