Повесть Черноликие Мажита Гафури на сцене

Люция Камаева
               
           (К 130 летию со дня рождения первого Народного поэта Башкортостана)


  - Завидна судьба повести Мажита Гафури «Черноликие», - писал  в 1965 году в газете «Советская Башкирия» Суюндук Саитов в связи с первой постановкой балета «Черноликие» по мотивам одноименной повести классика татарской и башкирской литератур Мажита Гафури. Да, поистине народную любовь завоевало это произведение Народного поэта.  Когда мне по делам Фонда приходилось бывать в разных районах Башкирии, в Казани, в Троицке, из произведений Мажита Гафури люди прежде всего называли «Черноликие». Особенно люди старшего поколения рассказывали, как они зачитывались этим произведением,  плакали, жалея главную героиню Галиму.
   Еще в 1940 году перед войной, когда во Всесоюзном масштабе отмечался 60-летний юбилей Мажита Гафури, литературовед Амир Чанышев написал: «Повесть «Черноликие» («Опозоренные») – это поистине шедевр башкирской литературы. По глубине художественного обобщения, по проникновению в сложную человеческую психику, гуманизму и народности, ее можно поставить в ряд лучших образцов русской классической литературы. Ее можно смело назвать энциклопедией дореволюционной жизни башкирского народа. Весьма трудно встретить грамотного башкира или татарина, не знающего, или не прочитавшего это произведение Гафури».
  И это произведение Мажита Гафури оказало большое влияние на развитие сценического искусства как в Башкортостане, так и в Татарстане.
По мотивам повести долгие годы на многих сценах шел спектакль «Черноликие». Первая постановка в инсценировке Гайнана Амири и Вали Галимова состоялась 5 мая 1938 года в Башкирском драматическом театре и более 50-лет этот спектакль был визитной карточкой театра. Колоритные образы как главных героев спектакля Закира и Галимы, так и образы героев второго плана: отца Галимы, муллы, байского сынка, брата Галимы и другие надолго запечатлелись в зрительских сердцах. В статье, посвященной 90-летнему юбилею главного театра республики в газете «Культура» театровед Лилия Латыпова, анализируя современный репертуар театра, отмечает: «Спектакли современных авторов - руда, из которой лишь потом, спустя годы, кристаллизуются крупицы таких алмазов, как "Галиябану" М.Файзи или "Черноликие" М.Гафури».
   В Казани в 1981 году по мотивам повести Мажита Гафури к 100-летию со дня его рождения состоялась премьера оперы «Кара за любовь». Сценическую жизнь опере дали режиссер, народный артист РСФСР Н.Даутов, дирижер, заслуженный деятель искусств МАССР В.Куценко, народный художник ТАССР Э.Нагаев, хормейстер И.Рахматуллин, большой актерский коллектив. Много труда и творческого вдохновения вложили в создание своих образов народные артисты ТАССР Зухра Сунгатуллина (Галима) и Хайдар Бегичев (Закир)… Вот, что вспоминает сама прима татарской оперы Зухра Сунгатуллина: «…Оперу "Черноликие" (первоначальное название оперы, поставленной по мотивам повести Мажита Гафури "Черноликие" - "Кара за любовь"- Ред.) на музыку Бату Мулюкова в постановке Нияза Даутова мы исполняли в Московском Дворце съездов. Не передать словами то волнение, когда мы вышли на сцену и увидели перед собой настоящее людское море - на спектакль пришли пять тысяч зрителей, среди них было много татар, которые приехали со всего мира. Фурор был такой, что после спектакля поклонники нас с Хайдаром несли на руках до гостиницы "Россия".
   Правительство Татарстана высоко оценило труд создателей оперы. Авторы и ведущие исполнители оперы «Кара за любовь», по мотивам повести Мажита Гафури «Черноликие», были удостоены Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.
А кукольный спектакль «Галима» по мотивам повести Мажита Гафури стал победителем на Международном фестивале в Венгрии в 1982 году. «Выражаясь высокопарно, - отмечал журнал «Культура», - Грибанова и Штейн впустили высокую трагедию в стены кукольного театра. Их герои подобно своим создателям оказались способными воспарить. Это сегодня на сцене (с помощью компьютерной графики) не летают разве что ленивые. А тогда, в 1980 году, когда над подмостками Уфимского театра кукол в спектакле Штейна - Грибановой "Галима" вознеслись и по-шагаловски поплыли в воздухе влюбленные герои поэтической трагедии М. Гафури "Черноликие", это стало истинным театральным откровением».
   В Башкортостане в 1965 году произвел фурор балет «Черноликие» в постановке ленинградского балетмейстера Хашима Мустаева. Читаем в рецензиях тех лет:
