Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 2. Часть 14

Роман Рассветов
               
    11 апреля.  Через два месяца - экзамены! Страшно даже подумать об этом! А если не сдам? Нет, этого не должно быть! Не для этого я училась целый год. По географии - "4". Получила письмо от Инты.
   С Ниной отношения натянутые, она не верит мне, я - ей, так и живём. Я хотела быть ей другом, но, видимо, этого не случится, а жаль! На улицах - уже ручьи, как реки, пришла домой с мокрыми ногами... В Дагде этого нет, там асфальт, очень быстро просыхают дороги. Уже кое-где появились проталины.
   Папа приедет в самую грязь. Я его очень жду. Так соскучилась! Милый мой папа, у тебя такие красивые карие глаза, чёрные, волнами, волосы, а на висках - уже седина...
   Мы, твои дети, виновники этой ранней седины!  Ты у нас, хоть и упрямый, и вспыльчивый, но простой, и добрый, и милый! Ты и мама - дороже всех на свете!
   
   12 апреля. День Космонавтики. Уроки. Читаю, по возможности, книгу "Мои сокровища". Впереди - химия и изложение - русский язык.  Пасмурно сегодня. Мороза, даже утром, не было. Только бы пережить эти два урока...
   Получила от папы сразу два письма, вот здорово!
   13 апреля.  Сегодня должны были писать контрольную по физике. Я так умоляла учителя не делать её, что он - согласился! Ура! А завтра - Пасха.
   14 апреля.  Получила от Лёли письмо. Она пишет, что Робка начал бегать за Ленкой Григорьевой... Лёля, неужели это - правда? Почему он тогда мне такое письмо прислал?
   И фото? Верю я ему, не мог он так поступить! Не мог! Завтра должна получить от него письмо, и верю, что получу!
   От мамочки пришла посылка. В ней - очень хорошенькие полусапожки жёлтого цвета и костюм, только юбку надо сузить... Как мне больно! Неужели - правда?
   15 апреля.  Люда, ты сразу поверила этим сплетням, значит, ты его не любишь! Если любишь, значит веришь!
   А ты сразу же, сдалась... А, может, это действительно так?
   Ведь он всё время тебя обманывал! Почта пришла... Письма от него нет... Значит, правда? А ты, дура, сразу же ему поверила? Значит, он тебе ещё мало насолил в жизни?  И всё же, не верю!
   
   16 апреля.  Встала в 7 утра. Сегодня контрольная по физике. Как я её боюсь! Почтальон пошла к соседям... Будет ли письмо? Увы, нет письма!
   17 апреля.  Встретила Л.Д., спросила у неё, будет ли мне стипендия? Она сказала, что список - старый, значит, стипендию опять не получу... Встретила Виктора Григорьича (директора), сказала ему, что меня опять нет в списках на получение стипендии. Он ответил: - Получишь, Люда, стипендию. - Ура!
 
...Уже 18 часов, почты всё ещё нет... Письмо пришло!!  Вот оно! Лежит передо мной! Страшно открыть... Что в нём? ...
   Письмо - чУдное! Просит фото! Фиг в нос! Ты её должен заработать! Понял? Как опять хорошо!
   Написала ответ. Даже, слегка гордый. Ничего, так надо...
   Он всегда знал меня гордой, и другой я не должна быть... Может, моя гордость вернула его мне? Вернула... Как уверенно я говорю это слово! А он пишет, как-то... не совсем просто... Но я никогда не видела таких писем от ребят, какие пишет он...
   Значит, Лёлины слова - неправда... Может, от кого-то услышала эту сплетню, и написала мне?  А я - сразу поверила... Как жаль, что я этой весной не смогу нарвать букетик латышских подснежников и поставить их в вазочку... Но это сделает мамочка, правда?

                Как хочется сорвать подснежник,
                Прижать его к груди своей,
                И протянуть тебе, мой ровесник,
                Иль матери отдать твоей...

                Пускай она поставит его в вазу,
                Пускай всплакнёт, и вспомнит о тебе,
                Пускай слеза скользнёт из её глаза,
                И пусть, слегка, прижмёт меня к себе!

                И, может, там протянешь ты подснежник
                Как-раз родимой мамочке моей.
                И ты расскажешь ей, ровесник,
                Как хочешь к маме, мамочке своей!

