Душою чист, горяч в труде

Люция Камаева
               
                (К 100-ЛЕТИЮ АНВАРА ГАФУРИ, 1910-2010)


    В этом году для семьи Гафури тройной юбилей: 130 лет Мажиту Гафури, 100 лет его сыну Анвару, 65 лет Великой Победе советского народа над фашистской Германией. Анвар Гафури – участник Великой Отечественной войны, и 9 мая мы навещаем его могилу на мусульманском кладбище.
    Анвар Гафури (Анвар Абдулмажитович Гафури) родился 27 ноября 1910 года в городе Уфе. В 1929 г. закончил  Первую Совшколу 2-й ступени г. Уфы (ныне гимназия № 3).
После окончания школы с Мажитом Гафури они едут в Москву. Анвар поступает учиться в Московский текстильный институт на отделение художественного оформления тканей. Он хорошо рисовал. В семейном архиве сохранился автопортрет, портрет Гоголя, отпечатанный на машинке.
    В Москве Анвар знакомится с Мусой Джалилем. Они вместе работают в газете «Коммунист». Между ними завязывается крепкая дружба, которую Анвар пронес через все годы.  В своих воспоминаниях Анвар Мажитович пишет, что в 1941 году Муса Джалиль пригласил его в Союз писателей. Речь шла о том, что опера «Эшче» незаслуженно сошло со сцены, чтобы заново поставить это прекрасное произведение. Он выразил свое желание привлечь к работе над либретто оперы сына ее автора - Мажита Гафури. Анвар Гафури и Муса Джалиль договорились через неделю сесть за работу по обновлению некоторых сцен либретто…
    В то время Муса Джалиль задумал постановку и новой оперы по мотивам повести Мажита Гафури «Черноликие», но этим планам не дано было осуществиться… началась война...
Оперу «Черноликие» поставили на сцене казанской оперы в 1982 году к 100 летию со дня рождения Мажита Гафури. Желание Мусы Джалиля сбылось. А вот опера «Эшче» осталась, как ярко вспыхнувшая звезда, в истории оперного искусства башкирского и татарского народов. Лишь несколько арий, чаще всего ария «Нигмата», входят в репертуар современных исполнителей. 
    В 1933 году сильно ухудшается здоровье отца, и Анвар возвращается домой. Продолжает учебу в Башкирский государственный педагогический институте, затем - в Казанском пединституте, одновременно работает в радиокомитете Татарстана. В 1939-1940–х годах Анвар проходит службу в рядах Красной Армии. Перед войной возвращается с семьей на жительство в Уфу. Учится на командирских курсах, а в 1942 году добровольцем уходит на фронт. Вот отрывок из его рапорта: «С начала нападения на нашу страну фашистских варваров прошел год. В продолжение 12 месяцев советский народ ведет героическую войну с немецкими захватчиками, защищая свою священную землю, свою честь, свою свободу. Будучи сыном одного из крупнейших писателей, я не могу, не имею права оставаться пассивным зрителем. Мое место там – на фронте. … Даю Вам слово честно, добросовестно и, если придется, до последнего дыхания защищать нашу родину».
    В составе 11-гвардейской армии проходит боевой путь от Сухиничей до Кенигсберга... В семейном архиве хранятся письма с фронта, «треугольники», «боевые листки», редактором которых был Анвар Гафури. Халит Анварович – его младший сын рассказывал, что у отца на войне, наверное, был ангел-хранитель, который ни раз спасал его от гибели, когда Анвар Гафури с водителем попадали под обстрел снарядов, то ли водитель был столь опытным, машина виляла и снаряды падали мимо. 
   Также одним из близких друзей Анвара Гафури  был Узбек Алпаров – сын ученого-литературоведа Гибадуллы Алпарова. Их отцы были близкими друзьями-единомышленниками, а сыновья продолжили эстафету дружбы… В своей книге воспоминаний «Далекое, невозвратимое…» Анвар пишет, что находясь у своего друга за шахматной партией, услышал грозную весть о вероломном  нападении фашистской Германии на нашу страну.
