Воспоминания. День полного освобождения Ленинграда

Борис Голанд
На фотографии: Анна Андреевна Голанд / Жеглова.
ДАНЬ ПАМЯТИ. Годы жизни (08.01.1927 г. - 02.01.2015 г.)

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
900 дней БЛОКАДНОГО ада, нечеловеческого мужества, и тысячи без именных героев...

- «МАМА, ТЫ ПОМНИШЬ ЭТОТ ДЕНЬ?»
- «Я ОЧЕНЬ ХОРОШО ВСЕ ПОМНЮ!»
- «РАССКАЖИ НАМ...»

***
Не могу забыть День прорыва блокады в январе, 18-го 1943 года...
27-го января 1944 года - День полного освобождения Ленинграда.
Накануне Я была на дежурстве в больнице при Педиатрическом институте, где проходила практику от медицинского училища. В окнах все полыхало. Слышался неимоверный гул артиллерийских снарядов, все гремело. Казалось, что разверзлась земля, было так страшно! Когда время моего дежурства закончилось и я вышла на улицу, то увидела необыкновенное по силе зарево. Охватывал ужас.
Я дошла до Финляндского вокзала и долго стояла там от испуга. Потом пошла, как обычно, по Арсенальной набережной к маме в больницу, забрала братика Витеньку из яслей и мы вернулись домой на Кондратьевский проспект, дом 73.
Наша семья жила в деревянном многоквартирном доме на первом этаже в двухкомнатной квартире с отдельным входом. Мы легли спать. Я не могла заснуть. Тарелка репродуктора тихо, мерно отбивала ритм... Вдруг, примерно в 4 часа утра, зазвучала музыка. Было сделано сообщение, что блокада Ленинграда прорвана.
Утром 27 января люди вышли на улицу, ликовали, радовались, пели песни, надеясь на скорое окончание войны.
Но, до окончания войны было еще далеко…
***
Дополнение и уточнение к документальной повести «Два крыла большой птицы», написано 23 ноября 2012 года.
Анна Андреевна Голанд (Жеглова) рассказывала:
Мои родители, мама Пелагея Михайловна, отец Андрей Иванович Жеглов, родились и жили в Калининской области (Тверской) Бежецкого района. У них был хутор – «25 октября», так он был назван, в котором родились и мы – трое детей – сестра Александра, я – Анна, и брат Николай, который умер в 1939 году уже в Ленинграде.
В 1932 году, когда создавались колхозы, мои родители продали все хозяйство и уехали в Ленинград. Отец закончил в Ленинграде сельскохозяйственное училище и стал работать агрономом в совхозе «Ручьи». Им была предоставлена жилплощадь на хуторе «Ильинка», которая принадлежала совхозу. Находилась она на стыке двух проспектов – Кондратьевского и Мечникова. В начале войны  хутор «Ильинка» был разрушен, всех уцелевших жильцов переселили в разные места.
Нашу семью поселили по адресу Кондратьевский проспект, дом номер 73.
В 1943 году отца взяли на фронт и домой он вернулся только 1947 года, так как он с войсками дошел до Бреславля в Германии, где был тяжело ранен и долго лежал в госпиталях. Деревянные дома, в которых мы жили, были все снесены, всех переселили. Мои родители и их дети и внуки переехали в 1958 году в другие районы города, им были предоставлены квартиры.
В 1946 году я вышла замуж в возрасте 19 лет, поехала жить к мужу Илье Голанду  по адресу Кировский проспект, дом 26/28, во дворе этого огромного старинного дома, где ему дали от Ленгорисполкома квартиру на первом этаже.
На Кондратьевском проспекте я прожила с 1943 по 1946 год. За это время я один год отработала в управлении дома паспортисткой и ушла учиться. При Педиатрическом институте было создано медицинское  училище, которое я закончила и работала медицинской сестрой в одной из клиник института.

Жилых домов старой постройки по номер 73, на Кондратьевском проспекте, где жила я и мои родители семьей, их тоже нет. Они были деревянные, двухэтажные, многоквартирные. На этом месте теперь стоят новые очень красивые высотные дома. На противоположной стороне Кондратьевского проспекта расположен кирпичный дом номер 60, старой постройки, так и стоит до сих пор.
Я бываю в этих местах, так как мои родители и все родные похоронены на Богословском кладбище – девять человек. Хутора «Ильинка» теперь нет, здесь теперь Богословское кладбище.
В 1945 году я видела как у кинотеатра «Гигант» вешали на виселицах немецких офицеров – это было жуткое зрелище, но того они заслужили. Блокаду Ленинграда, которую нам пришлось пережить, никогда не забыть – голод, холод, бомбежки и обстрелы и потери близких людей – это ужасно.
Живя на хуторе «Ильинка», я училась в начальной школе с 1 по 4 классы. На проспекте Мечникова построили новую школу, где теперь находится отделение милиции, в ней я училась 5, 6, 7  классы.  До войны, т.е. в 1941 году я закончила 7 –й класс. Помню тот день. В школе был выпускной праздник. Так как я была отличницей, меня наградили почетной грамотой и вручили мне учебники для 8-го класса. Шла домой на «Ильинку», была счастливая, веселая, с хорошим настроением. Подходя к дому, услышала сообщение по репродуктору, объявляли о начале войны, о том, что на нашу страну напала Германия.
Мне было 14 лет.
1942 и 1943 годы не училась и не работала, так как в семье появился маленький брат Виктор. Нужно было ухаживать за ним. Мама очень тяжело болела. Старшую сестру Александру взяли на лесозаготовки, отца на фронт, так что с годовалым братом нам приходилось выживать.
Пошла работать в домоуправление, а брата определила в ясли. Нужны были деньги.
В 1943 году ушла учиться, в 1945 году я окончила училище и стала работать медицинской сестрой в Педиатрическом институте.
В 1946 году вышла замуж, так что на Кондратьевском проспекте, дом 73 я прожила с 1943 по 1946 год. Один год работала, а два года училась.
Мы с мужем и детьми приезжали в гости на Кондратьевский проспект домой к моим родителям и сестре с ее семьей на все их семейные торжества – их дни рождения, дни рождения детей сестры. Мы дружили семьями и всегда передавали друг другу донашивать детям их вещи. Моя мама и сестра, ее муж Николай были очень гостеприимными – мясное, салаты «оливье», «селедка под шубой», бабушкины пирожки с капустой  –  помнят все мои дети – помнят даже вкус.
К сожалению, практически все мои родные умерли: отец Андрей Иванович и мама Пелагея Михайловна Жегловы, сестра Александра Андреевна, ее муж Николай Иванович Мазановы, их два сына Иван Николаевич и Евгений Николаевич Мазановы, два моих брата Николай Андреевич и Виктор Андреевич Жегловы. Так же родители моего отца Иван Петрович и Анастасия Ивановна Жегловы, сестра отца Татьяна Ивановна.
Мой муж Илья Борухович Голанд похоронен на кладбище «Жертв 9 января», Санкт-Петербург.               
 
- ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ ЕЩЕ личные воспоминания Анны Андреевны о блокаде Ленинграда
  в Главах повести:
- Гл.14. Блокада Ленинграда. Моя семья. http://www.proza.ru/2012/01/01/895
- Гл.15. После прорыва блокады Ленинграда. http://www.proza.ru/2012/01/01/909

!!! ПРОДОЛЖЕНИЕ документальной повести по ссылке - http://www.proza.ru/2012/01/22/95