                И вспомнит мама, моя мама вспомнит,
                Быть может, улицу Речную и меня...
                И, вдруг, заплачет, тихонько заплачет,
                И улыбнётся, глядя на тебя...

                И грустно ей, и гордость ломит душу,
                Ведь дочь её - учёный человек.
                Родная знает, как рвусь я к дому,
                Хоть на денёк, хоть даже, на часок!

                И этот цветик, скромный первый цветик,
                Вестник поры любви - весны!
                Ты, милый мой подснежник,
                Напомнишь другу обо мне...

                Ты скажешь, что моя любовь окрепла,
                Что так она нежна, как ты.
                Ты передашь, что я тебе сказала?
                Ещё скажи, пусть бережёт мои мечты.

                Например, тюльпан - прекрасный цветик,
                Но мне дороже всех - подснежник,
                Он пробуждает природы сны,
                Он - цвет поры любви - весны!

   Нда, не очень-то, что-то у меня сегодня рифмуется...
Спокойной ночи, мои родные! Спокойной ночи, мой друг!
   
   18 апреля.  Арифметика, третий урок. Стипендия мне назначена. Контрольную по физике завалила... Из трёх задач решила одну...
   20 апреля.  Стипендию получила, слава Богу! Писали контрольную по немецкому языку. Нам, "англичанам", дали такой же диктант, как и "немцам", можно представить, как мы его написали! (Имеется ввиду, какой иностранный язык учили до поступления в педучилище). Я, во всю, списывала у Мишки. Учительница смотрит, как я нахально списываю, и молчит... Потом, я вообще отстала, так она мне по слогам диктовала... В общем, "написали"!
   
   На душе трудно, так хочется домой, в мою милую Дагдочку!  Сегодня ходила в лес, если можно так назвать посадки берёз и тополей, растущих в ровную линию.. Нарвала веточек берёзы, поставила их в банку. Надо будет обязательно сходить в лес, за подснежниками. Два дня до экзаменов...
   21 апреля.  Получила письма от папы и Инты, спасибо вам! Ходила с Ниной, Вовой и Владькой на рыбалку. Грязь была такая, что скорее плыли, чем шли, а пришли на речку, а там Колька, сосед, чуть не утонул, свалился в воду...
   Разожгли костерок, сушили его. Вскоре три парня проходили мимо нас, двое тоже соскользнули в воду... Хохоту было!..  Вовке, вроде, Нина нравится...
   22 апреля.  Вызвали по химии к доске, задачу решила, слава Богу! Химичка ко мне плохо относится, придирается, и часто не по делу... Так боюсь, что она меня завалит на экзамене.  Надо тщательно готовиться. Как страшно жить! Почему люди такие злобные бывают?
   
   23 апреля.  Через два дня приезжает папа. Приедет и... уедет, а я опять буду одна... Нина так и не стала мне подругой, про себя никогда и ничего не расскажет, и я боюсь ей что-либо говорить...
   Сейчас видела Веру Васильевну, она сказала, чтобы я, после 7-го урока, подошла к учительской. Что она скажет?
   Разговаривала с Верой Васильевной... Какой она чУдный человек! Она пригласила меня к себе в гости. Мне так было с нею приятно разговаривать!
   А теперь я дома. И, хоть Нина рядом делает уроки, я, всё-равно, одна... Завтра контрольная работа по физике. Не напишу, не понимаю этот материал... Что же делать?
   24 апреля.  Завтра наши на седьмом уроке идут за камнями в монастырь. Я не смогу. Надо папу встречать. Уже завтра увижу его, даже не верится! Папа, я так по тебе соскучилась! Получила по истории "4".
   
   25 апреля.  Папа приехал!! Сейчас спит... Как хорошо! Письмо от Роберта ещё не получила... Ходили с папой в училище. Познакомила его с директором, завучем, Региной Геннадиевной, Анной Дмитриевной. Ходили с папой в кино "Колдунья", а после фильма опять пошли в училище.
   Папа играл на пианино. Он мелодии подбирает на слух, аккордами, и так это здОрово и оригинально у него получается! Эх, если бы он мог с детства научиться играть! Он - такой талантливый! Может, знаменитый пианист был бы! Да где там, перед войной, деревенскому пареньку...
   
