Звучит ария Нигмата...

Люция Камаева
                ЗВУЧИТ АРИЯ НИГМАТА…
                (К 80-летию первой постановки оперы «Эшче»)

   Народный артист Башкирии, России Закий Гиззатович Махмутов как-то рассказал мне эпизод из своей творческой биографии. С группой артистов он по приглашению татарской общины был на гастролях в Финляндии. Настало время возвращаться домой. Стоя на подножке вагона, он пел арию Нигмата «Прощание» из оперы «Эшче» (слова М.Гафури) для провожающих финских татар. Из их глаз неудержимо потекли слезы… Так со слезами на глазах они махали вслед уходящему поезду.
   Эта ария стала популярной, любимой среди татар и башкир. «Иначе и быть не могло, - говорил Закий абый, - слова написал первый народный поэт Башкирии Мажит Гафури, а музыку - первый народный певец Башкирии Газиз Альмухаметов».
Эта знаменитая ария входила в репертуар выдающегося татарского певца Рашида Вагапова. И на ежегодном фестивале татарской песни имени Р.Вагапова Закий Махмутов неизменно ее исполнял. За яркое, проникновенное исполнение этой арии, пропаганду творчества М.Гафури З.Г. Махмутов был удостоен премии и медали имени Мажита Гафури, учрежденной Фондом культуры имени Мажита Гафури. Сейчас мы слушаем эту арию в прекрасном исполнении молодых солистов Башкирского театра оперы и балета Илхама Валеева, Алима Каюмова.
Вот уже более 80 лет звучит ария Нигмата…
   Двадцатый век ознаменовался тем, что три великие революции потрясли Россию и весь мир. Великая Октябрьская революция смела сословия, высвободила мощную творческую энергию народа, энергию созидания нового мира: возводятся гиганты стройиндустрии – Магнитка, Кузбасс, Комсомольск-на-Амуре (из маленькой деревушки Кильтяй, расположенной на живописном берегу Агидели, на Амур уезжает и одержимый комсомольским пафосом с деревянным чемоданчиком в руке брат моей бабушки дядя Шариф).
   В 20-30 г.г. в стране происходит культурная революция. В татарской и башкирской культуре этого периода большим успехом – апофеозом стала опера «Эшче».
   Окрыленные успехом первой татарской оперы «Сания», ее создатели С.Габяши, Г.Альмухаметов и В.Виноградов по совету Г.Ибрагимова обращаются к поэме М.Гафури «Эшче» для создания новой оперы к 10 летию ТАССР. Галимжан Ибрагимов, ставит задачу осветить в новой будущей опере рабоче-крестьянскую жизнь. В предисловии к изданной в Казани поэме в 1921 году он называет «Эшче» «лучшим среди произведений М.Гафури, драгоценной жемчужиной для татарского поэтического мира в показе влияния капитализма».   
Летом 1927 года Научный центр Комиссариата образования Татарстана принимает решение о постановке оперы.
   По воспоминаниям супруги Г.Альмухаметова Мастуры Файзуллиной летом начинаются переговоры с Мажитом Гафури по созданию либретто. Гафури со всей ответственностью берется за новый для себя жанр. Он пишет либретто к опере по одноименной своей поэме. В 1927 году на пароходе Гафури отправляется в Казань с рукописью первого акта и планом либретто. В архиве внука Мажита Гафури Халита Анваровича хранится протокол заседания, на котором обсуждается первый акт оперы. В нем кроме авторов участвуют Ф.Сайфи-Казанлы, Г.Альми, Х.Карим, С.Борхан, К.Тинчурин, Г.Максуд, М.Будайли, Г.Шариф и др. Они говорят о том, что «Эшче» превосходит оперу «Сания» во всех отношениях и привносит новое богатство в сокровищницу культуры татарского мира. Дают полезные советы по совершенствованию либретто. 
   Работа над оперой продолжается, в основу ее легли события «Златоустовской бойни» 1903 года. Летом 1928 года М.Гафури, С.Габяши, Г.Альмухаметов едут в творческую командировку на Урал – заводы Златоуста. Они встречаются со старыми рабочими, бывают в цехах, Альмухаметов находит прототип главного героя Нигмата. Действие оперы происходит на Миасских золотых приисках, на Златоустовском заводе в 1905- 1907 годах. В августе они вместе работают в Башкирии в санатории имени Чехова. А в январе 1929 года Мажит Гафури завершает либретто и передает композиторам. Й. Исанбет пишет: «То, что в начале такого смелого и исторически значимого дела стоял великий писатель – это беспредельная гордость татарской музыки».
   Мастура Файзуллина в своих воспоминаниях пишет, что каждый из создателей оперы вносил свою лепту: Газиз Альмухаметов очень хорошо знал фольклор татарского и башкирского народов и мастерски исполнял их, а Виноградов и Габяши были мастерами композиции.
В 2010 году по всей России проходили мероприятия в честь 130-летия со дня рождения Мажита Гафури, в Башкирии отметили 115 летие Газиза Альмухаметова, а в нынешнем 2011 году музыкальная общественность будет отмечать 120-летие Султана Габяши.