   -  Башкирское искусство обогатилось еще одним крупным и ярким произведением. Это новый балет Х.Заимова и А.Чугаева «Черноликие». …Безусловно, самая сильная сторона нового балета, его душа, его сердце – это великолепная музыка. В ней удачно сливаются вдохновение и ум, богатство яркого мелодического материала и очень расчетливое, разумное его использование, яркий национальный башкирский колорит и дыхание настоящего симфонизма. И, наконец, вся музыка балета пронизана танцевальностью, она как бы рождает собою движение, танец. Вместе с тем, она предельно ясно воплощает драматургию балета и поднимает сюжет до романтически трагедийных высот обобщения,  - писала Л.Атанова.
Высоко оценивает работу постановщика Ф.Каримов:
   - В новом балете, прежде всего, восхищают танцы. Их в нем много. И все поставлены интересно и своеобразно, гармонично организованы и обобщены. Отрадно то, что события в спектакле передаются только через танцы. Хорошо поставлены массовые сцены (и их много). Когда смотришь балет, прекрасные волнующие башкирские танцы тут же овладевают вашим вниманием. Движения быстрые и действенные, все элементы башкирского танца переданы через классический балет. Как балетмейстер смог соединить народные танцы  и образцы классического балета? На этот вопрос трудно дать ответ. Вот в этом и заключается дар постановщика. 
   Великий танцовщик, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, потрясенный увиденным, написал такой отзыв:
-  Танцы жизнерадостной, нежной и целомудренной девушки Галимы (Гузель Сулейманова) и ее возлюбленного Закира (Фаузи Саттаров) пленяют красотой линий и чистым юношеским порывом. Каждый образ в этом спектакле вылеплен предельно выразительно и находится в постоянном развитии. Полная гармония музыки и танца создает единую симфонию спектакля. Трагедия, которая разыгрывается на сцене, потрясает, не оставляет равнодушным к судьбе героев.
Оформил спектакль талантливый художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Мохаммат Арсланов (декорации спектакля и костюмы сделаны по его эскизам), за эту работу они был удостоен Государственной премии имени Салавата Юлаева.
   Каждый, кто принял участие в создании этого балетного спектакля, делал это с большой любовью, вкладывая всю свою душу и талант. Иначе и быть не могло, ведь «Черноликие» - самое любимое произведение Мажита Гафури, в образе Галимы - ее поведении, внешности, голосе, характере - он обрисовал свою загубленную красавицу сестру Сафию. Безвременная гибель сестры на всю жизнь осталась незаживающей раной в сердце Мажита, «одной из миллионов жертв старой жизни».
   И вот в  конце мая в Мемориальном Доме-музее Народного поэта состоялось заседание совета Фонда культуры имени М.Гафури. На повестке дня обсуждался вопрос о постановке спектаклей по произведениям Мажита Гафури на подмостках театров столицы и других городов Республики и, прежде всего, одноименных драматического и балетного спектаклей на основе его классического произведения "Черноликие".
В этом разговоре приняли участие директор БГТОиБ В.Г. Рихтер, главный режиссер театра "Нур" А.К. Сафиуллин, зав. литературным отделом БГТД имени Мажита Гафури Р.К. Ягудина, музыковед Г.С. Галина, доцент БашГУ И.К. Янбаев, постановщик балета "Черноликие" хореограф-консультант БГААТ им.Ф. Гаскарова Х.Ф. Мустаев, председатель Башкирского отделения Союза театральных деятелей России А.А. Абушахманов, журналисты, студенты Башгосуниверситета.
   В резюме заседания директор Фонда Мадриль Гафуров сказал о том, что необходимо художественным советам театров драматического, оперы и балета, молодежного, кукольного  включить с учетом реалий времени в свои планы постановки спектаклей по произведению Мажита Гафури "Черноликие" к 130-летию со дня рождения классика татарской и башкирской литератур. Зритель давно ждет этих постановок на сцене.
Горячо поддержал пожелание М.Гафурова художественным советам театров республики А.Абушахманов. Особое внимание он обратил на новую постановку балета "Черноликие".
   На этом же заседании директор Фонда М.Гафуров вручил общественную премию имени Мажита Гафури и медаль лауреата А.Абушахманову за вклад в театральное искусство Башкортостана и исполнение роли Закира в спектакле "Черноликие".
   Отрадно отметить, что вопрос о постановке спектаклей по произведениям Мажита Гафури сдвинулся с «мертвой точки» хотя бы в сознании присутствующих. Есть надежда, что новое поколение зрителей увидит и балет, и драму, и кукольный спектакль, и оперу «Черноликие». Есть надежда, что найдутся талантливые, неравнодушные к национальной культуре сценаристы, хореографы, режиссеры, которые обратятся и к другим произведениям первого Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури и воплотят их на сцене.