Узбек Алпаров стал известным архитектором, более 34 лет возглавлял «Татаргражданпроект», заслуженный строитель РСФСР и ТАССР, награжден  орденами и медалями. Их последняя встреча состоялась в Уфе в 1971 году (см.фото)
   Анвар Гафури - член Союза журналистов СССР. С 1939 года он посвятил свою жизнь пропаганде творчества своего отца - первого Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури. После войны работает редактором музыкальных передач в Башкирском радиокомитетете. Здесь он подружился с композитором–фольклористом Камилем Рахимовым. Плодом их творческого союза стали несколько песен и среди них романс «Грущу о тебе», первой его исполнительницей была Диана Нурмухаметова. 
   Сын композитора Эмиль Рахимов рассказывает, что он хорошо помнит последние 7 лет жизни Анвара Мажитовича. Анвар Гафури часто приходил к его отцу. Камиль Рахимов настраивал ему пианино, Анвар Мажитович садился на табурет, окрашенный в белый цвет, и квартира наполнялась энергичными звуками. Пальцы бегали по клавишам, слышались и раскаты грома, нежные трели и звучание ручейка… Начинал он свои импровизированные концерты с арии «Нигмата», сам великолепно пел, у него был теноровый голос, а завершал маршем С.Сайдашева.
   Долгие годы он был внештатным корреспондентом на радио, телевидении, (близким друзьям говорил: я – заштатный). Вел активную работу в обществе «Знание» в качестве лектора-пропагандиста.
   Два Анвара  - Гафури и Бикчентаев были соседями, их рабочие кабинеты разделяла тонкая стена, по трубе они перестукивались азбукой Морзе, засиживались за шахматной партией. Рабига Аминевна рассказывала: когда бы я не зашла к ним, Анвар все время сидел за печатной машинкой. Я спрашивала: Анвар, пишешь ли ты воспоминания? Ведь никто так хорошо, как ты не знал Мажита Гафури. «Пишу, пишу», - отвечал он.
Его рассказы - воспоминания публиковались в газетах, журналах, звучали по радио. А в виде книги на башкирском языке увидели свет в 2001 году в издательстве «Китап».
   Много дорогих воспоминаний хранится в моей памяти, - пишет Анвар Мажитович, - Когда я бываю среди друзей и знакомых, и они мне говорят:
- Анвар Мажитович! Сыграйте-ка на пианино свою любимую мелодию! – я, не колеблясь, начинаю играть «Зульхизу». Пальцы бегут по клавишам, а мысли мои уплывают в те далекие  дни, которые уже никогда не возвратятся…
Эту песню пела моя мать… Вот она сидит вечером, что-то шьет на машинке, а сама ждет отца и тихо напевает… Это она научила меня писать и читать…
Дом Гафури был своеобразным культурным центром Уфы. Сюда приходили писатели, литераторы Сайфи Кудаш, Гариф Гумер, Булат Ишемгулов, Даут Юлтый, Яков Ухсай… приезжали татарские писатели Галимжан Ибрагимов, Шариф Камал, Галиаскар Камал, музыканты: Загидулла Яруллин, Хабибулла Ибрагимов, Газиз Альмухаметов, Салих Сайдашев, Сара Садыкова …
С упоением слушал он музыкантов, мечтая научиться играть мастерски, как они. Анвар обладал абсолютным слухом. Особенно он любил исполнять произведения Салиха Сайдашева и отрывки из оперы «Эшче».
    После смерти Мажита Гафури Зухра Камалетдиновна пригласила жить в их доме семью Сайфи Кудаша. Вот что вспоминает дочь Народного поэта Суембика Сайфиевна Кудашева-Кузеева:
 - Вскоре приехал Анвар. Он давал читать мне и моей сестре Чулпан разные книги, в том числе «Дон Кихот» Сервантеса и романы Жюля Верна. Он хорошо рисовал. Мне иногда читал отрывки из «Дон Кихота», места, где Дон Кихот сражался с мельницами, потом это изобразил тут же в рисунках, сам громко смеялся. Рисовать он очень любил, не зря учился в Московском текстильном институте на факультете оформления ткани.
