Глава 6. У мыса Маслен Нос

Владилен Николаев
На фото советско - болгарский экипаж подводной лаборатории. Слева направо: Любомир Клисуров, Александр Подражанский, Никола Дуков, Олег Куприков, Павел Боровиков. Болгария. Маслен Нос. 1973 год.

МАСЛЕН НОС - ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТЕЧКО!
  Маслен Нос (мыс Маслен) представляет собою оконечность небольшого полуострова с размерами примерно 6 - 7 километров на 1,5 - 2,0 километра, расположенного в нескольких километрах южнее красивого городка Созопол. На оконечности полуострова, непосредственно на мысу, находилась небольшая военно - морская часть.

Рядом с воинской частью, на южной стороне полуострова, стояла рыбацкая хижина, пустующая большую часть года. Около этой хижины и был устроен лагерь экспедиции. Поблизости имелся небольшой бетонный причал для швартовки рыбацких баркасов и шлюпок.

  Весь полуостров, от от его основания, где располагалось кафе «Перла», до военно – морской части на оконечности мыса, был покрыт буйной и разнообразной растительностью и был практически безлюдным. На скалистом берегу небольшой бухточки на северной стороне полуострова стояла ещё одна пустующая рыбацкая хижина.

Обе хижины использовались болгарскими рыбаками только во время путины. Иногда, в летние месяцы, в них порой поселялись молодые заезжие туристы - и под крышей, и с добротным очагом, и платить не нужно. Весь полуостров, покрытый разнообразной густой растительностью, выглядел очень пустынным.

Гуляя по его заросшим тропам, я однажды видел молодых диких кабанов, несколько раз в чаще деревьев мелькали олени. Ещё чаще, к сожалению, встречались здесь змеи. Их можно было видеть даже непосредственно на территории нашего лагеря.

Болгары говорили нам, что в древности на полуострове существовало греческое поселение, рядом с ним росли и плодоносили оливковые рощи. Отсюда мыс получил своё название. Места вблизи южного берега полуострова в древности использовались для якорной стоянки судов. На дне здесь до сих пор иногда находят древние амфоры.

Вблизи оконечности мыса крупные каменные глыбы поднимаются со дна почти до поверхности моря. И почти от поверхности до дна эти камни обросли крупными мидиями. Мидии стали очень существенной добавкой к столовому довольствию, которое «болгарская сторона» предоставляла советским участникам работ.

Дело в том, что болгарский пищевой рацион явно не рассчитан на средний российский аппетит. В 1973 году многим из нас его заметно не хватало, особенно тем, кому приходилось подолгу работать в холодной воде. В таких случаях добавкой к рациону становились мидии, которых мы пекли на железных листах на костре. И ели их, запивая пивом.

Так появилась необходимость два - три раза в неделю добираться до «Перлы» - за пивом. Правда, в 1974 году, учитывая свою прошлогоднюю ошибку, наш рацион питания на Масленом Носу болгары усилили. Но возникшая любовь к пиву с печёными на костре мидиями у российских участников работ не исчезла и походы в «Перлу» практиковались и в 1974 – ом.

В конце августа 1974 года программа «Шелф - Черномор» была завершена. Обитаемая подводная лаборатория «Черномор» осталась в Болгарии, как музейный экспонат.