   Третий из соавторов музыки Василий Виноградов родился в Елабуге, а детские и юношеские годы провел в Уфе. Здесь он начал постигать азы музыки: брал уроки по скрипке и музыкальной теории, принимал участие в работе гимназического хора и оркестра. Но, выполняя волю отца, он получает образование на юридическом факультете Московского университета, а параллельно берет частные уроки по скрипке у профессора Московской консерватории Ивана Гржимали, участвует в студенческом симфоническом оркестре Московского университета. По окончании университета, Виноградов возвращается в Уфу, работает юристом и одновременно руководит хором в Уфимском «Обществе любителей пения, музыки и драматического искусства». В советское время он смог полностью отдаться любимому композиторскому делу. В марте 1921 г. правительство ТАССР приглашает Виноградова на работу в Восточную консерваторию (позднее — Казанский восточный музыкальный техникум), и он переезжает в Казань. Здесь получает приглашение работать над музыкой к опере «Сания» и затем «Эшче».
  Премьера оперы «Эшче» состоялась 22 июня 1930 на сцене Татарского академического театра. Роли исполняли: Нигмат — крестьянин-бедняк - Г. С. Альмухаметов, хозяин-заводчик - А. Хисамов, его жена - М. М. Рахманкулова, управляющий заводом - Г. Казанский, губернатор - С. Фалях, Камилэ - Г. М. Кайбицкая. Режиссуру осуществил С. Я. Валеев-Сульва, балетмейстер - Ю. А. Муко, художник - П. Т. Сперанский, директор — А. А. Литвинов. В спектакле принимали участие учащиеся Музыкального техникума, руководимого учеником П.И. Чайковского Александром Литвиновым. Зрители овациями многократно вызывали на сцену Мажита Гафури и авторов музыки. Мастура ханум вспоминает: Мажит Гафури вернулся из театра очень радостный и воодушевленный, за чашкой чая он говорил:
- Родные мои, как бы ни был острым плуг, какими бы сильными не были лошади, когда поднимают целину, первые борозды не могут лечь на должную глубину. И наша работа на сегодняшний день напоминает первые борозды поднятой целины. Пусть первые борозды таковые, проложены не так, как следует, но будущие борозды будут одна другой лучше и на должной глубине. Сегодня меня беспокоила не эта, а совсем другая сторона вопроса. Я боялся за не привыкших слушать оперу наших слушателей. И как сами видели, они держали себя очень хорошо и внимательно слушали. Значит, когда вводишь в жизнь новое, нужно быть смелым и, не сомневаясь ставить произведения. На нашей сцене проложены первые борозды. Будущие борозды, конечно должны быть лучше и глубже первых.
   Почему татарский зритель, для которого искусство оперы было новым, непривычным, так тепло принимал «Эшче»? В чем же секрет воздействия? На этот вопрос ответил профессор Ахмет Сулейманов. Композиция либретто оперы соответствует законам башкирских и татарских сказок, преданий: она состоит из 4-х частей, прощаясь с семьей, главный герой  Нигмат оставляет сыну в память о себе песню.
30 июня того же года опера шла в Москве в экспериментальном театре на Олимпиаде искусств народов СССР и была тепло принята столичными критиками.
   Многие создатели и исполнители ведущих партий оперы «Эшче» стали видными деятелями искусств Татарстана: Г. М. Кайбицкая — народная артистка Татарской АССР, М. М. Рахманкулова — народная артистка Татарской АССР и РСФСР, член Союза композиторов В. И. Виноградов — заслуженный деятель искусств Татарской АССР, П. Т. Сперанский — народный художник Татарской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, А. А. Литвинов — первый в Татарстане заслуженный деятель искусств.
   о в стране нарастает волна репрессий: деятели татарской и башкирской культуры обвиняются в пантюркизме, «султангалеевщине». Спасаясь от ареста, уезжает из Казани Султан Габяши. Газиз Альмухаметов по приглашению правительства Башкирии переезжает в Уфу. Творческая дружба с Мажитом Гафури, начавшаяся в Казани в дни создания оперы «Эшче», для четы Альмухаметовых превратилась в семейную дружбу.
В 1938 году трагически оборвалась жизнь Газиза Альмухаметова - любимый певец башкирского и татарского народов был арестован и расстрелян, а на его творчество было наложено негласное табу. Однако память в народе о первых татарских операх жила…
Анвар Гафури вспоминает, что летом 1941 года Муса Джалиль пригласил его на съезд писателей. Джалиль говорил с ним о том, что опера «Эшче» - красивое произведение, была очень тепло встречена зрителями, запомнилось и ее необходимо вернуть на сцену. Он предложил Анвару встретиться через несколько дней и вместе перечитать либретто. Через три-четыре дня началась Великая Отечественная война…  Муса Джалиль погиб в фашистских застенках смертью Героя, Анвар тоже ушел добровольцем на фронт, пройдя дорогами войны до Кенигсберга…
   Так этой опере не суждено было вернуться на сцену…
   В Уфе же опера «Эшче» ни разу не ставилась. Супруга Газиза Альмухаметова Мастура ханум Файзуллина сохранила партитуру оперы, многократно обращалась с просьбой о ее постановке на уфимской сцене, но увы… башкирский зритель так ее и не увидел…
   Есть надежда, что в Академии искусств имени З.Исмагилова найдутся молодые, талантливые театральные режиссеры, неравнодушные к национальной культуре, осуществят новую постановку оперы «Эшче» хотя бы сцене театрального факультета в знак нашей благодарной памяти перед ее создателями, проложившими первые борозды в жанре оперного искусства в башкирской и татарской культуре.