   Анвар Мазитович хорошо играл на фортепиано, любил петь народные песни, арии из музыкальных драм, арию Нигмата из оперы «Рабочий», либретто к которой написал его отец Мажит Гафури. Особенно хорошо играл он знаменитый военный марш известного татарского композитора Салиха Сайдашева.
    В памяти сохранился очень интересный случай. Это было в начале лета 1936 года. Широко распахнув окна, Анвар играл на фортепиано. Потом начал петь песни из различных пьес, драм: «Огни, зажженные нами» - музыка Салиха Сайдашева, слова К.Тинчурина, «Песня любви» - музыка С.Сайдашева, слова Г.Насыри, арию Батыржана из драмы Т.Гиззата - музыка С.Сайдашева, песню Булата из драмы «Голубая шаль» - слова К.Тинчурина, музыка С.Сайдашева, «Темный лес» из мелодрамы К.Тинчурина «Голубая шаль», «Воробей» из пьесы «Глаза» - слова народные, музыка Салиха Сайдашева и т.д. Из этого списка видно, как Анвар Гафури любил музыку С.Сайдашева. Свой «концерт» он завершал обязательно военным маршем С.Сайдашева. Это необыкновенно красивый марш вселял в души людей гордость за свою страну, веру в силу людей, шагающих под этот марш, военных, защитников Родины. Анвар играл с таким воодушевлением, что проходящие мимо дома, мгновенно останавливались, плененные красотой марша и игрой исполнителя. Даже хлопали в конце… По улице Гоголя всегда ходило много молодежи. Ее даже в шутку называли «студенческой», ибо почти все студенты города в то время жили в общежитии по улице Гоголя, 11. Однажды около окна Анвара Гафури остановились солидные красиво одетые люди. Они внимательно, некоторые с восторгом слушали игру марша до конца и начали хлопать. Из окна выглянул Анвар. Он сразу оживился, поздоровался с людьми, особенно тепло с одним из них. А это был автор этого марша, композитор Салих Сайдашев. А мы, молодежь, окружили знаменитого композитора, начали с ним разговаривать, он вел себя очень просто, охотно отвечал на наши вопросы. Мы его наперебой благодарили за его прекрасные песни, которые становились популярными, исполнялись всюду, особенно среди молодежи. Композитор рассказал нам о своих новых планах. Мы уже знали, что татарский театр драмы имени Г.Камала в эти дни находится на гастролях у нас, в Уфе. А эти артисты вместе с музыкальным руководителем театра С.Сайдашевым шли в наш оперный театр на очередной спектакль. В то время не было еще построено здание театра драмы имени М.Гафури, поэтому здесь шли спектакли оперного театра и постановки театра драмы.
   В тот памятный день в театре шла драма Тажи Гиззата «Наемщик», музыку к которой написал С.Сайдашев. Этот знаменитый композитор, стоящий в данный момент в окружении молодежи, просто обратился к присутствующим со словами: «Не хотите ли сегодня пойти на наш спектакль, я могу дать вам контрамарки?» Мы, несколько человек, с радостью взяли у него билеты, быстро собравшись, пошли смотреть спектакль.
   Анвар Мажитович был великолепным аккомпаниатором, - об этом с большой теплотой мне рассказывала Джамиля ханум Халикова, долгие годы она работала звукорежиссером на радио и телевидении. В Госфильмофонде ГТРК Башкортостана хранятся две изумительные записи татарской народной песни «Сибля чячяк» и башкирской народной песни «Таштугай». Записали они их без репетиции с первого раза.