   26 апреля.  Ночью папу душила астма... Завтра он уезжает. Я - опять одна... Следующий урок - химия, очень боюсь! А после русского языка отпрошусь, хочу подольше с папой побыть...
   27 апреля.  Папа уехал, я опять одна...
   29 апреля.  Я - в Орле, у тёти Маши. Удрала из Болхова, на демонстрации буду здесь, хотя по списку, должна быть в Болхове... Что будет? Вопрос... Написала Робке ещё одно письмо, просила, чтобы не обижался на предыдущее... Я довольно грубое письмо ему написала... Как я, всё же, люблю его и боюсь потерять... Настроение паршивое. Скоро поедем к дяде Мише, папиному брату... Погостили у него...
   30 апреля.  Какой красивый Орёл! Как он быстро расстраивается! Ехала и хотела запомнить каждое здание этого города! Через два месяца я уже буду в Дагде! И пробуду там, тоже два месяца... Как хочу домой! В Дагду! К маме! К нему!

                В этом мире, в этом городе,
                Там, где улицы грустят о лете,
                Ходит где-то самый сильный, самый добрый,
                Самый лучший человек на свете...

                О тебе всё время думаю,
                И навстречу ветру я кричу:
                - Если я тебя придумала,
                Стань таким, как я хочу!

   Какая песня! Как её Эдита Пьеха поёт! Прелесть!

                Что такое весна?
                Это солнце, радость, цветы.
                Весна любви полна,
                Май - время мечты.

                И, я знаю, весной,
                Моей милой порой,
                Прогоню я ненастье,
                И найду своё счастье.

                Ты вернёшься ко мне, синеокий мой друг.
                Расскажу я тебе о весне, о мечте,
                О моей и твоей мечте!
   Нет, сегодня я на поэзию не настроена...

                Сколько раз ни приходит весна,
                И всегда удивляемся ей.
                Как красавица модна, скромна,
                Спешит в город, в леса скорей.

                Первый гром, нарушая тишь,
                Раскатился по тёмному небу,
                Ты, как прежде, одна стоишь,
                Рядом друга с тобою нету.

                Но ты веришь, найдёшь его,
                Потому, что пришла весна,
                И опять видишь много нового,
                И душа твоя грусти полна...

                Эта грусть твоя, нежная, чистая,
                Потерять тебе трудно её...
                Это детство проходит быстрое,
                Это юность заменит его...

                Ты мечтаешь, боишься, ждёшь,
                Сердце бьётся в твоей груди,
                И, я верю, ты - друга найдёшь,
                Пройдя гордо трудные пути...

   1 мая.  Орёл! Какое гордое имя у города! Вот и пришло это долгожданное 1 мая! Пришёл праздник весны, жизни и любви! ...И уже почти прошёл... Ходила на демонстрацию.
   Она длилась с пол-одиннадцатого до пол-второго. Очень понравилась! Народу - полно! Очень много транспарантов, не то, что в Болхове... Видела кубинцев, человек сто... Были, и негры, и белые, почти такие же, как и мы, только черноволосые...
   Вечером с тётей Марусей и Женей ходили в парк. Посмотрели фильм о космонавтах. Потом были танцы с духовым оркестром. В другом парке военный оркестр играл произведения больших композиторов.
   Покаталась на карусели. Как чудесно! Сначала медленно, а потом - всё быстрее и быстрее! В тот момент я подумала: "Почему около меня сидит Женька, а не "он"? Будем ли мы когда-нибудь, вот так, кататься с Робкой? Сколько впечатлений! Завтра - назад, в Болхов... А как не хочется!
   
    2 мая.  Вот я и в Болхове. Почти весь день отоспала... Получила три письма и открытку, от Р. ещё нет...
    3 мая.  Ходила в кино "Порожний рейс". Хороший фильм! Потом покаталась на велосипеде. Как чудесно! Только жаль, не по асфальту, как у нас, в Дагде... Владька приглашал погулять, конечно, отказалась... Сегодня, перед кино, я сидела в парке, на скамейке, подошёл парень, модно одетый, симпатичный, и говорит:
  - Можно рядом с вами сесть?
  - Можно, - отвечаю.
  - Я смотрю, вы одна сидите и грустите... И решил разбить ваше одиночество... Ну, в общем, посидели, помолчали... Он на меня поглядывал, и спросил:
  - Вы, наверное, кого-то ждёте?
  - Никого я не жду. Пойду в кино, - ответила я.
  - На сколько идёте?
  - На шесть часов.
  - Жаль! - Сказал он. - А, может, погуляем? Я не местный, плохо знаю город.
  - Нет, извините, мало остаётся времени до начала фильма, - ответила я. И ушла. Я спиной чувствовала его провожающий взгляд. Грустно мне тогда было.  Очень!
    Он сказал: - Вы будете строгим учителем!..
    Надо учить физику. А то завтра "пару" схлопочу!  Химичка снова меня вызывала, и, собака, опять "3" поставила!
    4 мая.  По физике не вызвали. Сегодня суббота, и я, как обычно, снова одна... Да, много я переняла у Нины, стала такая же грустная, молчаливая, стала избегать общество...
    Как это плохо! Что же делать? Как я буду жить дома? Ведь там одной и минуту не побудешь... Разве в прошлом году, живя в Дагде, имея рядом самую дорогую подругу, могла я тогда подумать, что через год моя судьба так резко изменится?
    Что я буду одна, а мои новые подруги будут танцевать в городском парке? Вместе! А я - одна! Как трудно быть одной! Как надоело!
               