   Вместе с композитором Мазитом Шариповым писали песни для детей. Их песня «Фестивальная» заняла первое место на республиканском фестивале. Тамара Григорьевна – вдова композитора пишет в воспоминаниях об Анваре Мажитовиче: «Наш дом был открыт для всех. Мазит Габбасович был хлебосольным хозяином. У нас часто собирались гости, друзья-музыканты Мазита Габбасовича: Камиль Юсупович Рахимов,  Шамиль Ибрагимов и многие другие. Душой всей компании был Анвар Мажитович. Он прекрасно играл на рояле – это был каскад, водопад звуков. Мазит Габбасович – на трубе. А как пели – заслушаешься! Эти музыкальные вечера всегда проходили интересно и весело. Было много шуток, розыгрышей. Смеялись от души! Анвар Мазитович успевал выпустить стенгазету с шаржами и веселыми надписями на участников вечера.
   Я часто размышляю, что объединяло и роднило этих сильных духом мужчин, прошедших войну, проживших нелегкую жизнь. А это была крепкая мужская дружба, проверенная годами. Они глубоко уважали и понимали друг друга. Их сближало не только совместное творчество. Они были честные, порядочные, талантливые. Любили жизнь и людей. На одной из книг, подаренных Мазиту Габбасовичу, Анвар Мажитович написал: «Мазит! Я не перестаю удивляться и восхищаться жизнью».
   Я благодарна судьбе за то, что много лет знала, видела, слушала этого удивительного человека».
   Очень хотел Анвар Мажитович работать в музее своего отца. Но по каким-то причинам ему в этом отказывали. Отвечали: «Нет вакансий».
В своих рукописях Анвар Гафури пишет:
- Я иду в парк имени Матросова, где находится могила отца, а затем отправляюсь в Дом-Музей Мажита Гафури. Здесь я бываю часто, выступаю со своими воспоминаниями перед посетителями. Люблю знакомиться с записями в книге отзывов: «Наша национальная гордость! – пишет тов. Тухватуллина из города Ташкента. – Понять это помог нам музей, созданный в честь твоего гения».
   Студентка Башкирского Государственного университета тов. Ахметова оставила такую запись:
   «Я каждый год посещаю Дом-Музей Мажита Гафури и всегда ухожу с новыми, светлыми думами о большом поэте. У меня такое впечатление, будто я встречаюсь с самим Гафури.
Много добрых слов сказано в Книге отзывов в адрес поэта. Но особенно запоминаются слова народного поэта Чувашии Якова Ухсая: «Дорогой Мажит агай! Я был в твоем доме. Ты жив и здесь, и в народе!».
   И в жаркий июльский день 1977 года он несколько раз проводил экскурсии для учителей из районов Башкирии, приехавших на курсы.
   Вернулся домой, ему стало плохо, хватил удар. Но остался коллективный снимок Анвара Мажитовича с учителями-курсантами. Это его последняя фотография.
6 июля  1977 года Анвара Гафури не стало. Его супруга Разия ханум Лукманова-Гафури записала по часам и минутам как уходил в мир иной Анвар Гафури – сын  первого Народного поэта Башкортостана… Воин, журналист, достойный сын своего отца.
   В одном из очерков он написал: 
- Сейчас моя серая шинель аккуратно сложенная лежит на дне сундука. Иногда я ласково глажу ее, как память о прошедшей жестокой войне. Она слегка выцвела, поизносилась, но ее еще можно одевать. Я хочу верить, что мне не придется ее больше вытаскивать. Но если на нас снова нападут враги и придется идти воевать, я  надену свою серую солдатскую шинель и пойду туда, куда прикажет Родина.
   Как бы то ни было, я верю: на просторах моей Великой Родины загорятся огни Коммунизма. На полях произрастет богатый урожай, в городах, гигантских колхозах зазвучат песни радости! Также в полночь будут бить куранты Кремля, а после их боя грянет гимн Советского Союза.
   Это слово солдата.
На фронте я увидел своими глазами победу жизни над смертью и понял ценность, красоту и высоту жизни, о которых невозможно рассказать словами. В эти дни я часто вспоминал слова отца: «Настал тот день: или смерть, или победа – третьего не дано». Они поднимали дух и вселяли веру в победу.
    В архиве Анвара Гафури есть его карандашный портрет с посвящением:
Друзьям пожмешь ты крепко руку.
Душою чист, горяч в труде.
Не любишь зло, неправду, скуку
И друга выручишь в беде.
Врагу в глаза скажешь ты: «Умри!»
Таков портрет твой, Гафури!               
              Сиротин

  Двоих сыновей - внуков великого Мажита Гафури  воспитали Анвар Гафури с Разией ханум. Старший - Раиф Анварович доктор физико-математических наук, астрофизик живет и работает в Москве, Халит Анварович – массажист, выпускник Всесоюзной школы массажистов, пишет стихи, сказки, миниатюры для детей, живет в Уфе, вместе с женой Люцией воспитывают сына Мирсаита – правнука Мажита Гафури. Династия продолжается…
   Так уж сложилось, что Мажит Гафури не увидел своих внуков и Анвару Гафури, к сожалению, не было суждено увидеть своего внука.
Анвар Мажитович часто посещал малую родину своего отца. Встречался с учащейся молодежью, общественностью района, избран почетным колхозником колхоза имени Мажита Гафури.
Халит Гафури и Люция Камаева вместе с единомышленниками организовали Фонд культуры имени Мажита Гафури, который бережно собирает, хранит, пропагандирует наследие Мажита Гафури и его близких родных и друзей-соратников. Много добрых дел сделал в этом году Фонд под руководством своего директора известного российского журналиста, поэта Мадриля Гафурова. Из недавних мероприятий: 1 августа в день рождения Народного поэта состоялся митинг у его памятника перед театром, в Башгосуниверситете проведена межрегиональная конференция «Творчество Мажита Гафури – источник идей справедливого общества и мира», посвященная 130 летию со дня рождения Мажита Гафури.
   А 20 декабря в Мемориальном Доме-музее Мажита Гафури прошел вечер памяти, и круглый стол «За самоваром у Гафури, он был  посвящен 100 летию Анвара Гафури. Собрались люди, которые хорошо знали, общались с Анваром Мажитовичем, хранят в своей душе о нем очень теплые воспоминания: его сын Халит Гафури, дочь народного поэта Сайфи Кудаша Суембика ханум, долгие годы проработавшая вместе с ним писательница, драматург Мукарама Садыкова, сын Камиля Рахимова Эмиль Камильевич.
   Ведущий вечера Мадриль Гафуров поделился воспоминаниями, о том, как Анвар Мажитович  тепло принял его первые стихи на татарском языке и они с его благословения прозвучали по радио. Присутствовали земляки-гафурийцы: Н.Б.Таминдарова, учителя, приехавшие из разных районов Башкортостана на курсы вместе со своим руководителем доцентом УГАИ Гульназ Галиной, старейшие работники Республиканской Национальной библиотеки Г.Н.Зиганшин, Ф.Ш.Суюндукова.
   На этом вечере земляку Мажита Гафури журналисту, поэту Ниязу Салимову была вручена  общественная премия и медаль имени Мажита Гафури. В ответном слове лауреат сказал, что горд тем, что награду получил именно в Доме-музее Мажита Гафури, и в годы работы редактором газеты «Табын» Гафурийского района он организовывал и проводил «Гафурийские чтения» на малой родине первого Народного поэта и выразил пожелание возродить «Гафурийские чтения» еще на более масштабном, высоком государственном уровне. В завершение своей речи Нияз Салимов прочитал свои стихи из нового сборника, посвященные Мажиту Гафури.
   На вечере звучали татарские и башкирские мелодии в исполнении Анвара Мажитовича из архива Госфильмофонда ГТРК «Башкортостан», его голос, будто живой… сильного, энергичного,  яркого, незаурядного человека.

Стихи Анвара Гафури в переводе Нины Турицыной
Мысли о любви

Сегодня всей жизни прошедшей
Страницы я перелистал.
И вспомнил веселое детство,
В мечтах вновь ребенком я стал.

Так самая первая в жизни
Сыновья приходит любовь,
И верность семье и отчизне
Она поведет за собой.

Полжизни прошло. Вновь как пламя
Горит в моем сердце любовь –
Я счастлив теперь сыновьями,
Отцовской любовью я горд!