                " Грустна, печальна, молчалива,
                Как лань лесная, боязлива,
                Она в семье своей родной
                Казалась девочкой чужой..." - Это теперь целиком относится ко мне...
    На улице слышна музыка из городского сада... Небо красивое, какие-то удивительные облака, а Луна яркая, красивая... Как же интересно жить!  Надо браться за подготовку к экзаменам... Остался какой-то месяц до конца учёбы...
    7 мая.  ( Людмила здесь пишет по-латышски. Я сразу пишу на русском языке её текст. Автор.)  Вчера мы с Ниной пошли в овраг и там занимались, готовились к экзаменам. Пришли мальчишки и не дали нам заниматься, утащили играть в футбол.
    А когда стало темно, Владька и Жорка стали нам с Ниной совать майских жуков за шиворот... Владька за меня принимал удары крапивой, лишь бы я сидела возле него. (Есть игра такая). Думаю, что он влюблён в меня... Это, конечно, приятно, мне он тоже нравится, мне с ним хорошо. Он не такой, как другие мальчишки... Но, Р. мне дороже... Я его никогда не забуду...
   Письма от него по-прежнему нет... А я жду, как я жду его письмо! ... И сегодня вечером пойду на улицу. Там так интересно! Сегодня опять видела Владьку, он ждал меня, мы с ним погуляли... Это - нехорошо! Мне это - не нравится! Неправильно это! Вечером Владька стучал в окно, звал ещё погулять, но я не вышла... Первый экзамен - 16 июня...
   
   11 мая.  Зацвели вишни! А два дня назад зацвела черёмуха, какая красота! 9 мая первый раз купалась, вода уже тёплая, хорошая.
   А вчера ездили в колхоз, перебирали картошку. Очень загорела. Посмотрела двухсерийный фильм "Любовь в Симле".  Сильнейший! Индийский фильм. Письма ещё нет... Получу ли? Нет, хватит! Надо заканчивать эту игру! Надоело!
   14 мая.  Начала распускаться сирень. Отцветают фиалки. "Купите фиалки, букетик лиловый..." Жизнь - так себе... Хозяйка, однажды, заявила мне:
 - А Нина красивее, чем ты! - Господи! Я и сама это знаю! А обижать-то, зачем? Лёля о Робке пишет ужасно... Он - молчит! Ну, и чёрт с ним! Я уже почти равнодушна! Получила от мамы деньги... На душе - кошки скребут...
   Что со мной - не понимаю... Хочется кричать, подраться с кем-нибудь... Плакать хочется! Как хочу домой! К мамочке!
   16 мая.  Через месяц буду писать диктант. Как напишу? Как вообще сдам экзамены? Очень страшно! Но, должна сдать! Иначе - мне не жить! Это точно! Двоек, пока, нет, только бы не схватить перед стипендией! На улице жарко, доходит до 28 гр. Так хочется купаться, но, нет купальника...
    Письма тоже нет! Всё же, немножко жду... Больше - из самолюбия... А учиться интереснее здесь, чем в школе... И вообще, жить, всё же, неплохо!
    Сейчас сижу в саду, учу билеты по русскому языку. Как здесь красиво! Отцветают вишни, белые лепестки, как снежинки, падают на меня, на землю... Как красиво! Получила от мамы письмо, чУдное письмо! Спасибо, мамочка!
   
    19 мая.  Вчера вечером мне сказали, что стипендия мне не назначена... Я плакала... Очень долго не могла успокоиться и уснуть. Сегодня утром пошла к Вере Васильевне, рассказала ей всё. Она обещала помочь. Не понимаю, за что меня лишили стипендии... Ведь у меня нет двоек! О, Боже! И это - перед экзаменами!
    20 мая.  Была у директора, рассказала ему, он спросил:
  - Двойка есть?
  - Нет! - ответила.
  - Если нет, значит, получишь стипендию! - Он ответил. Но, я не верю. В марте уже так было. Он пообещал, а стипендию я так и не получила... У Мишки  "2" по алгебре, а он получит... Как я напишу мамульке?
    22 мая.  Стипендию получила! Ура! Ура!  По минералогии получила "5". Удивительно! У Ирины Ивановны, и "5"! Я - просто счастлива!  От папы и Элочки (Лёли) пришли письма!
 
    Сейчас - почти полночь. Только что пришли домой с Ниной. Гуляли с нею и Славкой, кличка - Сосна, высокий, симпатичный, в очках, скромный, простой, хороший мальчишка...
    Отцветает сирень, а - жаль! Как она красиво цветёт!  А подснежников я в этом году так и не увидела, это - уже невыносимо! Да, тётя Липа приглашает меня на следующий учебный год жить у неё. К ней выгодно идти, да и женщина она хорошая, но жаль с Ниной расставаться! Я к ней очень привыкла. И ругались мы с нею, и сердились, а всё же, год вместе прожили... Вместе переносили, и невзгоды, и радости... Она - неплохой человек, только понять её надо...
   
    Вот, и кончаю я пятый свой дневник... Жаль, что они - в разных тетрадях, да и всю свою жизнь не запишешь в дневник... ( А я, автор, как рад, что Людмила вела дневник долгие годы, пусть редко, но вела! Иначе сколько интересных моментов в её жизни исчезли бы бесследно! Разве всё в голове удержишь? А вымысел, как бы он красив ни был, это, всё-равно, выдумка! Спасибо, Людмила!)

 ...И, всё же, я пишу, и никогда не лгу на бумаге, даже плохое пишу, на то он и дневник! А если кто и прочитает мой дневник, то пусть не думает, что я - совсем уж, нехороший человек... Нет, я умею любить, ждать, верить, беречь свою любовь, а это - уже хорошо, правда?
    24 мая 63 г.  Начинаю свой очередной дневник... с грозы! Да, сегодня была страшная гроза! Молния сразила огромный дуб, так долго служивший зонтом от зноя и дождя для стариков и влюблённых... Гроза вскоре затихла.
    В уходящей обессиленной туче сверкнула последняя молния... На западе уже голубело небо, между облаками проглядывало солнышко, освещая омытую зелень деревьев, кустов, трав... А я сидела и писала маме письмо.
   
    А теперь надо заниматься. Вечер прошёл, как и обычные весенние вечера, весело, без особых происшествий... Постепенно начала выделяться наша тройка: Галка Кузнецова, соседка, Томка Мамонова и я. Девочки обычно вокруг меня, и, порой, даже ревнуют меня друг к другу... Стараются быть поближе ко мне, но я отношусь к ним одинаково. Иначе нельзя, иначе это уже будет не дружба...
    И, всё же, грустно немного, родные места так влекут к себе, зовут: наша река, озёра дагдские, леса вокруг Дагды...
Как летом красиво в Дагде! Это - самый красивый уголок на Земле! Латгале (Буквальный перевод: Край Латвии.) - Я люблю тебя!!  ...А дни летят, усталости не зная... И остаются считанные дни до встречи с мамой, папой, братьями, друзьями...
   
   Эти дни моей жизни проходят легко, без особых впечатлений. Я больше не мечтаю иметь здесь друга. Я просто легко, не задумываясь, могу смеяться, шутить, драться с одним, потом с другим...
   А настоящая любовь постепенно удаляется от меня, уплывает в беспредельную даль... И вернуть её, видимо, невозможно... Иногда задаю себе вопрос: была ли это действительно, любовь?  И трудно ответить... Я действительно ждала его, мечтала о нём, верила ему, даже - страдала из-за него, но, не знала его мыслей, не знала главной его цели, в жизни... Не разгадала его мечты...
   А если любишь, видишь человека насквозь! Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что любовь - самое чистое, самое светлое, самое гордое слово! На сегодня - всё!  "Ар лабу накти!"(Спокойной ночи!) 

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/29/2121